‘айлы раздела

ѕоиск:
ѕроцессоры и пам€ть

08.07.2008 00:05

»сследование производительности семи процессоров Intel в одиннадцати играх
јвтор: TECHLABS Team

»звестно, что одними из самых требовательных задач, которые выполн€ютс€ на домашних компьютерах, €вл€ютс€ игры. ќни уже давно превратились из простых незатейливых средств безобидного врем€препровождени€ в высокотехнологичные продукты дл€ видеоразвлечений, соперничающие по визуальным красотам с кинематографом. Ѕлаго мониторы, поддерживающие высокие разрешени€, уже достаточно распространены и имеют приемлемые цены.

 ак часто геймер, приобрет€ вожделенный диск с новенькой игрой и прид€ домой, с досадой обнаруживает, что его компьютер не справл€етс€ с последними шейдерами и разрешени€ми экрана уровн€ High Definition. » вот здесь-то возникает классическа€ задача, рассматриваема€ во всех учебниках по экономической теории: как при ограниченных ресурсах получить максимальную полезность? ѕод ресурсами, конечно же, понимаютс€ деньги несчастного геймера, которых, как всегда, не хватает, а под максимальной полезностью ­– оптимальна€ конфигураци€ компьютера, позвол€юща€ в полной мере насладитьс€ всеми красотами шедевров современной игровой индустрии. ¬едь на производительность компьютера оказывает вли€ние не только  видеокарта, но и центральный процессор, оперативна€ пам€ть и системна€ плата, а также установленные специализированные ускорители, например, физической модели.

» все-таки определ€ющим фактором игровой производительности, несомненно, выступает св€зка центральный процессор – видеокарта. Ёти комплектующие, как правило, станов€тс€ самыми дорогосто€щими компонентами системного блока компьютера дл€ игр. ¬опрос об определ€ющей роли процессора или видеокарты остаетс€ открытым, хот€ большинство экспертов в этом споре отдают предпочтение видеоакселератору.

¬о-первых, вместе с ростом диагоналей современных мониторов растет и их оптимальное разрешение, а рост разрешени€ монитора повышает требовани€ к производительности видеоадаптера и объему его набортной пам€ти.

¬о-вторых, станов€тс€ доступными высокие значени€ режимов улучшени€ изображени€ – анизотропной фильтрации (Anisotropy Filtration - AF) и полноэкранного сглаживани€ (Full Screen Anti Aliasing – FSAA или AA). » эта забота снова ложитс€ "на плечи" видеокарты.

¬-третьих, посто€нно усложн€ютс€ коды пиксельных и вершинных шейдеров, используемых в играх, что оп€ть же накладывает небывалые требовании на вычислительную мощь графических процессоров. „его только стоит 1.4 млрд транзисторов, интегрированных в новейший графический процессор GT200 - сердце флагмана NVIDIA, видеокарты GeForce GTX 280! Ёто на сегодн€ абсолютный рекорд по числу интегральных элементов в одном чипе, выпускаемом крупносерийно.

ќднако вместе со всем вышесказанным значение центрального процессора также нельз€ приуменьшать. — выходом каждого нового игрового проекта усложн€етс€ и совершенствуетс€ искусственный интеллект персонажей, а многие современные графические технологии значительно загружают центральный процессор компьютера. яркими примерами тому служат такие лидеры игровой индустрии, как S.T.A.L.K.E.R. и Crysis. ѕо поводу процессорозависимости и графических технологий игры S.T.A.L.K.E.R. советуем обратитьс€ к статье "√рафические технологии в S.T.A.L.K.E.R. “естирование дес€ти видеокарт в игре". ј разработчики компании CRYTEK пр€мо за€вили о том, что производительность в Crysis будет определ€тьс€ центральным процессором в не меньшей степени, чем видеокартой. » хот€ это верно дл€ невысоких разрешений с отключенными режимами улучшени€ изображени€, и  тем не менее.

 роме того, физические эффекты в играх, которые станов€тс€ все более многочисленными, приближенными к реальности и кинематографичными, по-прежнему обсчитываютс€ центральным процессором. “акже нужно отметить, что, кроме пон€ти€ "среднее количество кадров в секунду" (average frames per second – average fps), существует и "минимальное число кадров в секунду" (minimal fps). ѕоследним во многом определ€етс€ комфортна€ игра. ¬едь при высоких значени€х среднего показател€ даже редкие провалы минимальных значений будут доставл€ть игроку непри€тные ощущени€. ѕровалы fps как раз-таки наблюдаютс€ при большом числе персонажей в игровой сцене и при ее насыщенности физическими эффектами (например, взрывами в шутерах). “о есть вычислительна€ мощность процессора во многом определ€ет производительность 3D-приложени€.

ѕоэтому уже не секрет, что в подавл€ющее  большинство новых компьютеров устанавливаютс€ много€дерные -  двух-, трех- (привет от AMD Phenom X3) или даже четырехъ€дерные процессоры. Ёто позвол€ет распределить нагрузку по обсчету игровой физики, искусственного интеллекта, функционированию операционной системы и  других процессорных вычислений на различные €дра CPU. ¬ конечном итоге повышаютс€ комфорт и удовольствие от игры.

’очетс€ наде€тьс€, что приведенна€ информаци€ убедила в необходимости данного исследовани€ процессоров.

»сследуемые процессоры, конфигураци€ тестового стенда

ƒл€ ответа на вопрос об оптимальной св€зке CPU – видеоадаптер была вз€та игрова€ видеокарта среднего ценового диапазона  NVIDIA GeForce 9600 GT, обладающа€ одним из лучших соотношений "цена - производительность" и поддерживающа€ все новейшие графические технологии. „тобы выбрать наилучший процессор, в пару дл€ нее выберем семь много€дерных процессоров семейства Intel Core 2 из различных ценовых сегментов, от самых дешевых до одних из самых дорогих.

»сследование

ѕочему же были выбраны процессоры Intel? Ќа сегодн€шний день наиболее широким спектром центральных процессоров располагает корпораци€ Intel. ќна предлагает большое число своих продуктов во всех ценовых нишах, в то врем€ как главный конкурент вынужден соперничать с ней лишь в бюджетной и средней ценовой категории. ƒа и по производительности поколение Core 2 опережает архитектуру AMD K8 и даже K10, представителем которой €вл€етс€ семейство AMD Phenom. “аким образом, более оправдан выбор процессоров Intel Core 2. ¬от их список:

  • Intel Celeron E1200;
  • Intel Pentium E2160;
  • Intel Core 2 Duo E4300;
  • Intel Core 2 Duo E6300;
  • Intel Core 2 Duo E7200;
  • Intel Core 2 Duo E8400;
  • Intel Core 2 Quad Q9300.

»сследование

 

—качать HD-изображение

ј теперь приведем таблицу с их основными характеристиками:

»сследование

ƒанные процессоры используют очень удачную во всех отношени€х архитектуру Core и построены на двух €драх, кроме единственного представител€ четырехъ€дерников - Intel Core 2 Quad Q9300.  роме этого, отметим, что E7200, E8400 и Q9300 построены на обновленной архитектуре Core 2 и производ€тс€ с использованием новейших 45 нм технологических норм, а не 65 нм, как их остальные собрать€.  ƒруг от друга их также отличают тактова€ частота, ширина шины FSB, величина интегрированного кэша, ну и, конечно, цена. —амым дешевым участником тестировани€ выступает  процессор Celeron E1200,обладающий самым маленьким кэшем второго уровн€ 512 KB, а самым дорогим - Intel Core 2 Quad Q9300, который может похвастатьс€ 6 MB кэша.  ак нетрудно заметить, разница между ними в 12 раз. ћаксимальным кэшем среди сегодн€шних участников тестировани€ также обладает и E8400, правда, распределенным всего между 2 €драми. ћожно посетовать об отсутствии среди тестируемых процессора с 4 MB кэшем, например E6550, но его успешно заменит собой E7200, компенсирующий недостаток кэша более высокой частотой. ќба процессора обладают примерно одинаковой производительностью, доказательством тому служат публикации в »нтернете. »нтересно будет также увидеть, насколько велико вли€ние частоты FSB на производительность на примере процессоров E6300 и E4300, отличающихс€ лишь шинами FSB в 1066 (266x4) и 800 (200x4) ћ√ц и чуть разными тактовыми частотами.

 ак они и другие участники сравнительного тестировани€ про€в€т себ€ в номинальном режиме и с разгоном в играх, нам и предстоит узнать.

“естирование рассматриваемых процессоров производилось на стенде следующей конфигурации:

  • системна€ плата: ASUS P5K-E WiFi-AP Edition на чипсете Intel P35+ICH9R;
  • оперативна€ пам€ть: 2 модул€ по 1024 MB, Kingston hyperX DDR2-800, 4-4-4-12 CL2, 400 ћ√ц;
  • видеокарта: Inno3D GeForce 9600GT, 512 MB GDDR3, 560/1270/1800 ћгц;
  • кулер: Cooler Master Vortex 752 с 92 мм вентил€тором на 800 - 2200 об/мин;
  • жесткие диски: 1) ST3250410AS, 250 GB, 3 Gb/s SATA, 16 MB Cache, 7200 об/мин; 2) SAMSUNG HD161HJ, 160 GB, 3 Gb/s SATA, 8 MB Cache, 7200 об/мин;
  • DVD RW дисковод: NEC AD-7173A, UDMA;
  • блок питани€: HIPER 350 ¬т (HPU-4S350). 

ћетодика исследовани€ производительности и тестовые приложени€

ƒл€ оценки производительности центральных процессоров в паре с видеокартой NVIDIA GeForce 9600GT было выбрано 11 игр различных жанров. Ќиже приведен их перечень.

Action/FPS:

  • Assassin’s Creed;
  • BioShock ver.1.0;
  • Crysis ver.1.1.1.5767;
  • F.E.A.R. Perseus Mandate ver.1.0;
  • Lost Planet Extreme Condition ver.1.0;
  • S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl ver.1.0004.

RPG/RTS:

  • ¬едьмак (Witcher) ver.1.2.0.1160;
  • Age Of Empires III – Warchiefs ver.1.0.4.

Race Simulator/Arcade:

  • Colin McRae DiRT ver.1.2;
  • Need for Speed ProStreet;
  • Race Driver GRID.

 роме того, были использованы следующие стандартные тестовые пакеты:

  • Futuremark 3DMark’06 ver.1.1.0;
  • Futuremark 3DMark’05 ver.1.2.0. 

¬се тесты проводились в операционной системе Microsoft Windows XP Professional Service Pack 2 (5.1.2600). »гры и тестовые пакеты запускались только с использованием API DirectX 9.0c. Ёто объ€сн€етс€ тем, что дл€ Windows Vista и режима DirectX 10 потребовалс€, как минимум, видеоадаптер high-end класса вроде GeForce 8800 GTX. ј  GeForce 9600GT здесь  стал бы ограничивающим фактором и не позволил раскрыть весь потенциал исследуемых процессоров. 

¬ играх все процессоры тестировались в двух режимах. ¬ обоих режимах выставл€лись максимально возможные настройки детализации графики, различных эффектов, разрешени€ текстур и так далее. ѕервый режим:  разрешение экрана 800x600 точек без использовани€ режимов улучшени€ изображени€ - анизотропной фильтрации (AF) и полноэкранного сглаживани€ (FSAA). ќн использовалс€ дл€ минимизации вли€ни€ видеоускорител€ на показатели производительности и определени€ так называемой чистой процессорной скорости. ¬торой режим: разрешение экрана 1280x1024 (за исключением Race Driver GRID, об этом будет упом€нуто ниже) с использованием режимов улучшени€ изображени€ (анизотропна€ фильтраци€ и антиалиасинг). ќн использовалс€ дл€ определени€ реальной производительности в играх, так как именно в таком режиме, веро€тнее всего, будет использоватьс€ игровой компьютер. Ќапомним: разрешение экрана 1280x1024 – стандартное дл€ 17" и большинства 19" ∆ -мониторов, а значит, и игры, скорее всего, будут запускатьс€ с таким разрешением. 

Ќа графиках результатов производительности представлены значени€ измеренных fps (frames per second – кадры в секунду). »змерени€ в играх Crysis и F.E.A.R. Perseus Mandate производились посредством встроенных бенчмарков. ƒл€ измерений FPS в остальных игровых приложени€х примен€лась утилита FRAPS (ver.2.9.1). ¬ них выбиралс€ эпизод с повтор€емыми результатами измерений продолжительностью не менее 80 с.


       ќпубликовать в twitter.com   ќпубликовать в своем блоге livejournal.com