Новости раздела

Поиск:
Игры и консоли

10.09.2008 00:05

Sublustrum: эпистемология бесконечности

Игры, основанные на недосказанности, требующие постоянно о чем-то задумываться, искать решение задач, цель которых до конца не ясна, никогда не были достаточно популярными. И, тем не менее, игра, о которой пойдет сегодня речь, а именно Sublustrum, заслужила свой небольшой, но крепкий отряд поклонников. Квест начинается уже с названия – и у "sub", и у "lustrum" есть несколько значений, комбинируя которые можно не заметить, как полчаса вертишь в руках диск с игрой. Будь Sublustrum игрой западной, а сделана она петербуржской студией, в названии, скорее всего, присутствовала бы частичная расшифровка, что-то вроде "Sublustrum: revealing the unconscious". Но простого пути нам никто не обещал.
 
Sublustrum: эпистемология бесконечности
 
А дорога предстоит дальняя, – физически мы не покинем территории небольших апартаментов начала двадцатого века, но сознанием перенесемся далеко за пределы этого мира. В основе игры лежит извечный вопрос настоящего ученого: а что, если? А что, если наши предки действительно обладали уникальными знаниями, утраченными с ходом времени? Что, если определенная комбинация воздействий способна перенести разум в мир с иными рамками и законами, мир, в реальности которого сомневается любой до тех пор, пока не побывает там? Галлюцинация? Иное измерение? Освободившиеся архетипы? Выяснить предстоит вам.
 
Sublustrum: эпистемология бесконечности
 
В дорогу нас зовет письмо. Послание от брата, с которым по-прежнему сохраняется давняя и прочная связь. Итог нашей поездки к месту проживания брата печален: он умер, а мы получаем ключи от квартиры, в нескольких помещениях которой и проведем всю первую часть игры. Послания, дневники, барабаны с записями голоса, разбросанные по комнатам странные предметы, в лучшем случае наполовину выдающие свое предназначение. Так постепенно перед нашим взором открывается жизнь ученого. Опередил ли он свое время, пытаясь свести к одному знаменателю дольмены, инфразвук и действие на организм экстракта редкого растения? Мы проследим его путь, читая выдержки из полузабытых трактатов, экспериментируя с растворителями и звуковыми частотами. Порой лучшее решение очередной загадки – это выключить компьютер. Выйти из игры и просто полежать в тишине какое-то время. Ответ приходит в самой необычной форме, равно как и вероятные продолжения нашего путешествия.
 
Sublustrum: эпистемология бесконечности
 
Механика игры – это решения паззлов, а иногда и простой пиксельхантинг. Но приковывают к себе внимание даже не эти элементы любого квеста, а общий визуально-звуковой стиль. Изначально Sublustrum задумывался, как визуальное дополнение к новому альбому петербургского проекта Anthesteria, и музыкальная составляющая, безусловно, одна из важнейших в игре. Играть без звука просто не получится, – кроме того, что часть пазлов именно звуковые (настройка прибора, эолова арфа), атмосфера игры непредставима без музыки. Без нее путешествие в иной мир (удивительно метко названный авторами Мерцающим) не состоится, голоса из прошлого не оживут, а локации не соединятся в единое целое.
 
Sublustrum: эпистемология бесконечности
 
Саундрек игры самоценен, не зря в подарочном издании игры он представлен отдельным диском. Слушая музыку Сублюструма, можно не только вспоминать интересные игровые моменты, но и открывать собственные миры. Рамки Мерцающего мира весьма условны, на то он и мерцающий, любой фантазии найдется здесь место. В процессе игры к саундтреку добавляется новое измерение – это голос профессора, который начитывает свои дневники. На просторах Интернета легко можно найти ответ, почему игра актера столь естественна – профессора играл настоящий профессор! Всевозможные звуковые эффекты также на высоте, – пусть игра и не поддерживает объемного звука, но где вы еще услышите столь естественный треск старой ламповой радиолы, или допотопный фонограф, или голоса-призраки?
 
Sublustrum: эпистемология бесконечности
 
Визуальный стиль – превосходная смесь антика, арт-деко и паропанка, не обошедшаяся и без элементов чего-то неназываемого. С технической точки зрения движок Panopticum, написанный специально для Sublustrum позволяет создавать панорамные локации, обозреваемые от первого лица. Переходы между точками в локациях осуществляются на фиксированное расстояние, обозревать каждую точку можно на все 360 градусов. Навигация, как следствие – point-and-click, однако обилие визуальных элементов не создает ощущения ограниченности или клаустрофобии. Нет того погружения в трехмерный мир, какое дают традиционные трехмерные экшены, но иначе не возникает столь необходимая для понимания игры деперсонификация. Кто вы в этой полузаброшенной квартире двинувшегося умом профессора? Остаетесь ли вы его братом после того, как нажатие рубильника особой капсулы уносит вас в мерцающий мир? Можно наблюдать, а можно участвовать. Именно поэтому впечатления от игры у людей разнятся – кого-то одолевал страх, кто-то постоянно озабочен поиском ответа, кому-то особенно запомнились лица на пыльных настенных портретах. Единственным существенным минусом графики можно считать фиксированное XGA-разрешение, которое может давать неприглядную картинку на некоторых больших ЖК-мониторах, но зато для Sublustrum совсем не нужен мощный компьютер, вполне подойдет средненькая модель 2004 года.
 
Sublustrum: эпистемология бесконечности
 
Цветов в игре немного. Но каждый из них определяет атмосферу помещения, - в одно из них хочется зайти, другие стремишься покинуть как можно быстрее. Нет, нас не убивают злые чудовища, и потолок никогда не обрушится на непокрытую голову, но как и в "Паразитах Сознания" Колина Уилсона, мы можем ощутить чужеродное и опасное присутствие. В Мерцающем мире мы встречаем только призраков, но зачем же здесь телефон, и автомобиль, и даже трамвай? Очередная череда вопросов ложится на пустые страницы дневника. Сюжет игры замыкается лентой Мебиуса сам на себя, – конец его и начало едины, а разорвать этот круг не помогают даже самые невероятные версии и объяснения. Вас это беспокоит? Игра дает свой рецепт: выпейте-ка настою зверобоя, точно поможет. Особенно в сочетании с велосипедными моционами.
 
Sublustrum: эпистемология бесконечности
 
Игру эту невозможно оценить низко. Пускай некоторые пазлы чрезвычайно сложны, но тем самым Sublustrum подсказывает – сделайте паузу. Важнее другое, этот удивительно тонкий эстетизм, пронизывающий каждый момент. Тетради профессора написаны с любовью к этому странном персонажу, с полным соблюдениям научных и бытовых реалий времени. Саундтрек – полноценное музыкальное произведение, сделанное без компромиссов и адаптаций. Каждый пыльный вентиль или кран хочется потрогать, отслоившуюся плитку подвигать ногой, пары эфирного экстракта вдохнуть в собственные легкие, а фотографию снять со стены и рассмотреть поближе. Сколько бы слоев текстур и полигонов не вкладывали разработчики в неодушевленные предметы обстановки, достичь такого внутреннего реализма удавалось лишь единицам.  За одно только это Sublustrum заслуживает высшего балла, но и сюжет игры – тот еще ноумен, вещь в себе. Оперируя простыми словами и переживаниями, игра подводит нас к проблемам, которые чаще затрагиваются в художественных произведениях, к которым Sublustrum находится намного ближе, чем к играм.
 
Оценка 8.5/10
 
TechLab logo


       Опубликовать в twitter.com   Опубликовать в своем блоге livejournal.com           

Рекомендуем прочитать