Поиск:
Аналитика

04.09.2014 00:05

Качественное образование – двигатель IT-отрасли
Автор: TECHLABS Team

3 сентября в Минске в офисе компании Itransition состоялся круглый стол на тему «Есть ли IT-образование в регионах?». В обсуждении приняли участие представители ведущих региональных вузов Беларуси – деканы специализированных факультетов БрГТУ, БРГУ им. Пушкина, ПГУ, МГУ им. Кулешова, БРУ и БГУИР. Были подняты и проанализированы многие вопросы, в том числе качество IT-образования в региональных вузах, возможности распределения выпускников профильных факультетов и кафедр в регионах Беларуси.
 
Началась дискуссия с разговора о достижениях – об участии и победах в международных соревнованиях, олимпиадах и конкурсах. Справедливо было замечено, что IT-студенты региональных белорусских вузов неоднократно становились призерами разных престижных специализированных состязаний. Тем не менее, школьники с лучшими оценками все равно едут поступать в столичные вузы, и считается, что обучение в Минске несет с собой куда больше возможностей. Так ли это? Необязательно.
 
 
Валерий Ракецкий, декан факультета электронно-информационных систем БрГТУ, рассказал: «Многие выпускники нашего факультета распределяются на работу в «Эрикполь Брест» - компанию, которая отправляет некоторых своих сотрудников на стажировку или практику в соседнюю с нами Польшу, города Лодзь и Краков. Известно много случаев, когда довольная умениями наших ребят польская сторона ищет возможности оставить их работать у себя. Из этого видно, что специалисты, получившие образование в Бресте, успешно могут конкурировать не только с минскими, но даже с польскими айтишниками».  
 
Валерий Прытков, декан факультета компьютерных систем и сетей БГУИР, добавляет: «На мой взгляд, некоторые студенты из регионов более мотивированы, чем минчане. Они активнее стремятся чего-то добиться, найти хорошую работу, настойчивее идут к достижению целей, что в итоге может способствовать отличным результатам в карьере».
 
На самом деле государственный вузовый компонент или одобренные учебные программы для всех вузов страны одинаковы, поэтому вне зависимости от того, в каком городе студент получает знания, он получит примерно тот же пакет информации. Другой вопрос, кто и как ему преподнесет эту информацию. Проблема нехватки профессиональных кадров в IT-образовании за круглым столом в ходе обсуждения поднималась не раз. Основной сложностью были признаны неконкурентоспособные зарплаты.
 
 
Сергей Крутолевич, заведующий кафедрой автоматизированных систем управления БРУ (Могилев) отметил: «Молодого специалиста, выпускника-айтишника факультет может принять на работу в качестве ассистента с условной зарплатой в 2 млн. рублей, а IT-компания предложит ему работу с условной зарплатой в 7 млн. рублей. Естественно, молодой человек предпочтет не оставаться преподавать в родном вузе, а пойти работать по специальности, получая при этом существенно большую зарплату. Те, кто решились посвятить себя преподаванию в вузе, заканчивают магистратуру, аспирантуру, с большим трудом защищают научную диссертацию, а получив звание доцента и работая на ставку, получают, условно говоря, 3 млн. рублей, что опять же никак не может конкурировать с зарплатами сотрудников IT-компаний. Немудрено, что проблема молодых квалифицированных мотивированных кадров в отечественном IT-образовании присутствует».
 
Немного смягчил эти рассуждения Валерий Ракецкий, декан факультета электронно-информационных систем БрГТУ: «Не могу сказать, чтобы у нас в Бресте проблема нехватки кадров стояла остро. На практике многие молодые выпускники стараются совмещать работу по специальности с преподаванием в вузе. В отличие от многих других специальностей, специфика IT такова, что работать можно по гибкому графику, совсем не от звонка до звонка, и некоторые ребята этим пользуются. К счастью, ничто не мешает нашим молодым специалистам работать в крупной IT-компании и при этом делиться со своими знаниями, к примеру, на 0,5 ставки в профильном вузе».
 
Кроме кадровой проблемы, в ходе дискуссии был поднят вопрос технической оснащенности, наличия необходимого программного и аппаратного обеспечения на профильных факультетах. Помощь в обновлении необходимой материальной базы поступает вузам как непосредственно через бюджетное финансирование, так и во многом благодаря поддержке крупных IT-компаний, с которыми сотрудничают отечественные вузы. В целом за круглым столом было подмечено, что достичь важных задач и решить проблемы отечественного IT-образования можно как раз именно благодаря поддержке и помощи IT-компаний.
 
 
Несмотря на растущий IT-сектор, представители вузов заверили, что все заявки на распределение получается удовлетворить, что говорит о более-менее достаточном наборе на профильные специальности в отечественные учреждения образования. Есть ли потребность в увеличении числа IT-студентов? Мнения разошлись, но в общем стало ясно, что ответ на этот вопрос не находится на поверхности. Юрий Анушкин, руководитель отдела работы с персоналом компании Itransition подметил: «Количество людей, имеющих склонность к IT и способных быстро освоить данные специальности, в принципе ограниченно. Если бы, скажем, в Беларуси резко возрос спрос на талантливых музыкантов, смогли бы мы решить проблему, лишь открыв во всех городах консерватории? Очевидно, что нет. В общем, тут схожая ситуация. Чтобы увеличить число грамотных программистов, нужно главным образом не набор в вузы на эту специальность увеличивать, а проводить специальную работу со школьниками, начиная уже с младшей школы».
 
Отдельно затронули вопросы краткосрочного IT-обучения, дистанционного и заочного образования. Светлана Гончарова, руководитель учебного центра QA Академия констатировала, что стать умелым программистом за 6 месяцев благодаря обучению на курсах невозможно. В любом случае студенту потребуются фундаментальные знания, на которых он сможет выстроить всю последующую информацию.

В результате дискуссии за круглым столом стало очевидно, что IT-образование в регионах, конечно же, есть и со своими трудностями старается справляться успешно и последовательно. Кроме того, совместное общение и обмен опытом позволил участникам в чем-то по-новому взглянуть на старые проблемы, а это уже немало.


       Опубликовать в twitter.com   Опубликовать в своем блоге livejournal.com           

Рекомендуем прочитать