ѕоиск:
јналитика

30.07.2008 00:05

»стори€ апгрейда: ретроспектива дес€тилети€

Ёра домашнего ѕ  по-насто€щему началась в 1999-2000 году. — этим, конечно, можно поспорить, но именно тогда в более-менее крупных населенных пунктах постсоветского пространства, наконец, перестали приглашать в гости "на компьютер", как в свое врем€ "на телевизор". »менно к этому времени рынок компьютерных комплектующих стал заметно выдел€тьс€ на фоне рынка готовых решений, постепенно начина€ превосходить его размерами в крупных городах. » если в 97-ом незабвенный ¬.Ё ‘игурнов, автор претерпевшей семь изданий книги "IBM PC дл€ пользовател€" писал, что "решив в пор€дке эксперимента собрать свой ѕ  самосто€тельно, потратил три дн€ на поиск необходимых комплектующих" и насто€тельно не рекомендовал заниматьс€ сборкой ѕ  самим, то к началу нового тыс€челети€ слова эти уже звучали несуразно. Ћюди познали вкус апгрейда…
 
 ак известно, параметры компьютера можно разделить на количественные, мер€емые мегагерцами, мега- и гигабайтами, и качественные – определ€ющие возможности системы. ѕервые обычно довлеют в умах пользовател€ над вторыми. ѕосему и первые апгрейды люди обычно осуществл€ют в виде наращивани€ количественных параметров. „уть позже приходит понимание взаимодействи€ компонент, и количественные апгрейды – нет, не смен€ютс€, но дополн€ютс€ качественными.  ак и те п€ть лет назад, сейчас одним из первых объектов апгрейда становилась оперативна€ пам€ть. ¬ стандартный комплект поставки компьютера в 2000 году входило 64 ћ¬ пам€ти, но каждый, единожды поигравший в Quake3, или, что более прозаично, загрузивший в Photoshop картинку объемом мегабайт в 15 понимал, что его ближайша€ цель – получить в свой компьютер 128. —ейчас в этом смысле мало что изменилось – стандартные 512 мегабайт годны только дл€ разминки, и поставить 2 или 4 GB дл€ истинного игромана или дизайнера – вопрос недалекого времени, особенно учитыва€ падение цен на  пам€ть.  стати, о ценах. —тоимость апгрейда пам€ти претерпевала очень серьезные флуктуации за истекший "отчетный период" - от пары сотен до двух-трех дес€тков долларов за объем эквивалентной полезности.
 
≈ще один сюрприз поджидал решившихс€ добить до требуемого объема ќ«” в начале 2003 года. ¬се они обнаружили, что пам€ть стандартного типа SDRAM исчезла с полок магазина, уступив место DDR. Ёто далеко не первый подводный камень на пути у истинного любител€ апгрейда, но, пожалуй, именно на него напоролось большинство пользователей. ¬ фирмах им предложили сменить систему кардинально, то есть материнскую плату, процессор и пам€ть. ј в некоторых особо т€желых случа€х еще и видеокарту, ибо некоторые из 2х AGP видеоадаптеров банально не запускались на новых материнских платах. 
 

»стори€ апгрейда: ретроспектива дес€тилети€

 
ѕримерно в то врем€ (начало-середина 2003 года) очень модной в периодических и »нтернет-издани€х была тема "смерть апгрейда". јпгрейд, как и рок-н-ролл, умирал чуть ли не с момента рождени€.  аждое событие, именуемое звучащей страшно и неопределенно  "сменой платформы", вызывало целый поток пересудов в прессе, дескать, систему нынче можно только купить или продать, но никак не проапгрейдить. —пособствовало этому как смена процессорных разъемов, частоты системной шины (многие сейчас пытаютс€ пон€ть, почему их новенький Sempron 2200 работает на плате с чипсетом  “266ј, как "Athlon 900 ћ√ц"), так и формата оперативной пам€ти, предельных объемов подключаемых жестких дисков (24-, 32- и 48-битна€ LBA адресаци€), сигнального уровн€ шины AGP (3.3 и 1.5 ¬) и многого, многого другого… јпгрейд же оставалс€ жив. ѕочему? »ногда это был какой-то способ обойти механические ограничени€ (например, переходник slot 1 - socket 370 типов PGA/FCPGA/FCPGA2 до сих пор пользуетс€ попул€рностью ввиду предоставл€емой им возможности установить в хорошую плату эдак 98-го года выпуска, например, Asus P2B-F, процессор Pentium 3 на €дре Tualatin с частотой, скажем, 1200 ћ√÷ и даже разогнать его). „аще – возможность обойти качественный скачок лишь только количественными методами (так, например, и по сей день гораздо комфортнее будет работать на системе с 1024 MB пам€ти PC133, чем с 512 DDR-II 800). Ќо в первую очередь – благодар€ кумул€тивному эффекту апгрейда. ѕотому как продвинута€ система, построенна€ на "старой" платформе, значительно превосходила по производительности базовую систему с использованием наиновейших технологий эквивалентной стоимости. “ак было, есть, и, скорее всего, будет еще долго. 
 

»стори€ апгрейда: ретроспектива дес€тилети€

 
¬озвраща€сь в 2000 год, обратим внимание на следующий по очередности объект апгрейда. ¬идеокарта. ƒа-да, именно она. Ќовые игры требовали аппаратного трансформинга и освещени€ (HTL), большего объема видеопам€ти, большей частоты работы видеопроцессора и пам€ти, применени€ полноэкранного сглаживани€ (чип Riva TNT умел делать это очень даже неплохо) дл€ красивой картинки. —тарые видеокарты легко продавались, новые активно покупались – примерно раз в полгода-год дл€ любител€ свежих игр. ¬се числовые показатели видеокарт росли. ¬се и цена вместе с ними. ≈сли в 99-ом году в потребительском секторе неплоха€ видеокарта стоила $70, а "крута€" - 150, то к 2001-ому планка дл€ бескомпромиссного ускорител€ подн€лась до 250, к 2005-ому – до 500, теперь же это – две видеокарты GeForce 9800 GTX в SLI режиме по стоимости опережают неплохой системный блок – более 1000 долларов. » применение им находитс€ – современные игры в максимальных разрешени€х (дл€ бытовых мониторов) с использованием сглаживани€ и анизотропной фильтрации текстур работают на этих видеокартах со скоростью не более 100 кадров в секунду.  ажетс€, еще одна игра такого уровн€ – и потребуетс€ еще более мощный графический чип. ѕочему так происходит? ÷ены на пам€ть, жесткие диски и процессоры одинаковой полезности в лучшем случае "пл€шут", име€, однако, тенденцию к стабильности, а видеоускорители растут. ¬спомните 1995 год, первый полностью компьютерный мультфильм "»грушечна€ истори€" студии Pixar. —корость рендеринга на мощных графических станци€х того времени составл€ла несколько кадров в час. ћощные же бытовые процессоры того времени (скажем, Pentium Pro) отстают от современных собратьев по арифметическим операци€м лишь в дес€тки раз, тогда как графика уровн€ "»грушечной истории" студии Pixar в реальном времени на вашем компьютере стала возможной. “о есть темпы развити€ 3D-ускорителей опередили все остальные компоненты компьютера, и мы расплачиваемс€ теперь за это. 
 

»стори€ апгрейда: ретроспектива дес€тилети€

 
ћежду прочим, монополии графических процессоров лишь только на вычислени€ дл€ рендеринга  приходит конец. ѕо всему миру стартовало уже несколько проектов по переносу вычислений с CPU в некоторых специфических задачах (например, обработка звука или итеграции по поиску простых чисел) на GPU (графический процессор). “аким образом, компьютерный рынок скоро (в ближайшие п€ть лет), с высокой веро€тностью, перейдет к конкуренции между двум€ независимыми процессорами в компьютере – центральным и, скажем дл€ простоты, мультимедийным (бывшим GPU). C другой стороны – это оп€ть будет неким возвратом на п€ть лет назад, когда решение, что именно апгрейдить – процессор или видеокарту – было вовсе не таким легким, как сейчас, во времена, когда современные процессоры далеко не всегда успевают загрузить мощные 3D-ускорители данными. ¬ 2001 году вопрос, брать ли TNT2 (GeForce 256) или помен€ть свой Celeron 500 на Athlon 900, был актуален, как никогда. ¬едь игры еще многое взваливали на CPU – этот пережиток software rendering времен Quake, Duke Nukem и Doom.   смене процессора подходили, да и подход€т очень серьезно. ¬едь его и вставить можно неправильно (благо такие сокеты уже в прошлом), материнскую плату не ту подобрать и шину нужно знать (а раньше и коэффициент)… ѕосему апгрейд этого важного компонента обычные пользователи зат€гивали, да так, что мен€ть приходилось вместе с материнской платой. ј в 2001 году ситуаци€ осложнилась еще и по€влением реально конкурентоспособных процессоров AMD – серии K7. C тех пор к конкуренции за место в процессорном сокете добавилась така€ же по агрессивности конкуренци€ за место в слоте графического ускорител€ между ATI (AMD) и NVIDIA. ÷ены на процессоры и материнские платы остаютс€ довольно стабильными – за хорошую пару нужно отдать около 300 долларов как в 2000 году, так и сейчас. ƒругое дело, что брать сейчас процессор мощнее Core 2 Duo ≈6400 нужно только, если знаешь, что делаешь. ѕока стоимость видеокарты не начнет превышать 350, отдавать больше 200 за процессор не имеет смысла. Ёто оп€ть же признак гр€дущих изменений – конкурентной борьбы между процессорами в компьютере.
 
ј ведь мы забыли упом€нуть об еще одном маленьком процессоре на системной плате, который активно стремитс€ обзавестись мощной системой охлаждени€ и привлечь к себе внимание набора системной логики – северный и южный мосты. —еверный мост на современных платах уже обзавелс€ кулером, южный – только радиатором. ѕока. Ёти два кремниевых €дра вобрали в себ€ суть еще одной тенденции, неоднозначно вли€ющей на апгрейд системы – интеграции.  омпьютеры начала 90-ых обычно имели кучу вставл€емых в слоты расширени€ контроллеров – контроллер ввода-вывода, жестких дисков и дискет, мыши и т.д. “еперь же все эти контроллеры спр€тались внутри чипсета, а в современных платформах AMD-контроллер пам€ти даже перекочевал в сам процессор. ¬строенный в южный мост звук стал с 2001 года практически стандартом, надолго отложив вопросы об апгрейдах звуковых карт у покупател€ нового компьютера. ѕ€ть же лет назад вопрос смены ESS1869 на Vortex или SoundBlaster AWE64 был делом чести – так "бросалась в уши" разница между звуком даже на дешевых китайских колонках.
 

»стори€ апгрейда: ретроспектива дес€тилети€

ƒа и игровые технологии по€вл€лись как грибы после дожд€ – Aureal 3D, EAX… C течением времени про звук стали забывать, как про воздух. –азве только кто-нибудь вычитает в статье или на форуме, что EAX 4.0 намного круче, чем 3.0, и побежит в магазин за Creative X-Fi, либо меломан, прикупивший комплектик акустики стоимостью долларов под 500 будет долго искать в родном селе Terratec Aureon. C по€влением же таких кодеков, как Sound Storm и Vinyl Audio, надобность во внешнем звуке может поставить под сомнение даже меломан. ќсобенно ввиду наличи€ на соответствующих материнских палатах цифрового выхода S/P DIF… ѕопытка провернуть тот же трюк с 3D-ускорителем €вно провалилась. —лишком большую площадь должен иметь кристалл, слишком большую мощность питани€ нужно ему подвести. ѕоэтому мощнейшие интегрированные решени€ как производства Intel (Extreme Graphics), так и AMD легко обгон€ютс€ любой внешней видеокартой долларов за 70.
 
 омпьютер создан дл€ работы с данными. ј основной массив данных всегда хранитс€ на жестком диске. ѕоэтому его объем – зачастую единственна€ из ““’, которую знает про жесткий диск пользователь. » апгрейдить его прин€то лишь двум€ способами – заменой на больший объем либо покупкой еще одного. ƒл€ жесткого диска, помимо объема, важной характеристикой служит надежность. ѕоэтому в качестве кнута дл€ решившего сменить жесткий диск служит веро€тность его выхода из стро€ ввиду "преклонного" возраста, а в качестве пр€ника – увеличенный объем. ∆есткие диски станов€тс€ умнее, обзавод€тс€ собственными системами мониторинга (так называемый SMART) и большим объемом собственной пам€ти (буфер). Ќо не смотр€ ни на что, более традиционной области, чем жесткие диски, в компьютеростроении нет – параметры растут медленно, кардинально нового не добавл€етс€. ƒо глобального торжества твердотельных накопителей также еще далеко. “ак бы и быть этому сонному царству непотревоженным, если бы не периодические "вести с полей" о целых бракованных сери€х (например, IBM DTLA или Fujitsu MPG), которые срочно требуетс€ заменить во избежание потери данных. “ак и продвигаетс€ апгрейд жестких дисков – от одной сотни фильмов к другой, от одной серии к другой с пока еще не вскрытыми дефектами. ƒумаетс€, так будет продолжатьс€ еще долго. 
 

»стори€ апгрейда: ретроспектива дес€тилети€

  
ћобильные носители информации – компакт-диски – требуют специального привода. — 2000 года здесь произошло две революции – массовый приход записывающих CD- и DVD-приводов и совсем недавний – пишущих Blu-ray приводов. ”становка подобной вещи в компьютер – не скроем – самый при€тный апгрейд. Ќичего не продаешь, ничего не выбрасываешь, и, чтобы ощутить удовольствие, не нужно запускать тесты и игры, а достаточно только посмотреть на "морду" компьютера с тем, чтобы насладитьс€ видом нового красавца. “еоретически пишущий привод должен экономить место на диске, на практике случалось наоборот – в среде с интенсивным обменом фильмами/музыкой на записываемых CD коллекции на HDD только росли. “радиционно пользователь был готов выложить около полусотни долларов за привод, и стоимость устройств с хорошей функциональностью находилась уже давно на этом уровне, лишь недавно опустившись до 30 USD. ѕриход в массы одного из двух новых стандартов - Blu-кay или HDDVD, веро€тно, изменит этот стереотип, но только дл€ компьютерных энтузиастов. 

»стори€ апгрейда: ретроспектива дес€тилети€

 
ѕопробуем представить, что будет представл€ть собой апгрейд через дес€ть лет? Ќачнем с того, что вр€д ли изменитс€: люди будут докупать оперативную пам€ть ("прожорливость" к ней программ будет только расти по той простой причине, что до сих пор компьютер еще не способен выводить столько мультимедийной информации, сколько может обработать мозг человека). ƒокупать и мен€ть носители посто€нной пам€ти – жесткие диски, флеш-карты, записываемые компакт-диски и приводы дл€ них. —юда же напрашиваетс€ возврат из прошлого технологии, позвол€вшей докупать и устанавливать видеопам€ть. —овременные видеочипы не всегда справл€ютс€ с прокачкой полного объема данных, умещающегос€ у них в локальной видеопам€ти, но наращивание числа внутренних конвейеров приведет к тому, что производителю будет выгодно выпускать ускоритель с "не полностью раскрытыми возможност€ми", "раскрыть" которые можно будет установкой дополнительной видеопам€ти. —ами же ускорители, вполне веро€тно, преврат€тс€ в такие же процессоры, устанавливаемые в разъем материнской платы, и мен€ть их будет проще и дешевле, а функции их станут шире. —воим собственным разъемом может обзавестись также нынешний северный мост – SPP (System Platform Processor – термин, впервые введенный NVIDIA) – таким образом, вместо смены материнской платы, не поддерживающей нужную новому процессору шину, достаточно будет сменить небольшой SPP. ёжный же мост, вобравший в себ€ звук, модем, сеть и даже “¬спутниковый-тюнер (современные технологии уже позвол€ют запа€ть объемистый ¬„-блок в кремниевую микросхему), скорее всего, остановитс€ в своем развитии, предоставив лишь профессионалам и энтузиастам забивать их PCI-E (или им подобные) слоты звуковыми, сетевыми и DVB-картами.
 
“акие компоненты компьютера, как приводы и жесткие диски, имеют весьма толстую прослойку между их железной начинкой и BIOS системной платы – это так называемый микрокод, "прошивка" (firmware). ќбновл€ть прошивку уже сейчас стало актуальным дл€ многих устройств – это увеличивает их функциональность, надежность, производительность. Ёта тенденци€ не может не усилитьс€ – таким образом, нар€ду с чисто "железными", физическими апгрейдами, мы получим целую отрасль апгрейдов софтверных – дешевых и удобных.

REVIEWED_BY__TECHLABS.png


       ќпубликовать в twitter.com   ќпубликовать в своем блоге livejournal.com           

–екомендуем прочитать