ѕоиск:
јналитика

08.04.2008 00:05

“ехнологи€ DRM и защита авторского права в »нтернете
јвтор: TECHLABS Team

“ехнологи€ DRM и защита авторского права в »нтернете 

≈сли спросить среднестатистического отечественного пользовател€ о том, что такое DRM, то вместо ответа вы, скорее всего, увидите округлившиес€ глаза, максимум,  "что-то слышал", да и то так вам ответит человек, мало-мальски понимающий в IT или делающий вид, что понимает. ј между тем в —Ўј,  анаде, странах «ападной ≈вропы DRM собирает нешуточные митинги своих противников. ¬ том, что кроетс€ под этой "страшной" аббревиатурой, нам предстоит сейчас разобратьс€. 

“ехнологи€

»так, DRM (Digital Rigths Managment Ц управление цифровыми правами) Ц технологи€, а точнее, технологии, создающие защиту от копировани€ мультимедийного контента и обеспечивающие тем самым соблюдение авторских прав. “ак почему же только сейчас DRM  получила такое распространение?  

≈сли вспомнить 70-80-е годы, то в то врем€ продажи музыки и видео во всем мире носили приблизительно одинаковый характер. ћузыкант, хотевший стать звездой, относил свои произведени€ в звукозаписывающую компанию, она подписывала с ним контракт, затем производила пластинки с записью и налаживала продажи через организованную дистрибьюторскую сеть, при этом не бо€сь, что кто-либо украдет данные или, еще чего доброго, начнет их потом незаконно распростран€ть, так как технологии в то врем€ не были еще на таком подъеме, чтобы любой желающий мог у себ€ дома штамповать пластинки.  

“ехнологи€

ѕри всем при том в компани€х оседала львина€ дол€ прибылей, хот€  музыкантов тоже старались не обижать. Ќо с по€влением пишущих магнитофонов дл€ крупных лейблов ситуаци€ осложнилась, и тогда были придуманы первые методы защиты от копировани€ -  к примеру, защита в видеокассетах -  встраивание в звуковую  дорожку высокочастотных звуков, которые никак не про€вл€ли себ€ во врем€ воспроизведени€, но начинали создавать помехи при перезаписи. “акже существовал очень простой, но действенный метод защиты Ц на кассету наклеивалась этикетка с надписью, котора€ гласила, что при попытке перезаписи видеомагнитофон попросту выйдет из стро€. ≈ще неопытные пользователи предпочитали не рисковать аппаратурой.

Ќо ситуаци€ еще больше осложнилась в середине 90-х годов, когда »нтернет стал неплохой альтернативой распространению музыки, при этом  он не контролировалс€ коммерческими организаци€ми.   тому же после по€влени€ различных форматов сжати€ данных, в том числе и музыкальных, уже несложно было пересылать музыку и даже видео, несмотр€ на небольшие пропускные способности каналов в то врем€. ѕоэтому звукозаписывающие компании решили вз€ть под контроль и эту, набирающую обороты область распространени€ музыки. “олько не было гарантий того, что потребитель после покупки, к примеру, музыкальной композиции в »нтернете не растиражирует ее и не раздаст родственникам и знакомым. 

ѕоэтому было решено разработать технологии по защите от нелегального копировани€ контента. —разу возник вопрос: как эта технологи€ сможет отличить нелегальное копирование от легального? ¬едь пользователь может производить резервное копирование, у него, в конце концов, может быть несколько устройств воспроизведени€ и хранени€ музыки и видео, к примеру, настольный ѕ , ноутбук, и портативный MP3Цплеер.   тому же все эти устройства наход€тс€ под контролем пользовател€, и поэтому средство дл€ копировани€ всегда найдетс€.

ѕервой попыткой хоть как-то защитить свои права, была организаци€ SDMI,в состав которой входили ведущие мировые производители аудиотехники и звукозаписывающие компании, но из-за посто€нных споров между ними она проработала впустую и была закрыта, так и не разработав действенных способов защиты от пиратства. —ейчас уже мало кто о ней помнит, и единственным напоминанием остаютс€ карты пам€ти SD (Secure Digital Cards Ц защищенные цифровые карты) и DRM- схема Sony Open MagicGate, котора€ будет рассмотрена ниже. Ќо все же SDMI сыграла свою роль в истории Ц из-за трений между компани€ми-участниками, высоких цен на производимое оборудование и неудобства пользовани€ так толком и не разработанных схем защиты от копировани€ традиционные производители аудиотехники (Aiwa,Panasonic, Philips, Sony)  потер€ли свой рынок, создав тем самым платформу дл€ продвижени€ таких компаний, как Apple и iRiver. 

“ехнологи€

¬ насто€щий же момент наиболее известными технологи€ми DRM €вл€ютс€  Fairplay (Apple), JanusDRM (Microsoft) и Open MG(Sony).

Fairplay

“ехнологи€ Fairplay, разработанна€ компанией Veridisc, а впоследствии лицензированна€ Apple стала основой дл€ защиты контента, и его продажи в iTunes store Ц музыкальном »нтернет-магазине, открытом Apple.  

“ехнологи€

—мысл данной технологии в том, что она использует специальный метод многоступенчатого кодировани€ трека. ѕри приобретении трека в iTunes store он (трек) сначала кодируетс€ специальным ключом Master Key, затем происходит кодировка ключом User Key, который высылаетс€ пользователю только при подтверждении перевода денег (в насто€щий момент $0.99 за композицию). 

“ехнологи€

“акже все ключи хран€тс€ на компьютере в специальной базе данных, защищенной еще одним ключом Ц System Key, который использует в шифровке число версии Windows,версию BIOS и еще множество других парметров, чтобы у пользовател€ даже мысли не возникало что-то попытатьс€ скопировать на другой компьютер.  роме того, сама программа iTunes[iTunes] вкупе с Fairplay тесно ув€зана с плеером iPod, также производства Apple, поэтому если пользователь захочет, к примеру, закачать музыку, купленную в iTunes с другого компьютера себе на iPod или же на свой компьютер, она попросту не будет на них воспроизводитс€, т.к. она уже "прив€зана" к одной машине с помощью System Key.

¬ общем, система работает, как говоритс€, четко. “о есть если вы пользуетесь iTunes и только им, а также €вл€етесь преданным поклонником iPod, то проблем, у вас как таковых не должно возникнуть.  

“ехнологи€

Ќо вдруг вам подарили какой-нибудь плеер, превосход€щий по своим характеристикам ваш старый Shuffle (одна из моделей iPod), вы, естественно, попытаетесь перебросить музыку на него. Ќо здесь Fairplay непоколебима Ц мало того, что все файлы, купленные в iTunes, записаны в формате AAC, невесть когда придуманным Siemens,и далеко не все плееры его поддерживают, так еще они будут закодированы так, что ни о каком воспроизведении на других носител€х не может быть и речи. »ли, наоборот, вы решили прикупить музыки в каком-нибудь другом магазине, но не тут-то было! ¬едь iPod использует схему Fairplay и только ее, поэтому пользователь становитс€ невольным заложником iPod, а также  его нашумевшего качества воспроизведени€, которое, межу прочим, также часто подвергаетс€ сомнению.

»з-за этого на Apple посто€нно происход€т нападки со стороны властей стран, которые не согласны  с таким положением вещей. ¬ —Ўј власти предпочитают помалкивать, так как там Apple €вл€етс€ фактическим монополистом в данной сфере.

ѕоэтому противосто€ние с DRM там ограничиваетс€ стихийными митингами за ее отмену, при этом митингующие требуют соблюдени€ так называемого закона о "честном использовании" Ц FairUse,согласно которому покупатель имеет право делать копии своей музыки и фильмов дл€ личного пользовани€. «ато в  анаде признано, что DRM  вообще противоречит законодательству этой страны, так как эта технологи€ может собирать конфиденциальную пользовательскую информацию. ¬о многих европейских странах даже имеютс€ судебные иски против Apple, например, в Ќорвегии. ¬идимо, именно поэтому норвежец  Jon  Lech Johanssen решил поддержать свою страну, создав утилиту QTFairUse, сохран€вшую лишь медиаданные полученного от iTunes музыкального произведени€, удал€€ при этом  DRM-защиту. ќднако сотрудники AppleScript (подразделение компании, отвечающее за разработку программного обеспечени€) нарастили броню, но ее пробила утилита QTFairUse 6. Ќо, тем не менее, попытки взлома обновленной  iTunes до сих пор бесплодны. 

“ехнологи€

—итуацию с DRM в прошлом году попыталс€ разрешить лично —тив ƒжобс (руководитель и основатель компании Apple). ¬ своем открытом письме под названием "ћысли о музыке", адресованном  крупнейшим звукозаписывающим компани€м, он урезонил их в том, что по их вине ему, бедн€ге,  приходитс€ снабжать музыку, продающуюс€ в его магазине, защитой от копировани€. ѕри этом он напомнил, что 90% музыки эти компании до сих пор выпускают на CD без вс€кой защиты. ј в огород европейцев также был брошен камень с напоминанием о том, что три из четырех крупнейших звукозаписывающих компаний принадлежат как раз-таки европейским, а не американским корпораци€м. ѕоэтому им было предложено несколько выходов из создавшейс€ сложной ситуации. Ёто может быть отказ от DRM вообще, переход всех компаний, использующих свои стандарты на стандарт Apple, либо попросту остановитьс€ на достигнутом и ничего не мен€ть. Ќо Apple вр€д ли захочет делитьс€ своими секретами по защите прав с другими корпораци€ми, а особенно с "вражеской" Microsoft.ќставл€ть все, как есть, тоже нельз€, т.к. DRM, по мнению ƒжобса, не смогла победить пиратство. ќстаетс€ только один выход Ц отменить DRM , что Apple и сделала, правда, только частично, открыв сервис iTunes Plus, в котором можно приобрести музыку без защиты, но дороже на 30 центов и при этом лучшего качества. “акже Apple недавно смогла договоритьс€ с правообладател€ми таким образом, чтобы кажда€ приобретенна€ пользователем композици€ могла быть закачана в 5 компьютеров и неограниченное количество плееров iPod, что само по себе €вл€етс€ достаточно большой уступкой компании пользовател€м.

Janus или PlayForShure 

Ёту технологию Microsoft нельз€ назвать пр€мой альтернативой Fairplay, котора€ €вл€етс€ всего лишь системой кодировани€, примен€емой Apple дл€ собственных нужд, но и обойти вниманием тем более нельз€. Microsoft решила не останавливатьс€ на узкопрофильном использовании своей технологии, а создала продукт, ориентированный, так сказать, "на экспорт". ¬ состав DRM-схемы Janus или Windows Media DRM for Portable Devices входит, в отличие от Fairplay,множество компонентов. ќсновным отличием здесь €вл€етс€  лицензи€, котора€ включает в себ€ ключ дл€ декодировани€ файлов, также в ней есть встроенные инструменты дл€ наложени€ ограничений  правообладателем.  

“ехнологи€

ѕоэтому Janus очень удобна дл€ владельцев мультимедийных »нтернет-магазинов, которые могут приобрести ее дл€ использовани€ в своей компании, а затем накладывать любые ограничени€ на воспроизведение и копирование музыки, вплоть до того, что файл можно будет один раз проиграть, а после этого он самоуничтожитс€.   тому же лицензи€ с ключом поставл€етс€ отдельно от контента, и только по требованию Windows Media Player Ц стандартного проигрывател€ в операционной системе Windows. —ледует также отметить, что, как и Apple, Microsoft использует в данной DRM-схеме свой стандарт дл€ аудио Ц WMA (Windows Media Audio) и дл€ видео Ц WMV (Windows Media Video), которые €вл€ютс€ разработками Microsoft и принадлежат ей же. Windows Media Player выполн€ет функции iTunes в DRM-схеме Apple, через него осуществл€етс€ доступ в мультимедийные магазины, а также прослушивание »нтернет-радио.  » еще одно отличие от FairPlay заключаетс€ в том, что PlayForShure использует другой протокол дл€ передачи данных на плеер: MTP Ц аналог PTP в цифровых фотокамерах. ќн может работать с закрытыми файловыми системами, которыми оснащено большинство MP3-плееров Ц таких, как iRiver и Philips.

Microsoft также разработала отдельную DRM-схему дл€ своих MP3-плееров Zune, отличную от PlayForSure. ќ ней известно немного, к примеру, при копировании с одного плеера  на другой песни посредством Wi-Fi, защищенна€ этой схемой песн€ самоуничтожитс€ на плеере получател€ через три дн€. ≈стественно, ни о каком копировании на компьютер пользовател€ в данном случае не может быть и речи. 

“ехнологи€

DRMЦсистема  Microsoft €вл€етс€ главным конкурентом Fairplay и используетс€ множеством продавцов мультимедийного контента, но до успеха Apple ей еще очень далеко, т.к. в —Ўј  и   анаде Apple занимает лидерские позиции в этой сфере уже не первый год, и потеснить компанию с этого рынка конкурентам будет трудновато. Ќу а в јзии большинство пользователей пользуетс€ файлообменными сет€ми, что сводит продажи в этом регионе фактически к нулю.

ќ –оссии и странах —Ќ√ речь вообще не идет, ведь единственным российским музыкальным магазином, использующим защиту от копировани€, остаетс€ allofMP3.ru, который ориентирован в основном на экспорт. ќстаетс€ лишь европейский рынок, дол€ которого не так уж и велика по сравнению с мировым. —обственно из-за небольшой попул€рности система PlayForShure не вызывает таких нареканий, как ее "€блочный" аналог.   тому же еще одну ложку дегт€ добавл€ет то, что эту систему неоднократно взламывали. ќднажды  хакер под псевдонимом Viodentia выложил в сеть утилиту под названием Fair-Use4WM. ѕри разработке этой программы оказалось, что 56-битный ключ системы защиты Microsoft у плееров Media Player 10 и 11 (b) свободно располагаетс€ в оперативной пам€ти и может также свободно быть извлечен из нее с помощью любого мало-мальски подход€щего дл€ этого сниффера. Microsoft в ответ выпустила заплатку дл€ своего плеера, после установки которой FairUse4WM переставал работать с Windows Media Player. ѕравда, зачем ее скачивать, до сих пор остаетс€ не€сным, ведь WMP спокойно работает и без нее, и FairUse4WM работает вместе с ним.

ќднако, несмотр€ на все недостатки, многие компании используют технологию Microsoft, к примеру, производитель сотовых телефонов Nokia. 

OpenMG, или ћы пойдем своим путем 

ƒанна€ схема разработана компанией Sony и используетс€ исключительно ею, чем очень сильно напоминает Fairplay. ¬ остальном она похожа на разработку Microsoft, к примеру, схожестью схемы кодировки. Ќо, несмотр€ на всю схожесть, существуют отличи€, о которых стоит упом€нуть. ¬о-первых, Sony использует свой формат ATRAC3, который примен€етс€ дл€ хранени€ музыки, и в заголовке файла, закодированного с помощью OpenMG, содержатс€ ключи дл€ проигрывани€ файлов. Ћицензирование в этой технологии практически схоже с технологией Microsoft. ƒл€ передачи данных на плеер существует программа SonicStage, котора€ перекодирует все музыкальные файлы вне зависимости от  их происхождени€ в формат ATRAC3, что часто вызывает возмущение у пользователей, потому что после перекодировани€ снижаетс€ качество записи, к тому же само перекодирование занимает слишком много времени. »з-за этого уровень продаж в магазине SonyConnect рекордно низок, даже несмотр€ на то, что модели плееров, совместимых с openMG, выпущенные в начале 2007 года, поддерживают AAC- и MP3-форматы.  роме того, взлом этой системы оказалс€ более чем простым, в √ермании была создана утилита, "обрезающа€" первые восемь байт песни, в которых собственно и хранилс€ ключ, после чего счастливый пользователь мог выполн€ть с контентом любые операции. »з-за всех этих факторов OpenMG сильно отстает даже от P4S, не говор€ уже о Fairplay, и даже Sony признала то, что из-за рекордно низких продаж  ее музыкальный »нтернет-магазин, м€гко говор€, не оправдывает надежд. 

“ехнологи€

ќтдельно стоит упом€нуть о том, что Sony во главу угла всегда ставила качество звука в своей продукции, совсем не забот€сь о цене. ѕоэтому плееры Sony дороже даже аналогов Apple, слав€щихс€ своей неоправданной, с точки зрени€ большинства пользователей, ценой. » кому, спрашиваетс€, в таком случае нужен плеер по заоблачной цене, проигрывающий файлы в формате, о котором большинство слышало лишь краем уха, и композиции на котором оснащены защитой от копировани€? ќтвет может быть только один: никому. 

OMA DRM 

¬ насто€щий момент мировой рынок рингтонов занимает достаточно большую долю от общего количества проданной музыки, если точнее Ц 10%, а это, согласитесь, немало, а если еще точнее Ц 5 миллиардов долларов. ѕоэтому ведущие продавцы мелодий дл€ звонков не могли не придумать пару-тройку DRM-схем, которые бы осложнили р€довым пользовател€м жизнь. —ама€ знаменита€ из них Ц OMA DRM, названна€ так в честь разработчиков -  Open Mobile Alliance, организации, €вл€ющейс€ аналогом SDMI, только в данном случае в ее состав вход€т участники рынка мобильных телефонов. Ёта схема была представлена в 2002 году и включала в себ€ несколько моделей защиты, которые мог выбирать продавец. ¬ двух схемах Ц Forward Lock и Combine Delivery ключ и контент доставл€лись потребителю сразу, а в третьей схеме Ц Separate Delivery Ц ключ доставл€лс€ только после оплаты мелодии покупателем. 

“ехнологи€

“акже при желании продавца в данной схеме возможно наложение различных ограничений даже на проигрывание.   примеру, возможно ограничение количества проигрываний  мелодии звонка на отдельно вз€том устройстве. ќ копировании с телефона на телефон в данном случае даже никто и не задумываетс€.

CD&DVD

–ассмотрев основные виды защиты от копировани€ в —ети, мы немного подзабыли о DRM-технологи€х, использующихс€ в оптических дисках, а эту тему нельз€ обойти хот€ бы потому, что эти технологии посто€нно терп€т фиаско. ’от€ среди них встречаютс€ и достаточно интересные.   примеру, Sony при производстве музыкальных дисков использовала программу XCP, котора€ скрытно инсталлируетс€ в систему с правами администратора.

“ехнологи€ 

 роме предотвращени€ копировани€, эта злостна€ утилита отключает возможность какой-либо записи в принципе, потому что она действует как драйвер дл€ приводов оптических дисков. ћало того, она даже может вызвать крах системы. »з-за этого Sony пришлось выплатить по $175 всем пострадавшим в результате действи€ программы, которую большинство антивирусных систем воспринимает как тро€н. 

“ехнологи€

Ќаверное, любому геймеру название StarForce говорит о многом. » вр€д ли он (геймер)  будет рассыпатьс€ в комплиментах по поводу этой системы защиты от копировани€. ¬едь с каждым разом обойти ее сложнее, но это только подогревает интерес, поэтому наход€тс€ все новые способы ее обхода. ¬ основном дл€ ее обхода используютс€ различные эмул€торы дисков. —ама система провер€ет диск на возможность записи, и если  такова€ имеетс€, считает его пиратским.

¬ообще, главной проблемой здесь €вл€етс€ то, что если фильм можно просмотреть, то его об€зательно можно как-нибудь скопировать.

ћы и DRM 

–ассмотрев различные схемы DRM, можно взгл€нуть на все  это и с нашей, то есть с пользовательской  точки зрени€.  » сейчас было бы неплохо рассказать о первых файлообменных системах, о которых уже говорилось в начале статьи. Ћучшим примером может служить сайт Oink.cd, который не без усилий »нтерпола и прессинга звукозаписывающих корпораций был недавно закрыт. “ак в чем же заключалась его суть? Ётот сайт €вл€лс€ абсолютно бесплатным, но это не означало то, что копировать музыку с него мог любой желающий. ƒл€ того чтобы получить доступ к нему, требовалось приглашение другого участника, а получить его можно было лишь в том случае, если он (участник) видел, что вы обладаете музыкой, котора€ может быть интересной дл€ других пользователей и которую вы готовы им предоставить. ѕоэтому на Oink(русск. свинь€) всегда можно было найти редчайшую музыку, которой уже давно нет в музыкальных магазинах. ѕо этому поводу даже однажды высказалс€ —тинг, заметив, что только у пиратов он может найти то, что ему нужно.   тому же на этом сайте пользователю всегда гарантировалось более высокое качество воспроизведени€, чем,  к примеру, на iTunes (от 192 Kb/s против 128 Kb/s), очень хороша€ скорость скачивани€ и куча других бонусов, к примеру, поощр€лась закачка на сайт музыки с более высоким качеством воспроизведени€ или даже в формате типа FLAC (формате без потерь качества). ћногие даже считают этот сайт самой идеальной моделью дл€ обмена музыкой, когда-либо придуманной человечеством, хот€ подобную точку зрени€ можно подвергнуть сомнению. 

“ехнологи€

ƒругой файлообменной сетью €вл€лась Napster, перва€ P2P-сеть в современном понимании, названна€ в честь Ўона ‘эннинга, никнеймом которого это слово, собственно говор€, и €вл€лось.  стати Napster существует и до сих пор, правда, не совсем в том, а если быть точным, совсем не в том виде, но об этом позже. 

“ехнологи€ 

ј все началось с того, что Ўона в 1999-ом исключили из —еверо-¬осточного университета Ѕостона, после чего он вплотную погрузилс€ в разработку проекта своей P2P-сети. »зуча€ программирование, в 1999 году он создал такую сеть и назвал ее в честь себ€ любимого. ¬ августе того же года он нашел инвесторов, которые вложили в проект средства, необходимые дл€ его функционировани€. —еть была построена достаточно просто, пользователи сами открывали доступ к данным, которые они готовы были сделать доступными дл€ копировани€. ƒл€ облегчени€ поиска была создана специальна€ база данных на отдельном сервере. ќднако из-за растущего астрономическими темпами числа пользователей на сеть обратили внимание ведущие звукозаписывающие корпорации, в том числе Metallica, по требованию которой компьютеры, содержащие их песни, были исключены из пиринговой  сети. ¬последствии в судах различных инстанций посто€нно слушались "дела Napster. ќдин раз владельцам сети судом было предписано закрыть ее в течение двух суток, но компани€ успела обжаловать обвинение за два часа до закрыти€. »з-за всех этих трений компани€ не могла нормально существовать, и ее решила выкупить немецка€ фирма Bertelsmann AG, котора€ создала на ее базе платный музыкальный магазин, коим Napster €вл€етс€ и по сей день. ќднако закрытие Napster не означало, что P2P сет€м пришел конец. Ќаоборот, в »нтернете по€вилось множество последователей Ўона ‘эннинга, к примеру, пирингова€ сеть Gnutella, котора€, в отличие от своего предшественника, не пользовалась сервером с базой данных, что делало попросту невозможной фильтрацию контента. —ервером в данном случае мог выступать любой компьютер в сети. ѕотом пиринговые сети стали расти как грибы после дожд€, и их распространение уже стало не просто сложным, а их невозможно было остановить.

Making a conclusionЕ 

Ќо здесь встает вопрос: как тогда существовать музыкантам, которые  затрачивают силы и средства на создание своих композиций? Ёто краеугольный камень данной проблемы. ѕотому что всем становитс€ €сно, что никака€ схема DRM не спасет мир от музыкального пиратства, а лишь усилит его распространение. ћузыкальной индустрии также нужно приспосабливатьс€ к новым ве€ни€м времени. ќдна только проблема в том, что эти ве€ни€ касаютс€ сверхприбылей музыкальных лейблов, у рул€ которых сто€т люди, до сих пор живущие где-то в восьмидес€тых годах. Ќо им все равно придетс€ приспосабливатьс€ и тер€ть прибыль, потому что, каким бы быстрым ты ни был, прогресс все равно теб€ догонит. ¬от хороший пример Ц газеты. ѕосле по€влени€ »нтернета пользователь может получать информацию абсолютно бесплатно и не покупать их. ѕоэтому ведущие издани€ создали свои электронные версии и размещают на них информацию. ƒа, они увеличили количество рекламы на своих сайтах, но, тем не менее, они существуют, и каждый может воспользоватьс€ электронной или "классической" бумажной версией издани€. Ќи одна газета не исчезла с по€влением »нтернета, равно как и кино не умерло с приходом телевидени€.  онечно, у изданий нет уже таких прибылей, как раньше, но здесь уже стоит вопрос не о получении прибыли, а о сохранении  компании как таковой. “о же самое и с музыкантами: им просто придетс€ приспособитьс€ к новым услови€м рынка, равно как и звукозаписывающим корпораци€м. Ётот процесс сравним с процессом старени€ организма: его можно замедл€ть вс€ческими способами, делать пластические операции, проводить оздоровл€ющие процедуры, но все равно жизнь когда-нибудь подойдет к своему логическому концу. “о же самое мы можем наблюдать и в случае DRM. Ёто сравнимо с процедурой, преп€тствующей старению, котора€ дает лишь временный эффект, но все равно, в конечном счете, польза от нее сведетс€ к нулю. ≈сли взгл€нуть на пиринговые сети с другой стороны, то они даже добавл€ют артистам попул€рности, ведь благодар€ именно таким сет€м об артистах узнает большее количество людей, соответственно, большее количество согласно пойти на их концерты. ƒа, вр€д ли большинство из них будет еще покупать их записи, но в –оссии, к примеру, артисты живут практически полностью с концертов, а продажи их дисков тонут в лавине пиратских подделок. ѕоэтому и всему мировому сообществу придетс€ в скором времени приспособитс€ к жизни без DRM.


       ќпубликовать в twitter.com   ќпубликовать в своем блоге livejournal.com           

–екомендуем прочитать