ѕоиск:
јналитика

10.05.2011 15:58

»нтервью с PocketBook: преимущества использовани€ электронных книг в образовании неоспоримы
јвтор: TECHLABS Team

«аметили ошибку? ¬ыделите фрагмент текста и нажмите CTRL+ENTER!
 
ќб использовании портативных цифровых устройств в образовании говор€т повсеместно. «а рубежом уже давно оценили преимущества использовани€ нетбуков, планшетов, электронных книг в школах и университетах. «а примерами далеко ходить не надо: в той же ѕольше уже около п€ти лет гуманитарные учебники издаютс€ в цифровом формате.Ќедавно о возможности замены школьных учебников на планшеты заговорили и в Ѕеларуси, но конкретных планов пока не озвучивалось.
 
ћы решили обсудить это с руководителем департамента продаж PocketBook в —Ќ√, исполнительным директором компании ќлегом ƒенисюком.
 
 
ќлег —ергеевич, как ¬ы считаете, почему у нас пока не спешат внедр€ть в учебный процесс мобильные устройства? Ёто можно объ€снить инерционностью мышлени€ чиновников? ƒороговизной планшетов? Ѕанальной бо€знью перед всем новым?
 
ѕреимущества персональных цифровых устройств уже оценили во всЄм мире, но, на сегодн€шний день, в образовательном процессе их еще практически нигде не используют. Ќе смотр€ на то, что «электронные книги» с экраном E-Ink более безопасны дл€ зрени€, имеют возможность длительное врем€ работать без подзар€дки, их технологи€ имеет определенный возраст и историю, ридеры всЄ еще считаютс€ новинкой рынка мобильных устройств. ƒа, учебники оцифровываютс€, но их еще очень мало. ћногие издательства только начали рассматривать вопрос перевода бумажных книг в цифровой вариант, поэтому и вопрос выбора устройства дл€ их чтени€ до сих пор актуален.  
 
 роме того, это и мала€ осведомленность населени€, в том числе и государственных служащих, о функциональности и преимуществах устройств дл€ чтени€ электронных книг. ‘инансова€ составл€юща€ также играет немалую роль.
 
¬от кстати, о дороговизне. Ўироко известна€ инициатива Intel «One laptop – one child» не подразумевает бесплатного предоставлени€ мобильных устройств: часть их оплачиваетс€ самой Intel, часть – партнерами инициативы, еще часть – самим образовательным учреждением.  ак вы считаете, наши школы и ¬”«ы в состо€нии оплатить, пускай и частично, закупку планшетов и электронных книг? ¬едь даже если говорить о вооружении одного класса, это будет не меньше 20-30 мобильных устройств…
 
Ўколам и ¬”«ам сложно самосто€тельно оплатить закупку новых устройств.  Ќо, если учебные заведени€ увид€т потребность в планшетах или ридерах, просчитают их полезность дл€ совершенствовани€ учебного процесса, экономическую выгоду замены бумажных учебников, т€желых книг на более легкие и мобильные устройства, то, думаю, смогут при взаимодействии с поставщиками найти пути закупить такие устройства. ”же сейчас к нам обращаютс€ спонсоры некоторых частных учебных заведений дл€ обсуждени€ закупки покетбуков.
 
—ейчас PocketBook разрабатывает разные модели финансировани€ поставки ридеров корпоративным клиентам на взаимовыгодных услови€х. ѕровод€тс€ переговоры с банками и финансовыми учреждени€ми.
 
Ќо если дл€ школы стоимость планшетов или электронных книг — это «нагрузка», то дл€ родителей учеников и студентов планшет может стать и средством экономии, ведь не придетс€ платить за учебники. “ак ли это?
 
Ёто действительно так. ѕростые математические подсчеты показывают, что электронна€ книга способна окупить себ€ уже за первый год использовани€. Ѕолее того, PocketBook, например, комплектует свои устройства 500-ми попул€рными произведени€ми мировой классики. ƒаже если вз€ть за среднюю стоимость одной печатной книги 1 доллар, то, покупа€ ридер, потребитель сразу «возвращает» 500. 
 
»нтересно, а какие вы видите преимущества цифровых учебников над обычными бумажными?
 
¬о-первых, это компактность. —ейчас дети таскают в школу портфели весом до 12 килограмм! ƒл€ сравнени€: наша сама€ габаритна€ модель PocketBook Pro 902 весит всего 530 грамм. ј в устройстве может хранитьс€ вс€ учебна€ литература, по которой проходило обучение с 1 по 11 класс. Ёто особенно удобно дл€ учеников старших классов – школьна€ программа построена таким образом, что в 10-11 классе ученики вспоминают материал пройденный ранее.
 
¬о - вторых, это экономно! ѕедагогам не приходитс€ тратить деньги на бумагу, чтобы распечатать на весь класс задани€ дл€ контрольных и самосто€тельных работ. ƒостаточно просто передать задани€ на ридер учеников.
 
“ак же, в покетбуках есть удобный поиск по странице или слову; возможность делать конспекты учебников, заметки; использовать гиперссылки, словари дл€ перевода иностранных текстов; расписание зан€тий, калькул€тор и еще много других дополнительных опций.
 
ј самое главное, что электронные учебники, как и печатные версии книг, не вред€т глазам. Ёто основное преимущество ридеров над теми же планшетами, нетбуками и лэп-топами.
 
 
 ак вы считаете, сложно создать цифровой учебник? ¬ плане – не просто скопировать текст и перевести его в один из распространенных форматов электронных книг, а сделать насто€щий цифровой интерактивный учебник.
 
¬ы знаете, даже просто скопировать текст и перевести его в один из распространенных форматов – это достаточно нелегка€ работа. ≈сли мы говорим о качественном исполнении работы. Ќаши специалисты форматируют текст, «подгон€ют» изображение – делают все, чтобы получилс€ качественный продукт, который ничем не отличаетс€ от печатной книги. ќтносительно интерактивного учебника, - это еще сложнее. Ќо у нас есть такой опыт. ¬ данный момент мы как раз закончили подготовку нашей первой анимационной книги дл€ самых маленьких читателей «Ћетик – —амолетик» – совместного проекта с украинским издательством ј-Ѕј-Ѕј-√ј-Ћј-ћј-√ј. „ита€ книгу достаточно прикоснутьс€ пальцем к изображению на экране, и оно начнет двигатьс€. ќчень интересный проект.  
 
Ќа ваш взгл€д, все-таки кака€ из категорий устройств наиболее приемлема дл€ школ и учеников: нетбуки, планшеты или электронные книги?
 
ќтвет однозначный – электронные книги. я так говорю не потому, что работаю в компании, котора€ занимаетс€ их производством. —амое главное в жизни любого человека – это здоровье. ¬ частности, зрение. Ёлектронные книги, как € говорил ранее, не порт€т зрение. » с точки зрени€ функциональности, ридеры имею всЄ, что надо дл€ обучени€. ƒа и мало чем уступают нетбукам или планшетам.  роме того, мы посто€нно работаем над усовершенствованием устройств и внедр€ем что-то новое.
 
 акими функци€ми, по вашему мнению, должны обладать мобильные устройства, используемые в образовательной среде? Ќе собираетс€ ли PocketBook создавать электронную книгу специально дл€ использовани€ в школе?
 
я ¬ам больше скажу – мы ее уже создали. Ёто PocketBook Education, котора€ создана на базе PocketBook Pro 902. ќсновным отличием Education от остальные ридеров PocketBook €вл€етс€ специальна€ прошивка. ќна позвол€ет иметь в электронной книге не только учебники, но и расписание уроков, и дневник, в котором учитель может ставить оценки.
 
ѕринимает ли компани€ PocketBook участие в образовательных экспериментах? ≈сли да, то расскажите поподробнее, в каких? ћожет быть, уже есть конкретные результаты и выводы?
 
¬ данный момент PocketBook Education, согласно приказу ћинистерства образовани€ и науки ”краины, участвует в экспериментальном испытании ридеров  в 8 школах в п€ти област€х ”краины. ѕо его итогам, в прошивку будут внесены финальные изменени€, и продукт станет доступным дл€ потребителей.
 
ћедики не рекомендуют использовать мобильные устройства пр€мо со школьной скамьи, мотивиру€ это развитие большого количества заболеваний у детей: от миопии до сколиоза. „то вы думаете по этому поводу?
 
ƒл€ этого мы и проводим эксперимент в школах. ¬ данный момент, устройства получили разрешени€ дл€ использовани€, начина€ с 7 класса. ѕолучены соответствующие сертификаты от ћинистерства здравоохранени€, санитарно-эпидемиологической службы и т.д.
 
«десь все зависит от продукта, электронна€ книга  - безвредна.  ћогу сказать, что развитию сколиоза и других заболеваний способствует не мобильное устройство – а неправильна€ осанка, неправильное использование книг или устройств. ј за этим должны следить, в первую очередь, родители и педагоги. ¬едь, по сути, мобильные устройства дл€ чтени€ ничем не отличаютс€ от тех же книг.
 
 
ћинистерство образовани€ Ѕеларуси, кажетс€, одобрило идею с внедрением электронных устройств в школах. ’од€т слухи, что устройства будет поставл€ть минское предпри€тие «»нтеграл», которое никогда ничего подобного не выпускало.  ак вы считаете, сложно ли наладить массовое производство мобильных устройств данного класса, не име€ ни малейшего опыта? „то дл€ этого нужно, на какие финансовые затраты придетс€ пойти?
 
—оздать и наладить такое производство «с нул€» очень сложно. ¬о всех странах, в которых открываютс€ официальные представительства PocketBook International, мы изучаем возможность открыти€ своего производства.   сожалению, мощные производственные комплексы времен ———–, на базе которых это можно было бы реализовать, растер€ли свои мощности и не имеют достаточного потенциала. Ќо прийти от простого – сборки устройств, к сложному – полностью производить, возможно. ƒл€ этого нужно врем€. ѕока же, мы полностью разрабатываем устройства и софт в своем центральном офисе, а сборку производим на заводах Foxconn, там же, где собирают свою продукцию многие известные бренды. ¬ данный момент, это оптимальна€ система производства.
 
Ќе собираетс€ ли компани€ PocketBook провести эксперимент в одной из белорусских школ?

ћы, совместно с белорусскими партнерами готовимс€ к такому эксперименту. ƒату его начала пока назвать сложно.  ак только мы закончим все эксперименты в ”краине и запустим в массовую продажу PocketBook Education, мы сможем говорить о начале проекта в Ѕеларуси. Ќо перед этим мы хотим разработать идеальный продукт, чтобы нам не пришлось «краснеть» перед белорусскими потребител€ми. —оздание идеального устройства дл€ электронного чтени€, которое соответствует всем основным потребност€м современных читателей – это основна€ цель компании PocketBook International.


       ќпубликовать в twitter.com   ќпубликовать в своем блоге livejournal.com           

–екомендуем прочитать