Поиск:
Аналитика

29.11.2010 17:06

Opera-пиво с вице-президентом компании: отчет, фото, мини-интервью
Автор: TECHLABS Team

Opera 11, веб-браузеры, перспективы и ожидания, тенденции рынка и самые многообещающие технологии, планы на Беларусь - все это минские фанаты смогли в прошлый четверг обсудить за кружечкой пива не с кем-нибудь, а с самими разработчиками Opera Software.

Opera-пиво - добрая традиция норвежской компании. Время от времени разработчики известного бесплатного браузера приглашают пользователей собраться вместе в неформальной обстановке поболтать. На таких встречах можно запросто увидеть не только топ-менеджеров Opera Software, но даже главу компании и ее основателя. Для каких-то городов подобные мероприятия стали делом более-менее привычным, а вот в Минске оно прошло впервые. На прошлой неделе в Беларусь приехали Ян Стандал, Арнштейн Тиген и Владимир Исаев. Они пригласили всех пользователей Байнета, которые хотят с ними пообщаться, в бар "Пивная история".

5_opera_meetup.jpg

 

Прийти на такие встречи могут все желающие, которым небезразлична Opera, регистраций и заявок не требуется. Обстановка ни разу не пафосная - все довольно демократично и просто. Разговоры идут обо всем на свете, начиная от туристических достопримечательностей и образования, и заканчивая дискуссиями за будущее Интернета - все примерно так же, как если бы компания друзей собралась провести вечер за кружечкой чего-нибудь. Но, естественно, больше всего внимания уделяется Opera - самой компании, продуктам, новинкам, предложениям, вопросам о прошлых разработках, планам на будущее. Когда ж еще появится такая уникальная возможность, получить из первых рук четкие ответы на все "почему?", "зачем?", "когда?", и "как?", да еще и с подробностями, которых не найдешь ни на одном форуме. Настроены "оперовцы" крайне дружелюбно, отвечают с охотой, и интересом, шутят, сами активно спрашивают. В ответ на самые коварные вопросы (цензуры нет: пользователи могут свободно спросить о чем угодно) хитро улыбаются и загадочно разводят руками - "может быть". Когда речь заходит о каких-то моментах, касающихся багов или проблем, становятся, наоборот, очень внимательны и серьезны, расспрашивают о подробностях и либо сразу предлагают решение, либо обещают разобраться. Общение идет по большей части на английском, но нельзя сказать, чтобы это сильно ограничивало: норвежцы отлично понимают белорусский диалект ломаного английского и жесты, а если уж совсем не получается выразить свою мысль, то на помощь придут сообщники. Да и пиво хорошо снимает межнациональные барьеры. Все проходит весело, задорно, в теплой дружеской атмосфере.

1_opera_meetup_minsk_1.JPG

К тому моменту, как команда Opera приехала в назначенное место, ее уже с нетерпением ждало несколько десятков фанатов. Встречать гостей начали еще у входа в заведение, как только они зашли в двери, к ним со всего зала начали потягиваться благодарные пользователи. Для того, чтобы усадить всех, понадобилось два длинных стола, за однимс пользователями общался Ян Стандал, вице-президент Opera по настольным продуктам, за другим - Арнштейн Тиген, руководитель отдела, занимающегося разработкой системы расширений. Участвовал в дискуссии и Владимир Исаев, менеджер по коммуникациям Opera Software.

4_opera_meetup_minsk.JPG

Первый вопрос, который задал сам Ян Стандал, был о том, что можно посмотреть в Минске. После того, как присутствующие попытались ему объяснить, что представляет собой местная национальная библиотека, беседа потекла куда как более оживленно. Стоит заметить, что совсем недавно, буквально за пару дней до мероприятия, вышла первая бета-версия настольного браузера Opera 11. Много вопросов, естественно, было связано именно с ним. Правда не все успели проверить, что же из себя представляет новый продукт, так что больше рассказывал Ян. В браузере заявлено 11 нововведений, на вопрос о том, какое же из них нравится ему больше всего, специалисту было даже сложно ответить. Он вспомнил про появление расширений, о котором так просили пользователи (по словам специалиста, ежедневно на утверждение в Opera поступает еще 10-20 расширений); повышение скорости (до 30%); очередное улучшение вкладок - группировку табов (когда открыто очень много страниц, их можно "раскладывать по стопкам"); улучшенное управление жестами мыши, которое позволит управлять страницами не отвлекаясь на кнопки ("обучалка" прилагается);  новую адресную строку, которая сокращает отображение длинных адресов и предупреждает пользователей об опасности. Ян Стандал заметил, что все это является по-своему очень интересным и выбрать одно, самое главное, для него слишком трудно. На вопрос о том, собираются ли вносить еще какие-либо принципиальные изменения, он ответил, что одиннадцатую версию, конечно, планируется совершенствовать. Это будут, наверное, не такие серьезные изменения, но что-то новое появляться будет. Ян добавил, что выпуск финального релиза - это не дело завтрашнего дня, однако сообщил, что он появится нынешней зимой.

Много спрашивали про уже привычные версии браузеров, иногда просили что-то добавить, иногда пояснить. Во многих случаях на конкретные вопросы следовали ответы: "мы это уже пофиксили" или "мы это добавили в Opera 11". Обсуждались и такие  вопросы, как работа в Opera, будущее HTML5, Интернета в целом. Интересовались пользователи и планами Opera Software. Например, не собирается ли Opera открыть центр разработки в Беларуси. Вице-президент заметил, что на ближайшее время такого не задумано, но добавил, что Opera Software открывает офисы в разных странах для того, чтобы было проще привлечь талантливых людей на большом рынке, или если рынок очень важен для компании. По его словам, тут есть и то и другое, так что подобная перспектива интересна для  Opera.

Когда первый информационный голод был утолен, оперовцы проверили, кто лучше всего знает об их компании, самым эрудированным фанатам достались футболки с фирменным логотипом любимого браузера. Кстати, один из вопросов был о том, какая доля у оперы в Беларуси. Правильный ответ - 54%. Как с улыбкой заметил Ян, если этот показатель вырастет до 60% к Рождеству, компания собирается сделать в Беларуси "нечто особенное". Еще одну майку вручили тому пользователю, который быстрее всех пообещал помочь достигнуть этой цифры.

3_opera_meetup_minsk.JPG

Дискуссия шла все оживленнее, возможность пообщаться с "оперовцами" получил каждый. Чтобы музыка не мешала беседе, пришлось сменить место дислокации, после чего к беседе активно подключился и Владимир Исаев, менеджер по коммуникациям Opera Software. Он рассказал много интересного и про сами встречи, и про саму оперу, поговорил о монетизации, перспективах и прочих вопросах, которые вроде бы не касаются технической части, но вызывают вопросы у многих пользователей. Мы попросили рассказать его о том, как возникла идея провести в Минске такую встречу.

Владимир Исаев: Такие митапы - традиция Opera. Мы делаем везде так, и в Штатах, и в Германии, и в России, теперь и в Беларуси.

TECHLABS: А насколько регулярно вы так встречаетесь?

Владимир Исаев:  Какой-то регулярности нет, как только приезжает кто-то интересный из штаб-квартиры, мы стараемся устроить встречи.

TECHLABS: То есть, это не приурочено специально к выходу Opera 11?

Владимир Исаев: К Opera 11 бета приурочен визит. И если есть свободное время вечером - попить пивка компании пользователей всегда приятно. Ну а Беларусь - на этот раз это была конкретная цель съездить в Минск. В Киев приехал человек, отвечающий за веб-стандарты, а в Минск - Ян, "самый главный" по настольным продуктам.

TECHLABS: Какую цель преследуют эти митапы?

Владимир Исаев: Цель первая - специалисты слушают, что говорят пользователь, стараются понять, что нужно. Ян, например, занимается всеми настольными продуктами. Он приедет и начнет по пунктам узнавать, что из того, о чем его спрашивали, можно сделать. Вторая цель - они могут рассказать какие-то вещи которые, скажем, мы, российская команда, не можем ответить, потому что нам не хватает знаний внутри компании.

TECHLABS: А какая Opera больше всего популярна в Беларуси?

Владимир Исаев: Если верить статистике Акавиты, то у настольной Opera 54%, у мобильной - 3%. Если брать только мобильные браузеры, то оперы здесь 82%. Это говорит о том, что тут очень мало мобильных пользователей, но они в основном используют Opera.

TECHLABS: Наверное, многих интересует вопрос о том, откуда бесплатная Opera берет деньги на развитие.

Владимир Исаев: Хороший вопрос. Есть несколько основных источников. Первый - монетизация с помощью поиска настольного браузера. Это значит, что каждый раз, когда пользователь делает запрос через Яндекс, Google или Bing, мы получаем какие-то отчисления от этой системы. Второй источник - партнерство с мобильными операторами, например МТС-Беларусь. Они за счет Opera Mini делают бизнес: анлимы, дополнительные сервисы, продажа контента через браузер. С нами делятся доходами, пользователь получает легкий браузер с анлимом, что в общем-то уникально, оператору это выгодно, потому что Opera сжимает данные и сеть менее загружена.  Третий вариант заработка - партнерство с производителями мобильных телефонов. Для пользователей браузер бесплатный, но с тех, кто использует ее для своего бизнеса, мы берем отчисления.

Сейчас у нас растет источник, связанный с мобильными операторами. В Европе Opera не очень популярна как браузер, в Европе операторы готовы платить за то, чтобы поставить ее на телефоны. В России Opera популярна и так, поэтому приходиться придумывать новые схемы монетизации. Появился безлимитный Интернет.

TECHLABS: Пользователи уже спрашивали, а реально когда-нибудь увидеть Opera Software в списке Forbes?

Владимир Исаев: Вряд ли. У нас нет такой задачи. У нас есть задача зарабатывать, потому что давит Google, Microsoft, у которых за спиной большие деньги.

2_Opera_meetup_minsk.JPG

Говорили еще о многом, все и не упомнишь - за несколько часов пользователи успели задать десятки вопросов. Встреча завершилась, но норвежцы пообещали, что Opera постарается приезжать в Беларусь с такими митапами и дальше. 


       Опубликовать в twitter.com   Опубликовать в своем блоге livejournal.com           

Рекомендуем прочитать