-->
Поиск:
Периферия

27.02.2008 00:05

Реалистичность на полную катушку, или Обзор игрового руля Logitech G25 Racing Wheel

Обратная связь

Если крутить еще не подключенный руль, то вращается он достаточно легко. Но когда включаешь девайс, то автоматически происходит его калибровка, он с урчанием проворачивается в обе стороны до упора и занимает центральное положение. С этих пор, чтобы повернуть баранку, нужно будет уже приложить некоторое усилие. Дело в том, что теперь включена обратная связь, которая моделирует поведение реального руля. По ситуации в игре он иногда будет упираться, вырываться из рук, и проворачивать его будет тяжелее (на заносах, например), временами по нему будет проходить волна вибрации (как при езде по неровной дороге), а то и вовсе баранка нервно задергается (при врезании эффект на руле еще тот). Заодно по умолчанию он будет принимать центральное положение – сам возвращаться назад после выхода из поворота (очень удобная штука, которая немало экономит время водителя). Собственно об обратной связи мы сейчас и поговорим поподробнее, но сразу предупредим – если непривычно и не нравится, то эту "фишку" можно уменьшить или вообще отключить. Вообще, существуют три способа "оживить" руль – вибрация, ременной фидбэк и шестеренчатый фидбэк. Первый способ,  вибрация (замечен также под названиями Rumble Feedback, Vibration Feedback), используется в недорогих моделях. По сути, он малоинформативный – какой-то усредненный легкий эффект создает, но почувствовать по нему можно мало что. Так, скорее для развлечения. Например, когда едешь по гравийке, вибромотор начинает потряхивать руль – весело, конечно, но и только. С другой стороны, существуют ведь и рули с полноценной обратной связью – Force Feedback. Тут вам и сопротивление руля на поворотах, и вибрация самой баранки, и прочие интересные эффекты. Осуществляться на техническом уровне это может по-разному, отсюда разделение на "ременную" и "шестеренчатую" связь. Руль может приводиться в действие с помощью ремешка, который связан с мотором. В результате обратная связь мягкая, достаточно плавная и информативная – это хорошо. Из минусов - имеется запаздывание в передаче игровых эффектов на баранку, слабые усилия передаются не всегда. Шестеренчатый фидбэк осуществляется немного другим способом – эффект от работы вала мотора передается на ось руля через шестеренки. Такая связь более точная и без отставания, но жестче. При этом руль дает максимальную актуальную информацию о поведении машины. Свой минус и тут есть – работает такой механизм с утробным урчанием, а иногда и с повизгиванием. Это мы говорили о принципах "в общем". Ясное дело, что от того, как теоретический принцип реализован в конкретной модели, на практике тоже многое зависит.

Вариантов шестеренчатых рулей много, какие-то работают мягче, какие-то жестче, одни тише, а другие громче. Вернемся к G25. В данном случае тоже использован шестеренчатый Force Feedback. Для приведения его в действие применяется, кстати, механизм обратной связи по усилию со сдвоенным электродвигателем (два двигателя работают параллельно). В этом руле мы имеем дело с одной из лучших реализаций фидбэка – во-первых, он не громкий, во-вторых, очень информативный и мощный (его силу можно регулировать, поэтому послабее можно сделать всегда), ну и, в третьих, несмотря на все это, руль вращается без лишних усилий со стороны пользователя. Работает обратная связь ощутимо, достаточно равномерно на всем повороте баранки (то есть нет такой проблемы, что выкрученный руль отказывается работать на фидбэк в каком-то из положений). Ведешь себе машинку, чувствуешь хорошо ее движение, интуитивно реагируешь на заносы еще в самом начале – замечательно и просто приятно. В общем, инструмент для чуткого управления машиной в данном случае есть и очень хороший. Из минусов – он, конечно, не очень громкий, но все еще шумноват. То есть ночью в одной комнате со спящими людьми не всегда поиграешь – совесть будет мучить.

Педали

Кроме хорошего фидбэка и вполне приличного по качеству руля, в наборе есть еще один огромный плюс – наличие педалей. То, что их три, мы уже говорили. Сцепление, тормоз, газ – все, как в жизни.

Реалистичность

Но, пожалуй, даже не это главное! Дело в том, что по ощущениям они очень правдоподобные. Обычная беда игровых комплектов – плохие, слишком мягкие педали, которые "утопают" сразу, стоит только начать их нажимать. В данном случае педали в меру жесткие, по ощущениям, почти как настоящие. Даже усилие на них нужно прилагать разное, как и положено: самый тугой – тормоз, потом идет сцепление, а мягче всего нажимается газ (само собой его же дольше всего приходится держать нажатым). Педали  аналоговые - это значит, что работают они не по принципу "включена-выключена", а понимают и все переходные состояния между этими крайними положениями. Механика хорошая и позволяет нажимать их очень постепенно – можно выбрать наиболее подходящую по условиям "дозу" нажатия. Если есть возможность задвинуть их подальше под стол, то удобнее всего будет полностью положить стопу на педали – как раз получится нажимать "перекатом" от пятки к носку. Если же там, дальше под столом, стенка, то комфортнее нажимать будет пальцами, а пятку нужно отодвинуть на подставке подальше. Выполнены сами педали из стали, этакие металлические "лопатки" 6х9 см располагаются на черной пластиковой подставке (она займет под столом 31х44см) и обладают средней амплитудой нажатия (значит, и нажать " в пол" можно будет быстро и точно отрегулировать "дозу" легко – своего рода удачный компромисс).  Конструкция вроде бы тяжелая, но этого, наверное, не хватает для имеющейся жесткости – упираться в педали ногами приходится, и поэтому они слегка уезжают. Правда, снизу есть все те же отверстия для самостоятельного крепления болтами, но, спрашивается, к чему в среднестатистической квартире прикручивать эти болты? Есть и более реальная штука – если нажать на кнопочку с обратной стороны, то выдвинется зубчатая полоска.

Реалистичность

Для ковров это в самый раз – вопрос решен, но на скользком полу такого приспособления маловато. Отсюда вывод – педали стоит "уткнуть носом в стенку" (коробку, шкаф, книжку) или на досуге самостоятельно  утяжелить, вооружившись подручными средствами и пофантазировав. Впрочем, такие хорошие педали вполне стоят небольшого фантазерства.

Коробка передач

А это уже подарок для любителей максимального реализма. Обычно производители редко включают КПП в наборы, а классическая H-образная коробка в комплекте – и вовсе роскошь. В то же время с ее появлением за рулем можно почувствовать себя совсем, как за баранкой настоящей машины: 6 скоростей, задний ход (для его включения нужно нажать рукоятку и передвинуть ее в последнее положение) – все, как в "классике".

Реалистичность

Правда, не все игры пока что поддерживают такую "фишку"; но, во-первых, думается, что это только вопрос времени, а во-вторых, КПП можно сделать и секвентальной. (Как там в фильме? "Легким движением руки штаны превращаются… превращаются… ") Для этого нужно "утопить" рукоятку и при этом перевести регулятор, расположившийся чуть выше, против часовой стрелки – световой индикатор сообщит вам об изменении режима на последовательное переключение. Такую коробку поддерживает уже много игр, так что в добрый путь. Да и гонщикам секвентальная коробка передач должна, пожалуй, нравится больше.

Реалистичность

Сама коробка выглядит достаточно небольшой, крепится к столу так же, как и руль, но у нее есть еще одна точка для фиксации – средняя струбцина снизу. Точно так же, как и все остальные части комплекта, ее можно посадить на болты – было бы желание. А так – просто прикручиваешь к столу правее руля (особые "гурманы" могут придумать и специальную подставку, чтобы поместить ее чуть ниже и дальше от руля – в более естественном для КПП месте).

Реалистичность

На корпусе имеется металлическая рукоятка переключателя скоростей длиной примерно сантиметров 7, снизу она "одета" все той же кожей, а сверху на ней красуется круглый набалдашник. Сначала показалось, что он пластиковый, но после тщательного ощупывания было замечено, что просто он очень хорошо и туго затянут все в ту же кожу.

Реалистичность

Имеется 6 скоростей, переключение осуществляется вполне четко и легко – все почти "по-настоящему" и занимательно-развлекательно. Над рукояткой находится переключатель режимов (классика -секвентальная), еще выше ряд из четырех красных кнопок, потом "крест" управления и еще 4 кнопки в ряд – видимо, производители решили компенсировать небольшое количество кнопок на руле кнопками КПП.

Реалистичность

Из минусов, всплывших во время общения, – не все игры поддерживают H-образную коробку. Впрочем, думается, что это скорее проблема игр, а не комплекта. Со своей стороны разработчики попытались "разрулить" ситуацию настолько, насколько можно – сделали способ переключиться в другой режим на секвентальную коробку. С другой стороны, вероятно, это только дело времени, и в будущем все разработчики серьезных игр будут ориентироваться на G25 с его 6-скоростной коробкой передач.


       Опубликовать в twitter.com   Опубликовать в своем блоге livejournal.com           

Рекомендуем прочитать