-->

‘айлы раздела

ѕоиск:
ѕроцессоры и пам€ть

08.07.2008 00:05

»сследование производительности семи процессоров Intel в одиннадцати играх
јвтор: TECHLABS Team

»звестно, что одними из самых требовательных задач, которые выполн€ютс€ на домашних компьютерах, €вл€ютс€ игры. ќни уже давно превратились из простых незатейливых средств безобидного врем€препровождени€ в высокотехнологичные продукты дл€ видеоразвлечений, соперничающие по визуальным красотам с кинематографом. Ѕлаго мониторы, поддерживающие высокие разрешени€, уже достаточно распространены и имеют приемлемые цены.

 ак часто геймер, приобрет€ вожделенный диск с новенькой игрой и прид€ домой, с досадой обнаруживает, что его компьютер не справл€етс€ с последними шейдерами и разрешени€ми экрана уровн€ High Definition. » вот здесь-то возникает классическа€ задача, рассматриваема€ во всех учебниках по экономической теории: как при ограниченных ресурсах получить максимальную полезность? ѕод ресурсами, конечно же, понимаютс€ деньги несчастного геймера, которых, как всегда, не хватает, а под максимальной полезностью ­– оптимальна€ конфигураци€ компьютера, позвол€юща€ в полной мере насладитьс€ всеми красотами шедевров современной игровой индустрии. ¬едь на производительность компьютера оказывает вли€ние не только  видеокарта, но и центральный процессор, оперативна€ пам€ть и системна€ плата, а также установленные специализированные ускорители, например, физической модели.

» все-таки определ€ющим фактором игровой производительности, несомненно, выступает св€зка центральный процессор – видеокарта. Ёти комплектующие, как правило, станов€тс€ самыми дорогосто€щими компонентами системного блока компьютера дл€ игр. ¬опрос об определ€ющей роли процессора или видеокарты остаетс€ открытым, хот€ большинство экспертов в этом споре отдают предпочтение видеоакселератору.

¬о-первых, вместе с ростом диагоналей современных мониторов растет и их оптимальное разрешение, а рост разрешени€ монитора повышает требовани€ к производительности видеоадаптера и объему его набортной пам€ти.

¬о-вторых, станов€тс€ доступными высокие значени€ режимов улучшени€ изображени€ – анизотропной фильтрации (Anisotropy Filtration - AF) и полноэкранного сглаживани€ (Full Screen Anti Aliasing – FSAA или AA). » эта забота снова ложитс€ "на плечи" видеокарты.

¬-третьих, посто€нно усложн€ютс€ коды пиксельных и вершинных шейдеров, используемых в играх, что оп€ть же накладывает небывалые требовании на вычислительную мощь графических процессоров. „его только стоит 1.4 млрд транзисторов, интегрированных в новейший графический процессор GT200 - сердце флагмана NVIDIA, видеокарты GeForce GTX 280! Ёто на сегодн€ абсолютный рекорд по числу интегральных элементов в одном чипе, выпускаемом крупносерийно.

ќднако вместе со всем вышесказанным значение центрального процессора также нельз€ приуменьшать. — выходом каждого нового игрового проекта усложн€етс€ и совершенствуетс€ искусственный интеллект персонажей, а многие современные графические технологии значительно загружают центральный процессор компьютера. яркими примерами тому служат такие лидеры игровой индустрии, как S.T.A.L.K.E.R. и Crysis. ѕо поводу процессорозависимости и графических технологий игры S.T.A.L.K.E.R. советуем обратитьс€ к статье "√рафические технологии в S.T.A.L.K.E.R. “естирование дес€ти видеокарт в игре". ј разработчики компании CRYTEK пр€мо за€вили о том, что производительность в Crysis будет определ€тьс€ центральным процессором в не меньшей степени, чем видеокартой. » хот€ это верно дл€ невысоких разрешений с отключенными режимами улучшени€ изображени€, и  тем не менее.

 роме того, физические эффекты в играх, которые станов€тс€ все более многочисленными, приближенными к реальности и кинематографичными, по-прежнему обсчитываютс€ центральным процессором. “акже нужно отметить, что, кроме пон€ти€ "среднее количество кадров в секунду" (average frames per second – average fps), существует и "минимальное число кадров в секунду" (minimal fps). ѕоследним во многом определ€етс€ комфортна€ игра. ¬едь при высоких значени€х среднего показател€ даже редкие провалы минимальных значений будут доставл€ть игроку непри€тные ощущени€. ѕровалы fps как раз-таки наблюдаютс€ при большом числе персонажей в игровой сцене и при ее насыщенности физическими эффектами (например, взрывами в шутерах). “о есть вычислительна€ мощность процессора во многом определ€ет производительность 3D-приложени€.

ѕоэтому уже не секрет, что в подавл€ющее  большинство новых компьютеров устанавливаютс€ много€дерные -  двух-, трех- (привет от AMD Phenom X3) или даже четырехъ€дерные процессоры. Ёто позвол€ет распределить нагрузку по обсчету игровой физики, искусственного интеллекта, функционированию операционной системы и  других процессорных вычислений на различные €дра CPU. ¬ конечном итоге повышаютс€ комфорт и удовольствие от игры.

’очетс€ наде€тьс€, что приведенна€ информаци€ убедила в необходимости данного исследовани€ процессоров.

»сследуемые процессоры, конфигураци€ тестового стенда

ƒл€ ответа на вопрос об оптимальной св€зке CPU – видеоадаптер была вз€та игрова€ видеокарта среднего ценового диапазона  NVIDIA GeForce 9600 GT, обладающа€ одним из лучших соотношений "цена - производительность" и поддерживающа€ все новейшие графические технологии. „тобы выбрать наилучший процессор, в пару дл€ нее выберем семь много€дерных процессоров семейства Intel Core 2 из различных ценовых сегментов, от самых дешевых до одних из самых дорогих.

»сследование

ѕочему же были выбраны процессоры Intel? Ќа сегодн€шний день наиболее широким спектром центральных процессоров располагает корпораци€ Intel. ќна предлагает большое число своих продуктов во всех ценовых нишах, в то врем€ как главный конкурент вынужден соперничать с ней лишь в бюджетной и средней ценовой категории. ƒа и по производительности поколение Core 2 опережает архитектуру AMD K8 и даже K10, представителем которой €вл€етс€ семейство AMD Phenom. “аким образом, более оправдан выбор процессоров Intel Core 2. ¬от их список:

  • Intel Celeron E1200;
  • Intel Pentium E2160;
  • Intel Core 2 Duo E4300;
  • Intel Core 2 Duo E6300;
  • Intel Core 2 Duo E7200;
  • Intel Core 2 Duo E8400;
  • Intel Core 2 Quad Q9300.

»сследование

 

—качать HD-изображение

ј теперь приведем таблицу с их основными характеристиками:

»сследование

ƒанные процессоры используют очень удачную во всех отношени€х архитектуру Core и построены на двух €драх, кроме единственного представител€ четырехъ€дерников - Intel Core 2 Quad Q9300.  роме этого, отметим, что E7200, E8400 и Q9300 построены на обновленной архитектуре Core 2 и производ€тс€ с использованием новейших 45 нм технологических норм, а не 65 нм, как их остальные собрать€.  ƒруг от друга их также отличают тактова€ частота, ширина шины FSB, величина интегрированного кэша, ну и, конечно, цена. —амым дешевым участником тестировани€ выступает  процессор Celeron E1200,обладающий самым маленьким кэшем второго уровн€ 512 KB, а самым дорогим - Intel Core 2 Quad Q9300, который может похвастатьс€ 6 MB кэша.  ак нетрудно заметить, разница между ними в 12 раз. ћаксимальным кэшем среди сегодн€шних участников тестировани€ также обладает и E8400, правда, распределенным всего между 2 €драми. ћожно посетовать об отсутствии среди тестируемых процессора с 4 MB кэшем, например E6550, но его успешно заменит собой E7200, компенсирующий недостаток кэша более высокой частотой. ќба процессора обладают примерно одинаковой производительностью, доказательством тому служат публикации в »нтернете. »нтересно будет также увидеть, насколько велико вли€ние частоты FSB на производительность на примере процессоров E6300 и E4300, отличающихс€ лишь шинами FSB в 1066 (266x4) и 800 (200x4) ћ√ц и чуть разными тактовыми частотами.

 ак они и другие участники сравнительного тестировани€ про€в€т себ€ в номинальном режиме и с разгоном в играх, нам и предстоит узнать.

“естирование рассматриваемых процессоров производилось на стенде следующей конфигурации:

  • системна€ плата: ASUS P5K-E WiFi-AP Edition на чипсете Intel P35+ICH9R;
  • оперативна€ пам€ть: 2 модул€ по 1024 MB, Kingston hyperX DDR2-800, 4-4-4-12 CL2, 400 ћ√ц;
  • видеокарта: Inno3D GeForce 9600GT, 512 MB GDDR3, 560/1270/1800 ћгц;
  • кулер: Cooler Master Vortex 752 с 92 мм вентил€тором на 800 - 2200 об/мин;
  • жесткие диски: 1) ST3250410AS, 250 GB, 3 Gb/s SATA, 16 MB Cache, 7200 об/мин; 2) SAMSUNG HD161HJ, 160 GB, 3 Gb/s SATA, 8 MB Cache, 7200 об/мин;
  • DVD RW дисковод: NEC AD-7173A, UDMA;
  • блок питани€: HIPER 350 ¬т (HPU-4S350). 

ћетодика исследовани€ производительности и тестовые приложени€

ƒл€ оценки производительности центральных процессоров в паре с видеокартой NVIDIA GeForce 9600GT было выбрано 11 игр различных жанров. Ќиже приведен их перечень.

Action/FPS:

  • Assassin’s Creed;
  • BioShock ver.1.0;
  • Crysis ver.1.1.1.5767;
  • F.E.A.R. Perseus Mandate ver.1.0;
  • Lost Planet Extreme Condition ver.1.0;
  • S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl ver.1.0004.

RPG/RTS:

  • ¬едьмак (Witcher) ver.1.2.0.1160;
  • Age Of Empires III – Warchiefs ver.1.0.4.

Race Simulator/Arcade:

  • Colin McRae DiRT ver.1.2;
  • Need for Speed ProStreet;
  • Race Driver GRID.

 роме того, были использованы следующие стандартные тестовые пакеты:

  • Futuremark 3DMark’06 ver.1.1.0;
  • Futuremark 3DMark’05 ver.1.2.0. 

¬се тесты проводились в операционной системе Microsoft Windows XP Professional Service Pack 2 (5.1.2600). »гры и тестовые пакеты запускались только с использованием API DirectX 9.0c. Ёто объ€сн€етс€ тем, что дл€ Windows Vista и режима DirectX 10 потребовалс€, как минимум, видеоадаптер high-end класса вроде GeForce 8800 GTX. ј  GeForce 9600GT здесь  стал бы ограничивающим фактором и не позволил раскрыть весь потенциал исследуемых процессоров. 

¬ играх все процессоры тестировались в двух режимах. ¬ обоих режимах выставл€лись максимально возможные настройки детализации графики, различных эффектов, разрешени€ текстур и так далее. ѕервый режим:  разрешение экрана 800x600 точек без использовани€ режимов улучшени€ изображени€ - анизотропной фильтрации (AF) и полноэкранного сглаживани€ (FSAA). ќн использовалс€ дл€ минимизации вли€ни€ видеоускорител€ на показатели производительности и определени€ так называемой чистой процессорной скорости. ¬торой режим: разрешение экрана 1280x1024 (за исключением Race Driver GRID, об этом будет упом€нуто ниже) с использованием режимов улучшени€ изображени€ (анизотропна€ фильтраци€ и антиалиасинг). ќн использовалс€ дл€ определени€ реальной производительности в играх, так как именно в таком режиме, веро€тнее всего, будет использоватьс€ игровой компьютер. Ќапомним: разрешение экрана 1280x1024 – стандартное дл€ 17" и большинства 19" ∆ -мониторов, а значит, и игры, скорее всего, будут запускатьс€ с таким разрешением. 

Ќа графиках результатов производительности представлены значени€ измеренных fps (frames per second – кадры в секунду). »змерени€ в играх Crysis и F.E.A.R. Perseus Mandate производились посредством встроенных бенчмарков. ƒл€ измерений FPS в остальных игровых приложени€х примен€лась утилита FRAPS (ver.2.9.1). ¬ них выбиралс€ эпизод с повтор€емыми результатами измерений продолжительностью не менее 80 с.



–езультаты тестировани€ процессоров в номинальном режиме

Ќачнем с тестовых пакетов Futuremark. 

Futuremark 3DMark’05:

»сследование

»сследование

Ётот тестовый пакет плохо оптимизирован дл€ много€дерных процессоров, поэтому в общем зачете здесь с большим отрывом лидирует E8400, обладающий наибольшей тактовой частотой. ј из-за особенности всех процессоров с архитектурой Core 2 – общего  кэша  дл€ двух €дер, динамически распредел€емого дл€ каждого из них в зависимости от исполн€емой программы и текущей нагрузки, в результате чего однопоточные приложени€ вроде 3DMark’05 практически эксклюзивно используют 6 MB, наход€щихс€ в распор€жении E8400. ѕреимущество последнего так велико, даже по сравнению с Q9300. ќтстава€ по набранным баллам в тестах производительности CPU от Q9300 процессор E7200, тем не менее, сумел догнать того по общим баллам, что лишний раз подчеркивает ранее сделанные замечани€. 

Futuremark 3DMark’06

»сследование

»сследование

3DMark’06 отлично масштабирует свою производительность при использовании много€дерных приложений. ѕоэтому набранные баллы в этом тесте абсолютно соответствуют позиционированию процессоров по цене. 

ƒумаетс€, теперь пора перейти к игровым приложени€м. Ќачнем, пожалуй, со стратегий и игр жанра RPG. ѕервыми будут результаты уже не новой стратегии Age Of Empires IIIWarchiefs

»сследование

”же довольно давно она вышла на рынок, но по-прежнему радует при€тной картинкой и хорошо масштабируемой производительностью. 

»сследование

Ёта игра плохо распредел€ет нагрузку на несколько €дер, поэтому по поводу "процессорной скорости" выводы аналогичны таковым по результатам в 3DMark’05. 

»сследование

ј вот здесь легко заметить, что GeForce 9600 GT раскрывает весь свой потенциал с процессором не слабее E7200, хот€ даже Celeron E1200 позвол€ет комфортно играть в Age Of Empires III, выдава€ вполне приемлемый  минимальный fps – 32 кадр/с. 

"¬едьмак" – игра жанра RPG, использующа€ современный движок BioWare. 

»сследование

»сследование

»сследование

—уд€ по всему, в обоих режимах видеокарта совершенно не ограничивает производительности процессоров, то есть последним есть куда "расти", либо можно легко повысить разрешение экрана в настройках графики, если позвол€ет монитор.  омфорт в игре от недостатка fps не пострадает.   сожалению, эти слова нельз€ отнести к Celeron E1200. ≈го производительности недостаточно дл€ этой игры. ј в лидерах снова E8400. E7200 и Q9300 соблюдают паритет. ƒа и оставшиес€ процессоры показывают вполне адекватные своему позиционированию результаты. E6300 реализует свое преимущество над E4300 за счет более быстрой FSB.

“еперь перейдем к играм жанра экшн/шутер от первого и третьего лица. Ќачнем с результатов встроенного теста игры F.E.A.R. Perseus Mandate:  

»сследование

»сследование

ѕо результатам измерени€ "чистой процессорной скорости" лидерство сохран€ет E8400, E7200 снова ни на шаг не отстает от Q9300. ќстальные результаты вполне соответствуют ожидаемым.  

»сследование

ј в качественном режиме видеокарта начинает ограничивать значени€ fps уже начина€ с процессора E4300. Ќо в целом производительность и видеокарты, и всех процессоров в игре достаточна. Ќа меньшее мы и не рассчитывали, ведь игра уже довольно стара€. 

Crysis на сегодн€шний день €вл€етс€ самым технологичным шутером и самым требовательным к ресурсам компьютера из всех тестируемых приложений. «а более подробной информацией об игре насто€тельно советуем обратитьс€ к статье "Crysis: тестирование 14 видеокарт в игре". 

Crysis

»сследование

ƒл€ начала результаты процессорного теста: 

»сследование

»сследование

¬ низком разрешении и видеокарта, и все, кроме бюджетных Celeron E1200 Pentium E2160, позволили показать видеокарте минимально приемлемый средний фреймрейт. ќднако по показател€м минимального fps все обстоит гораздо хуже. ¬ качественном режиме уже совсем не хватает производительности GeForce 9600GT. ƒл€ комфортной игры придетс€ понижать настройки графики. Ќеожиданно высокие результаты продемонстрировал E 6300 - веро€тно, в результаты закралась кака€-то ошибка. 

»сследование

»сследование

„уть более радужно обсто€т дела в тесте графической карты. Ќо вывод в целом остаетс€ прежним: дл€ более комфортной игры потребуютс€ процессор E7200 и выше, а также более мощный видеоускоритель. 

—ледующими следуют результаты в игре BioShock. »гра очень красива€, использует практически все последние графические технологии. ƒа и кто бы сомневалс€, ведь построена она на технологи€х уже завоевавшего большую попул€рность движка Unreal Engine 3.



BioShock

»сследование

ѕолную информацию об использованных в игре графических технологи€х и производительности различных видеокарт в ней можно получить здесь:  "Bioshock, или Unreal Engine 3 идет в массы: тестирование 11 видеокарт в игре". 

»сследование

»сследование

¬се процессоры и GeForce 9600 GT достойно справились с возложенной на них задачей. Ќо отметим, что в тестируемых разрешени€х полностью "раскрытьс€ видеокарте позволили" лишь более скоростные представители обновленной архитектуры Core 2, коими €вл€ютс€ E7200, E8400 и Q9300. Ќу а победа по абсолютным результатам в который раз остаетс€ самому скоростному E8400. ѕохоже, большой кэш и высока€ частота, а не количество €дер и здесь играют определ€ющую роль. 

ѕопул€рна€ игра S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl по праву пользуетс€ славой. ќбойти ее вниманием никак нельз€.  

S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl

»сследование

»сследование

»сследование

¬ыводы в целом аналогичны таковым по игре BioShock. “ем не мене есть небольшое замечание. ƒл€ этой игры совсем не подходит процессор Celeron, и плохо подходит Pentium E2160, во вс€ком случае, работающий на номинальной частоте.  ак было установлено ранее, игра довольно процессорозависима.  ј как он и другие процессоры про€в€т себ€ в разгоне, читайте в следующей части этой статьи. 

ј вот теперь давайте узнаем, как повели себ€ процессоры Intel в игре Assassins Creed

»сследование

¬от уж где картинка действительно завораживает, а о том, что еще интересное в этой игре, ищите по этой ссылке - обзор Assassin's Creed

»сследование

»сследование

¬ очередной раз подчеркнем, что в пару к GeForce лучше подход€т три старшие из протестированных моделей процессоров. 

¬ конце серии тестов игр жанра экшн/шутер посмотрим на результаты измерений кадров в секунду в игре Lost Planet - Extreme Condition.

»сследование

»сследование

»сследование

Lost Planet по праву пользуетс€ репутацией "убийцы видеокарт". ¬ режиме 1280x1024, 8xAF, 4xAA видеокарта не справл€етс€ с нагрузкой, и никакой из процессоров не может исправить сложившуюс€ ситуацию, потому как результаты на Celeron E1200 и Core Duo E8400 ничем не отличаютс€.  ƒл€ этой игры однозначно определ€ющим фактором выступает видеокарта. –ади справедливости следует сказать, что эта игра тестировалась в релизной версии. ј патч, вышедший дл€ нее, значительно поднимает производительность видеокарты в этой игре. “ак что с установленным патчем картина наверн€ка была бы не такой удручающей дл€ GeForce 9600GT. ј вот в режиме измерени€ "процессорной скорости" Intel Celeron E1200 умудрилс€ показать свою несосто€тельность, и даже низка€ производительность видеоподсистемы не смогла нивелировать это отставание. 

¬ конце этой части нашего исследовани€ будут представлены результаты измерений в играх жанра гоночных симул€торов и аркад.

ѕервой среди них будет Colin McRae DiRT (ver.1.2): 

»сследование

—кажем пр€мо, что даже с установленным патчем игра откровенно сыра€. ¬ ней посто€нно наблюдаютс€  непон€тные провалы производительности, иногда врем€ в игре самопроизвольно замедл€етс€, что наверн€ка обусловлено плохой оптимизацией под много€дерность, часто по€вл€ютс€ притормаживани€.  онечно, нам могла попастьс€ просто неудачна€ копи€ игры либо в тестовой системе есть нека€ аппаратна€ несовместимость с игрой. ¬ итоге адекватных измерений в разрешении 800x600 у нас не получилось, поэтому привод€тс€ лишь результаты производительности в одном режиме 1280x1024 с включенным полноэкранным сглаживанием. 

»сследование

Ќаверное, из-за вышеописанных проблем не следует обращать внимание на абсолютные цифры, а сконцентрироватьс€ на показател€х производительности различных процессоров друг относительно друга. » здесь впервые отмечаем, что четырехъ€дерник Q9300 оправдывает свою самую высокую стоимость, побежда€ несменного лидера E8400 и выход€ на первое место. 

Need for Speed ProStreet

»сследование

»сследование

»сследование

ƒл€ этой игры подход€т все процессоры, однако, только начина€ с модели E6300, они престают быть ограничивающим фактором производительности. “о есть в этой игре оптимальной парой дл€ используемого видеоускорител€ будет процессор Core 2 Duo E6300. 

ѕоследн€€ игра - Race Driver GRID – основана на доработанном и усовершенствованном графическом движке Colin McRae DiRT. ”лучшени€ пошли игре на пользу: картинка очень похорошела, производительность тоже отлична€. ќднако и здесь не обошлось без непри€тностей. »гра наотрез отказывалась выставл€ть разрешение выше 1024x768. ѕоэтому пришлось компенсировать это увеличением режима полноэкранного сглаживани€ до значени€ 8xCSAA (CSAA – это аналог FSAA, разработанный NVIDIA, как менее ресурсоемка€ альтернатива традиционному полноэкранному сглаживанию). 

Race Driver GRID: 

»сследование

»сследование

»сследование

ќп€ть все процессоры справл€ютс€, а отстают только E1200 и E2160. 

ѕо итогам тестировани€ процессоров в номинальном режиме работы можно заключить следующее: 

  1. ≈сли вы не хотите, чтобы процессор не ограничивал производительность вашего игрового компьютера, куда вы собираетесь установить карту уровн€ GeForce 960 0GT, в разрешени€х вплоть до 1280x1024, то следует выбрать процессор уровн€  Intel Core 2 Duo E7200. Ѕолее производительные процессоры позвол€т увеличить итоговую производительность только в паре с более мощным видеоадаптером. »х целесообразно приобретать, если планируетс€ приобретение более дорогой видеокарты или замена на более производительную в будущем.
  2. Intel Celeron E1200 совершенно не подходит дл€ использовани€ в играх в паре с GeForce 9600 GT. ќн ограничивает производительность видеокарты практически во всех протестированных играх. “о же самое, но в чуть меньшей степени касаетс€ и Intel Pentium E2160.
  3. ѕроцессоры, показывающие производительность, соответствующую их стоимости, в некоторых играх все-таки могут ограничить производительность видеокарты, хот€ если использовать высокие разрешени€, то они уже не будут "мешать" GeForce 9600 GT раскрыть весь свой потенциал.
  4. ¬идеокарта GeForce 9600 GT дл€ игрового компьютера скорее €вл€етс€ необходимым минимумом, чем избыточной покупкой. Ёто особенно справедливо дл€ высоких разрешений и режимов с функци€ми улучшени€ изображени€.
  5. „етырехъ€дерные процессоры пока не имеют ощутимого преимущества над двухъ€дерными. √ораздо большее вли€ние на производительность оказываю увеличенный кэш и высока€ частота, чем два дополнительных €дра. ’от€ уже в ближайшем будущем ситуаци€ может изменитьс€.


–езультаты тестировани€ процессоров в разгоне 

ћожно ли с помощью разгона заметно повысить производительность компьютера, и стоит ли игра свеч?  акой процессор в разгоне способен полностью раскрыть потенциал видеокарты GeForce 9600GT? 

Ќа эти вопросы мы постараемс€ ответить в этой части статьи. Ќо прежде несколько замечаний.   достижению максимального предела разгона исследуемых процессоров здесь не стремились. –азгон сам по себе случаен, а тем более экстремальный и св€зан с определенным риском. ѕоэтому было решено провести оверклокинг до частот, который будет доступен практически каждому мало-мальски опытному пользователю, обладающему системной платой стоимостью примерно 90-130 долларов.

ASUS P5K-E, использованна€ нами, дороже указанной суммы и позвол€ет без проблем добиватьс€ гораздо более серьезных результатов разгона, чем достигнутые. —ознательно были введены нижеописанные ограничени€ дл€ имитации разгона на более доступных системных платах. ѕитающее напр€жение на €дро не превышало 1.33 ¬ дл€ процессоров, нового 45 нм поколени€ (это E7200, E8400 и Q9300) и 1.44 ¬ Ц дл€ 65 нм поколени€. — одной стороны, такие напр€жени€ доступны практически любой современной системной плате. ј с другой Ц дл€ охлаждени€ разогнанного процессора не понадобитс€ дорогосто€щий кулер. ќперативна€ пам€ть также была разогнана с подн€тием питающего напр€жени€ до относительно безопасных 2.1 ¬. ѕовторить такой разгон пам€ти можно практически с любыми качественными модул€ми пам€ти DDR2-800, к­ счастью, сто€т они совсем недорого. Ќиже приведена таблица результатов разгона.  

»сследование

ƒл€ проверки стабильности после разгона примен€лись специальные утилиты Ц S&M (ver1.9.1) и OCCT 2.0.0.a. 

–езультат проверки стабильности процессора программой S&M: 

»сследование

ј теперь перейдем к результатам, показанным разогнанными процессорами. » начнем с тестовых пакетов Futuremark. ¬нимание будет уделено, главным образом, самым дешевым процессорам, так как они достигли наибольшего относительного прироста по частоте 

Futuremark 3DMarkТ05:

»сследование

Futuremark 3DMarkТ06: 

»сследование

Ѕолее чем ощутимый прирост, особенно у младших моделей. ќбъ€снить это можно, с одной стороны,  тем, что старшие модели процессоров и без разгона смогли раскрыть потенциал GeForce 9600GT, а с другой Ц тем, что более дешевые процессоры получилось разогнать на большую относительную величину. ¬ тесте 3DMarkТ06 процессору E2160 в разгоне даже удалось обойти по баллам в тестах процессора более дорогих собратьев E4300 и E6300 за счет большей достигнутой в разгоне тактовой частоты.  

ѕереходим к результатам игровых тестов. ¬от результаты игр "¬едьмак" (Witcher) и Age Of Empires III. 

Age Of Empires III Ц Warchiefs

»сследование

»сследование

"¬едьмак": 

»сследование

»сследование

–азгон младших процессоров позволил им догнать по производительности в этих играх гораздо более дорогие модели. “олько Celeron E1200 это не спасло, он слишком сильно отстает от других процессоров. 

ѕерейдем к результатам в самой многочисленной группе Action/FPS.

BioShock:

»сследование

»сследование

Crysis:

»сследование

»сследование

»сследование

»сследование



 

 

F.E.A.R. Perseus Mandate:

 

»сследование

»сследование

Lost Planet Extreme Condition:

»сследование

»сследование

S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl

»сследование

»сследование

¬ывод по всем играм, ну кроме, наверное, Lost Planet, одинаков: разгону быть! Ёти игры очень благосклонно восприн€ли разгон, особенно младших моделей процессоров. ќп€ть очень радуют результаты Pentium E2160. ј E1200 снова заметно отстает. 

» напоследок итоги измерений в жанре аркад и гоночных симул€торов. 

Colin McRae DiRT:

»сследование

Need for Speed ProStreet:

»сследование

»сследование

Race Driver GRID

»сследование

»сследование

»гры этого жанра, как правило, более требовательны к видеокарте. –азгон процессоров позволил уравн€ть значени€ средних кадров в секунду в этих играх. »сключение - игра Colin McRae DiRT, оверклокинг позволил значительно улучшить показатели минимальных fps. 

“аким образом, разгон процессоров во многих играх заметно подн€л планку производительности. 

¬ыводы 

ќпределенные выводы уже были сделаны в комментари€х к результатам тестировани€. ј теперь осталось лишь систематизировать их по каждому из рассматриваемых процессоров и дать ответ об оптимальной св€зке "процессор - видеокарта". 

1.      Intel Celeron E1200. Ётот процессор не предназначен дл€ использовани€ в игровых компьютерах, его удел - несложна€ офисна€ работа, он также может стать сердцем домашнего кинотеатра. ƒаже разгон коренным образом не мен€ет положени€ дел. 

2.      Intel Pentium E2160. ј вот здесь все совсем не так однозначно. ≈сли на номинальных частотах этот процессор чаще всего ограничивал производительность GeForce 9600 GT, то после разгона позволил ей полностью раскрыть свой потенциал. –азогнанный E2160 и видеоадаптер GeForce 9600 GT с уверенностью можно назвать оптимальным сочетанием дл€ игрового компьютера начального уровн€.  

3.      Intel Core 2 Duo E4300 и Intel Core 2 Duo E6300. ќни показали адекватную своим ценам производительность. ѕроцессоры в номинальном режиме работы из-за невысокой тактовой частоты немного ограничивают потенциал GeForce 9600 GT. –азгон же делает их производительность даже избыточной дл€ использованной видеокарты. ¬ пару к таким разогнанным процессорам, наверное, больше подойдет сери€ GeForce 8800 или даже 9800 GTX. 

4.      Intel Core 2 Duo E7200. ћожно утверждать, что это гр€дущий хит среди процессоров дл€ игровых компьютеров среднего ценового диапазона. “акой процессор в номинале составит оптимальную св€зку и дл€ 9600 GT, и дл€ более производительных видеокарт. ј разгон позволит играть в игры и с видеокартами следующего поколени€, коими €вл€ютс€ AMD Radeon HD 4850/4870 и NVIDIA GeForce GTX 260/280.  

5.      Intel Core 2 Duo E8400. —амый производительный в играх  процессор среди семи рассмотренных сегодн€ и почти самый быстрый двухъ€дерник в ассортименте Intel. ¬идеокарты GeForce 960 0GT €вно мало дл€ этого процессора.  ¬ пару к нему можно смело покупать любой даже самый мощный и быстрый видеоадаптер.   тому же ему принадлежит и абсолютный рекорд по номинальной, а также достигнутой в разгоне тактовой частоте. Ќе стоит забывать, что он обладает наибольшим кэшем второго уровн€, приход€щегос€ на одно €дро. Intel Core 2 Duo E8400 сочетает все качества процессора дл€ игр. 

6.      Intel Core 2 Quad Q9300. ≈го нельз€ назвать наилучшим процессором дл€ игр. ѕока четыре €дра не сильно востребованы в современных играх. ƒа, конечно же, процессор показывает очень высокую производительность, но за гораздо меньшие деньги тоже в играх может предложить и Intel Core 2 Duo E7200. Ќет сомнений, что в оптимизированных под много€дерность приложени€х четыре €дра покажут себ€, но в рассмотренных играх предпочтение следует отдать  E7200 или E8200 и более мощной видеокарте.

“аковы в целом выводы данного исследовани€.  онечно же, в каждой отдельной игре ситуаци€ может складыватьс€ по-разному. ј окончательный выбор делать вам.   

√енеральный спонсор тестировани€ – магазин UltraPrice.

»сследование

‘отографии выполнены в студии TECHLABS, фотограф јртем  ондратенко

»сследование


       ќпубликовать в twitter.com   ќпубликовать в своем блоге livejournal.com