-->
Поиск:
Видеокарты

07.01.2005 02:00

TECHLABS Buyers Guide: видеокарты – зима 2005
Автор: TECHLABS Team

Графические чипы – участники тестирования

Мы условно разбили наших участников сравнительного тестирования на ценовые сегменты, дабы было проще анализировать особенности всех представленных в обзоре графических процессоров.

Чипы сегмента Low Middle-End

Чипы

ATI Radeon 9550

ATI Radeon 9600

ATI Radeon 9600 Pro

NVIDIA GeForce FX 5700

NVIDIA GeForce FX 5600XT

Кодовое название

RV350

RV360

RV350

NV36

NV31

Технология чипа

256 бит

Техпроцесс

0.13 мкм

0.13 мкм

0.13 мкм

0.13 мкм

0.13 мкм

Число транзисторов

~75 млн.

~75 млн.

~75 млн.

~82 млн.

~75 млн.

Шина памяти

128 бит (DDR I)

128 бит (DDR I)

128 бит (DDR I)

128 бит (DDR I)

128 бит (DDR I) / 64 бит (DDR I)

Шина AGP

4x/8x

Память

128/256 MB

Частота чипа

250 МГц

325 МГц

400 МГц

425 МГц

250 МГц

Частота памяти

200 МГц

(400 DDR)

200 МГц

(400 DDR)

300 МГц
(600 DDR)

275 МГц
(550 DDR)

200 МГц

(400 DDR)

Пропускная способность памяти

6.4 GB/s

6.4 GB/s

9.6 GB/s

8.8 GB/s

6.4 GB/s

Число вершинных конвейеров

2

2

2

3

2

Число пиксельных конвейеров

4

4

4

4 (2)

4

Число текстур на конвейер

1

1

1

1 (2)

1

Версия вершинных программ

2.0

2.0

2.0

2.0+

2.0

Версия пиксельных программ

2.0

2.0

2.0

2.0+

2.0

Поколение DirectX

9.0

9.0

9.0

9.0

9.0

Данный сегмент видеокарт для сравнения в сегодняшнем тестировании не может сейчас уже считаться полноценным Middle-End (по крайней мере, младшие его представители) – производительность данных решений очень низка. Именно поэтому карты данной категории принято называть Low Middle-End решениями.

К примеру, чип ATI Radeon 9550 компания ATI позиционирует как замену Low-End решения в лице DirectX 8.1 чипа ATI Radeon 9200. Ожидать от чипа ATI Radeon 9550 чего-то сверхъестественного не стоит. После анонса и налаживания выпуска новых решений на базе ATI Radeon X800 кардинально менять что-либо в старых решениях – весьма дорогое удовольствие. Только NVIDIA в свое время решила предложить что-то действительно интересное в плане архитектуры для Middle-end сектора – NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra. Сегодняшний испытуемый – это всего лишь традиционный "обрезок" по частотам у старшего чипа, однако давайте посмотрим на то, что же и в каком объеме было урезано. Близость индекса 9550 к 9600 совершенно не случайна. Как несложно догадаться, частоты ATI Radeon 9550 снижены относительно чипа ATI Radeon 9600. Итак, различия между ATI Radeon 9600 и чипом ATI Radeon 9550 есть только в тактовых частотах графического процессора. Частоты у ATI Radeon 9550 снижены значительно – 250 МГц против 325 МГц у ATI Radeon 9600. Ширина шины памяти не тронута, однако печальный опыт показывает, что этот параметр очень легко "лечится" производителями плат.

Чипу ATI Radeon 9550 на данный момент можно противопоставить ценового конкурента из стана NVIDIA – GeForce 5600XT. Этот чип, как и ATI Radeon 9550, является урезанной по частотам версией чипа NVIDIA GeForce FX 5600. Частоты урезаны весьма прилично, судите сами: 250 МГц для ядра и 200 МГц (400 МГц DDR) для памяти. Де жа вю? Да, именно такие частоты и у ATI Radeon 9550.

Видеокарты, базирующиеся на чипах ATI Radeon 9600 Pro и NVIDIA GeForce FX 5700 – это следующая пара сходнопозиционируемых чипов. Чип NVIDIA GeForce FX 5700 существенно отличается от своего Ultra-собрата. Уже разводка платы указывает нам на то, что от Hi-End составляющей Ultra-версии платы у NVIDIA GeForce FX 5700 остался только сам чип с заниженными частотами и больше ничего. "Разводка PCB у данной платы явно низкопрофильная, чего не скажешь о сложной PCB от "Ультры". Также у non-Ultra варианта плат на базе NVIDIA GeForce FX 5700 используется обычная DDR I память, в то время как платы с чипами NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra комплектуются DDR II или DDR III памятью. Последний вариант появился на рынке недавно и стал своего рода пробой памяти GDDR3 для применения в реальных рабочих платах.

Также для полноты картины мы включили в наше тестирование плату на базе чипа ATI Radeon 9600, чтобы можно было досконально изучить разбежку в производительности между платами на базе чипов ATI Radeon 9550 и ATI Radeon 9600 Pro.

Чипы сегмента Performance

Чипы

NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra

ATI Radeon 9600 XT

NVIDIA GeForce FX 5900XT

ATI Radeon 9800 Pro

Кодовое название

NV36

RV360

NV35

R350

Технология чипа

256 бит

Техпроцесс

0.13 мкм

0.13 мкм

0.15 мкм

0.15 мкм

Число транзисторов

~82 млн.

~75 млн.

~130 млн.

~107 млн.

Шина памяти

128 бит (DDR II) / 128 бит (DDR III)

128 бит (DDR I)

256 бит (DDR I)

256 бит DDR I / DDR II

Пропускная способность памяти

14.4 GB/s

9.6 GB/s

22.4 GB/s

21.8 GB/s

Скорость пиксельного заполнения

1.9 Гигапиксель/с

2.0 Гигапиксель/с

3.1 Гигапиксель/с

3.04 Гигапиксель/с

Шина AGP

4x/8x

Память

128/256 MB

Частота чипа

475 МГц

500 МГц

390 МГц

380 МГц

Частота памяти

450 МГц
(900 DDR)

300 МГц
(600 DDR)

350 МГц
(700 DDR)

340 МГц (680 DDR)

Число пиксельных конвейеров

4 (2)

4

8 (4)

8

Число вершинных процессоров

3

2

3

4

Число текстур на конвейер

1 (2)

1

1 (2)

1

Число текстур на текстурный блок

16

8

16

8

Версия вершинных программ

2.0+

2.0

2.0+

2.0

Версия пиксельных программ

2.0+

2.0

2.0+

2.0

Поколение DirectX

9.0

Итак, противостоят друг другу четырехконвейерные ATI Radeon 9600XT и NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra, а также восьмиконвейерные NVIDIA GeForce FX 5900XT и плата Sapphire на базе ATI Radeon 9800 Pro в 128-битном исполнении шины памяти.

Стоит заострить внимание на вопросе позиционирования плат на базе рассматриваемых здесь чипов. Вышедший в свое время NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra задумывался как ответ на решение ATI в Middle-End – Radeon 9600 XT. NVIDIA начала переработку архитектуры самого чипа, и в итоге графический процессор получился довольно дорогим в производстве, хотя и со вполне приличными для Middle-End характеристиками. Также очень дорогими получились сам PCB для данного чипа, из-за решения NVIDIA использовать DDR II память для своих чипов NV36. Все это в совокупности дало нам только одно – NVIDIA выпустила чип, который должен был конкурировать с соперником из стана ATI только номинально, для поддержания имиджа компании – по ценам он такого сделать никак не мог. Только со временем цены на карты спустились до более или менее приемлемого уровня.

Также против покупки платы на базе чипа NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra стоял один весомый аргумент. Проблема в роадмэпе самой NVIDIA под именем NVIDIA GeForce FX 5900XT. При схожей с NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra цене получалось гораздо более функциональное решение с восьмью конвейерами рендеринга и 256-битной шиной памяти. Очень долгое время у ATI не было чем ответить на столь дерзкое инновационное решение NVIDIA для среднеценового рынка. Кое-что специалисты ATI попытались сделать с помощью плат на базе ATI Radeon 9800SE, однако в номинальном режиме они показывали настолько унылую картину при схожей цене, что ни о какой здоровой конкуренции говорить не приходилось. Оставалось только уповать на переделку платы в полноценные Radeon 9800 Pro, что, в общем-то, большинство и делало. Сейчас же при схожей цене примерно одинаковым потенциалом обладает представленная в нашем тестировании плата Sapphire Radeon 9800 Pro 128 бит. Это и есть основной конкурент NVIDIA GeForce FX 5900XT на сегодняшний день. Также в нашем обзоре представлена плата на базе полноценного ATI Radeon 9800 Pro 256 бит DDR II, чтобы можно было оценить, какую роль для данного чипа играет ПСП ввиду того, что у платы Sapphire 128-битная шина памяти. А также ввиду того, что цены на данное решение находятся достаточно близко к заветной черте в 200 вечнозеленых рублей, поэтому возможно, что кто-то, оценив уровень производительности платы, захочет доложить несколько десятков своих кровных и купить плату именно на этом чипе.

Чипы сегмента Hi-End

Чипы

GeForce 6800 GT

GeForce 6800

Radeon X800 Pro

Кодовое название

NV40

NV40

R420

Технология чипа

256 бит

Техпроцесс

0,13 мкм

0,13 мкм

0,13 мкм

Число транзисторов

222 млн.

222 млн.

160 млн.

Шина памяти

256 бит

Пропускная способность памяти

~32.0 GB/s

~22.4 GB/s

28.8 GB/s

Скорость пиксельного заполнения

5.6 Гигапиксель/с

4.02 Гигапиксель/с

5.7 Гигапиксель/с

Шина AGP

8x

Память

128/256 MB

Частота чипа

350 МГц

325 МГц

475 МГц

Частота памяти

500 МГц (1000 DDR)

350 МГц (700 DDR)

450 МГц (900 DDR)

Число пиксельных конвейеров

16

12

12

Число вершинных процессоров

6

5

6

Число текстур на конвейер

1

1

1

Версия вершинных программ

3.0

3.0

2.0b

Версия пиксельных программ

3.0

3.0

2.0b

Поколение DirectX

9.0c

9.0c

9.0

Мы не стали включать в наше тестирование платы на базе топовых чипов от ATI и NVIDIA – Radeon X800 XT Platinum Edition и GeForce 6800 Ultra из-за большой дороговизны плат на базе графических решений от обеих компаний-производителей чипов, а также по причине очень малой распространенности в рознице данных решений.

Платы же на базе урезанных, по отношению к топовым чипам, графических процессоров пользуются заслуженным спросом. Что же именно урезано у рассматриваемых сегодня графических чипов?

У графического процессора NVIDIA GeForce 6800 урезанию, в сравнении с топовым NVIDIA GeForce 6800 Ultra, подверглись количество пиксельных конвейеров (их 12 вместо 16 у полноценной NVIDIA GeForce 6800 Ultra), вершинных (c 6 до 5) и смена дорогостоящей GDDR 3 на простую и дешевую DDR I. В итоге плата имеет очень низкую ПСП – всего лишь ~22.4 GB/s, что не может не сказываться на производительности самым пагубным образом.

В отличие от рассмотренного нами выше чипа NVIDIA GeForce 6800, платы на базе 6800 GT чипов имеют куда меньше "урезанности". Судите сами: используется все та же GDDR3 с клокингом, который понижен относительно Ultra-варианта всего лишь на 100 МГц, частота графического чипа снижена на 50 МГц, схема работы пиксельных процессоров не изменилась – 16х1, количество вершинных процессоров также осталось на прежнем уровне относительно Ultra модификации GeForce 6800 – их шесть.

Именно платы на базе чипов NVIDIA GeForce 6800 GT являются прямыми ценовыми конкурентами видеокарт, базирующихся на графических процессорах ATI Radeon X800 Pro. Урезанию у чипа ATI, по сравнению с топовым ATI X800 XT, подверглись как количество пиксельных конвейеров, так и уменьшенные тактовые частоты работы ядра и памяти. Частоты, как можно заметить, уменьшились незначительно, а вот то, что число конвейеров уменьшилось с 16-ти до 12-ти, отразится на производительности негативно. Почему же именно двенадцать конвейеров?

Если вспомнить первые презентации архитектуры нового чипа R420, мы сможем освежить в памяти данные о том, что 16-ть пиксельных конвейеров (представленных схематично в виде небольших "трубочек" в документации ATI) сгруппированы в виде четырех блоков по четыре конвейера. По сути, мы имеем дело не с 16-ю, а с 4-мя пиксельными конвейерами, но каждый из этих блоков умеет работать не с одним единственным пикселом, а сразу с целым блоком пикселов, называемым "квадом", где находится сразу четыре пикселя в виде блока 2х2. Таким образом, мы и получаем 16 выводимых пикселов за такт. Каждый из таких широких четырехпиксельных блоков имеет свою независимую организацию работы и независимую кэш-память, блоки выборки текстур и сами пиксельные процессоры. По замыслам ATI такая структура пиксельных конвейеров их чипа R420 должна наилучшим образом уменьшать латентность работы блока закраски графического процессора и оптимальным образом расходовать вычислительные мощности GPU. В результате ATI получает хорошую возможность наиболее эффективно использовать все свои выпускаемые чипы. Путем отключения одного из четырех блоков пиксельных конвейеров можно получать 12-ти, 8-ми и даже четырехконвейерные решения на базе R420. Такой подход для ATI уже далеко не нов – мы могли с вами убедится в этом после прочтения нашей недавней статьи по переделке ATI Radeon 9800SE в полноценный ATI Radeon 9800 Pro. Канадская компания уже давно использует все свои выпускаемые чипы оптимальным образом и опыт работы с чипами архитектуры R3XX помогает в работе с новыми чипами. Если в ходе тестирования работы выпущенного чипа обнаруживаются проблемы в одном из блоков, то он благополучно выключается и мы можем использовать оставшиеся три "больших" пиксельных конвейера для производства менее производительных решений. Именно таким образом была получена модификация чипа ATI Radeon X800 Pro, которая имеет 12-ть пиксельных конвейера рендеринга, то есть три блока.

Однако от рассмотрения особенностей графических процессоров пора переходить к обзору реальных плат на базе этих чипов.


       Опубликовать в twitter.com   Опубликовать в своем блоге livejournal.com           

Рекомендуем прочитать