-->
Поиск:
Видеокарты

28.01.2005 00:00

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?
Автор: TECHLABS Team

Не удивимся, если айтишники со стажем, завидев аббревиатуру S3 в заголовке обзора, вздрогнули, вспомнив те далекие времена, когда данная аббревиатура не была чем-то, ради чего стоило бы напрягать свой склероз, чтобы вспомнить, где же все таки ты это уже слышал.

Графические чипы от S3 (читается как "S в кубе") в свое время доминировали в офисных машинах и были предметом вечных экспериментов с непослушными драйверами. Да, проблема драйверописателей стояла наиболее остро в S3. В техническом же плане у инженеров компании получалось сделать достойные продукты. Однако, как и ныне покойная 3dfx, S3 сейчас не самостоятельная компания. Подобно разработчикам серии видеокарт Voodoo компании 3dfx, S3 была куплена. Приобрела её компания VIA, видимо посчитав, что опыт и накопленные наработки инженеров S3 можно будет применить в новых решениях. 

Сегодня же мы рассматриваем очень необычное изделие – S3 Delta Chrome 8. В чем его необычность? Есть несколько нюансов. Во-первых, увидеть название чипа с приставкой S3 – это уже, как минимум, сенсация для любого обозревателя – не каждый день в тестовую лабораторию залетает что-то отличное от видеокарт на базе чипов ATI и NVIDIA. Во-вторых, графический процессор S3 Delta Chrome 8 является, по заявленным характеристикам, DirectX 9.0-совместимым акселератором, что также делает большую честь марке S3 и только добавляет интереса при рассмотрении данного решения. И в-третьих, интересно посмотреть на плату, которую не найдешь в розничной продаже ни за какие деньги. Да, именно так, в рознице данные карты после анонса так и не появились и вряд ли мы с вами, уважаемые читатели, сможем когда-либо увидеть платы на данном чипе в продаже. Тем не менее, обо всем по порядку.

Графический чип S3 Delta Chrome 8

Спецификации графического чипа S3 Delta Chrome 8 были известны уже давно. Гордостью для VIA должен являться тот факт, что их чип является полностью DirectX 9.0-совместимым, о чем свидетельствуют заявленные производителем характеристики. Мы решили сравнить характеристики чипа S3 Delta Chrome 8 с чипами, которые будут впоследствии протестированы нами для сопоставления производительности нового решения S3, дабы читатель имел представление о примерных возможностях карт на базе S3 Delta Chrome 8 по скорости в 3D.

Чипы

ATI Radeon 9600

NVIDIA GeForce FX 5700

S3 Delta Chrome 8

Кодовое название

RV360

NV36

S8

Технология чипа

256 бит

Техпроцесс

0.13 мкм

0.13 мкм

0.13 мкм

Число транзисторов

~75 млн.

~82 млн.

~80 млн.

Шина памяти

128 бит (DDR I)

128 бит (DDR I)

128 бит (DDR I)

Шина AGP

4x/8x

Память

128/256 MB

Частота чипа

325 МГц

425 МГц

300 МГц

Частота памяти

200 МГц (400 DDR)

275 МГц
(550 DDR)

300 МГц (600 МГц DDR)

Пропускная способность памяти

6.4 GB/s

8.8 GB/s

9.6 GB/s

Число вершинных процессоров

2

3

4

Число пиксельных конвейеров

4

4 (2)

8

Число текстур на конвейер

1

1 (2)

1

Версия вершинных программ

2.0

2.0+

2.0

Версия пиксельных программ

2.0

2.0+

2.0

Поколение DirectX

9.0

9.0

9.0

Итак, технические характеристики перед Вами. В глаза сразу бросается восемь пиксельных конвейеров (и это при ~80 млн. транзисторов!). Ведь аналогичный параметр у конкурентов, представленных в нашей сравнительной таблице характеристик графических процессоров, равняется всего лишь четырем. Однако здесь необходимо сделать оговорку (чтобы читатель не думал, что мы намеренно занижаем значимость чипа S3 Delta Chrome 8, сравнивая его с Low Middle от конкурентов). Соперников для сравнения мы выбрали уже исходя из имеющихся у нас результатов тестов в 3D данной платы и реальная расстановка сил нам уже была хорошо известна.

Однако вернемся непосредственно к характеристикам. Вместе с восьмью пиксельными конвейерами, по одному текстурнику на каждый, весьма кстати смотрятся четыре вершинных процессора. Опять таки, у конкурентов данный параметр до уровня S3 Delta Chrome 8 явно не дотягивает. Вкупе с 300 МГц чипом и восьмью конвейерами рендеринга чип S3 Delta Chrome 8 должен теоретически показывать неплохой филлрейт ~2400 Mpixel/c. Это заметно выше, нежели у конкурентов, даже, несмотря на выигрыш последних по частотам работы. Но, вместе с этим мы видим, что "богатырский" чип с восьмью конвейерами рендеринга "одевается" в узкую ПСП 600 МГц памяти. На наш взгляд, шаг необдуманный – в высоких разрешениях и режимах с AA и Aniso чипу будет негде развернуться... Однако это ещё будет проверяться на практике.

Также радует уже упоминавшаяся нами полная поддержка DirectX 9.0, которая в действительности присутствует в чипе. Плата прошла все имевшиеся у нас DirectX 9.0-тесты "на ура". Каких-либо дополнительных расширенных возможностей выше спецификаций Microsoft на DX 9.0 в S3 Delta Chrome 8 нет – транзисторов и так не особо много.



Референс-плата S3 Delta Chrome 8

Дизайн и компоновка платы

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Плата попала к нам на тестирование в OEM-комплектации, поэтому по понятным причинам мы опустим вопросы комплектации платы и перейдем непосредственно к описанию самой S3 Delta Chrome 8. Отметим сразу, что к нам на тестирование попал ранний вариант сэмпла акселератора на базе GPU S3 Delta Chrome 8 с BGA-памятью. Более поздние версии имели уже дешевую TSOP-память.

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Хочется сразу отметить, что дизайн печатной платы у S3 Delta Chrome 8 простой – схож с низкопрофильными решениями на базе ATI Radeon 9600. Но родства в разводке PCB со своими 8-конвейерными собратьями из стана ATI и NVIDIA не наблюдается и близко – разводка максимально упрощена.

Карта имеет желтый цвет PCB, несёт на борту 256 MB DDR-памяти с шиной передачи данных в 128 бит (чипы памяти по четыре размещены на лицевой и оборотной сторонах печатной платы).

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Карта имеет интерфейс AGP 4x/8x и стандартный набор выходов: один DVI-I, один аналоговый и один TV-OUT.

Нужно отметить, что на референсной плате не установлено VIVO-чипа. Также под него не предусмотрено разводки ни на лицевой, ни на оборотной сторонах печатной платы.

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Формирование сигнала на дополнительном разъеме для цифровых мониторов осуществляется TMDS-трансмиттером Sil1162 от Silicon Image.

Разъема для дополнительного питания на плате не предусмотрено – производителями заявлено минимальное потребление энергии чипом.

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Для чипов памяти производства Samsung (K4D263238E-GC2A) предусмотрена, как уже упоминалось выше, прогрессивная BGA-упаковка. Время выборки чипов памяти – 3.3 нс., что соответствует частоте работы 300 МГц (600 МГц), на которой память и функционирует. Частота работы GPU составляет положенные по спецификации 300 МГц.

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Было бы несправедливо не посмотреть и на сам чип S3 Delta Chrome 8, прикрытый крышкой.

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Система охлаждения для чипа S3 Delta Chrome 8 на референсной плате самая простая: небольших размеров вентилятор вкупе с небольшим радиатором. Охлаждения для чипов памяти не предусмотрено. Такое отношение инженеров к системе охлаждения своего детища легко объяснимо минимальным тепловыделением как графического процессора, так и чипов памяти.



Драйвера

Прежде чем мы перейдем к тестированию видеокарты, необходимо рассмотреть интерфейс и возможности драйверов для S3 Delta Chrome 8. В нашем тестировании мы использовали последние доступные драйвера 6.14.10 с гордой пометкой "For Half-Life 2".

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Как видим, драйвера приобрели достаточно дружественный и приятный внешне интерфейс. Посредством драйверов можно включать/выключать V-sync, регулировать уровень анизотропии (вплоть до 16х), а также AA. Стоит отметить, что максимально возможный уровень антиалиасинга всего лишь 2х – карты на базе  S3 Delta Chrome 8 не поддерживают режим мультисэмплинга, а умеют работать только в режиме суперсэмплинга.

Также драйвера позволяют выставлять степень качества изображения. Мы провели наши тесты при настройках Quality.

Качество 2D

Перед тем, как дать оценку качества изображения, выдаваемое видеокартой S3 Delta Chrome 8, мы повторяем, что на сегодняшний день нельзя дать более или менее объективную оценку данного параметра для серии видеокарт, так как качество 2D сильно зависит от конкретного экземпляра, а проверить все карты по понятным причинам невозможно. Качество 2D также зависит от монитора и соединительного кабеля, что, в свою очередь, также привносит солидную долю субъективизма в методику оценки данного параметра.

Качество 2D, показываемое платой в разрешениях 1024x768x100 Гц, 1280х1024х75 Гц и в 1600х1200х60 Гц, можно охарактеризовать как отменное. Заметных отклонений в качестве картинки замечено не было ни у одного из протестированных экземпляров.  

Тестовый стенд

Материнская плата

MicroStar K7N2 Delta (nForce 2 Ultra 400)

Процессор

AMD Athlon XP 3200+ Barton (200x11 = 2200 МГц)  

Память

2x512 MB DDR PC 3200 Kingston (Двухканальный режим, тайминги 5-3-3-2)

Винчестер

Maxtor Diamond 9 Plus 120 GB (8 MB Cashe)

Операционная система, тестовые программы, драйвера и настройки

Система:

  • Microsoft Windows XP SP1 ENG
  • DirectX 9.0b
  • Драйвер для видеокарты NVIDIA – ForceWare 71.82 WHQL;
  • Драйвер для видеокарты ATI – Catalyst 5.1 WHQL;
  • Драйвер для видеокарты S3 - 6.14.10

Драйвера NVIDIA: оптимизации триллинейной фильтрации включены, анизотропной также включены по умолчанию.

Драйвера ATI: оптимизации триллинейной фильтрации включены по умолчанию.

Драйвера S3: настройки по умолчанию. Режим "Quality". 

Все излишества и "красивости" в операционной системе убирались, система настраивалась на максимальное быстродействие.

Vsync принудительно отключался через драйвера как в OpenGL, так и в Direct3D-приложениях. Технология сжатия текстур S3TC также отключалась. 

Тестовые программы:

  • FutureMark 3DMark2003 v340 (комплексный полусинтетический DirectX 9.0 тест, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0);
  • Digital Extreme / Epic Games Unreal Tournament 2004 (Direct3D, Hardware T&L, Dot3, cube texturing);
  • Legend Ent. / Epic Games Unreal II: The Awakening v1403 (Direct3D, Hardware T&L, Dot3, cube texturing);
  • Activision / id Software Quake 3: Arena 1.32 (OpenGL, мультитекстурирование);
  • Egosoft X2: The Threat (Direct3D, мультитекстурирование, Dot3, стенсильные тени);
  • GodGames / Croteam Serious Sam: The Second Encounter 1.07 (OpenGL, мультитекстурирование);
  • People Can Fly / DreamCatcher Interactive Painkiller v 1.31 (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1, проецируемые текстуры, динамическое попиксельное затенение, DOT3 bump mapping);
  • Ubisoft Prince of Persia: Sands of Time (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1, мультитекстурирование);
  • IO Int. / Eidos Entaractive Hitman: Contracts (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1);
  • Crytek / UbiSoft FarCry 1.1 (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0, мультитекстурирование);
  • Valve Software / Vivendi Universal Games Half-life 2 (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0);
  • Id software / Activision Doom 3 (OpenGL, мультитекстурирование);
  • Microsoft HALO: Combat Evolved 1.3 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L).


Результаты тестирования

Качество изображения

В процессе тестирования среди нашего большого набора тестовых программ было выявлено несколько любопытных "глюков" с некоторыми достаточно распространенными играми.

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Так, отказались работать игры Tribes и Chronicles of Riddick. Обе игры на карте S3 Delta Chrome 8 вызвали сообщения об ошибке. Проблемы кроются сугубо в поддержке разработчиками игры нового чипа и в некорректности его распознования движком игры.

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

А в игре Breed были замечены следующие артефакты изображения.

В целом же по качеству изображения в других приложениях мы можем только похвалить команду нынешнего S3 – при активизации Aniso максимально возможного уровня, плата демонстрировала картинку, местами превосходящую по качеству аналогичную на видеокартах с чипами ATI или NVIDIA.



Результаты тестирования

Полусинтетические тесты

3DMark 2003 v340

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

3DMark 2003 позволяет примерно оценить потенциал платы, а также, в нашем случае, проверить соответствие требованиям DX 9.0 на практике. Итак, похоже на то, что производительность S3 Delta Chrome 8 находится на уровне ATI Radeon 9600 Pro, несмотря на восемь конвейеров рендеринга с одним текстурником на каждом у чипа S3, и четырьмя конвейерами у Radeon-а. Говорить о том, что причина в низкой ПСП не приходится: плата стабильно равна ATI Radeon 9600 Pro во всех разрешениях и не наблюдается резкого скачкообразного падения производительности при переходе от 1024х768 к 1600х1200. Иными словами, если бы дело в данном случае было в ПСП, то в 1600х1200 мы бы не увидели такого же расклада сил, что и в 1024х768.



Результаты тестирования

Игровые приложения: игры, не использующие шейдеры

Unreal Tournament 2004

Движок Unreal Tournament 2004 не имеет коренных отличий по сравнению с предыдущей версией игры – Unreal Tournament 2003. Игра по-прежнему не использует ни пиксельных, ни вершинных программ. Тем не менее, результаты в данной игре весьма интересны в том плане, что игра пользуется большой популярностью и в неё играет большое количество людей, как на любительском, так и на профессиональном (киберспортивном) уровне.

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

А вот и первый сюрприз: S3 Delta Chrome 8 в абсолютных лидерах. Похоже на то, что драйверописатели поработали над данной игрой.

Unreal II: The Awakening

Игра базируется на немного модифицированном движке от предыдущего приложения, однако имеет более сложную геометрию.

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Более сложная геометрия несмотря на четыре вершинных процессора дается чипу S3 совсем плохо.

X2: The Threat

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

И вновь полное фиаско.

Игровые приложения: OpenGL игры

Quake 3: Arena

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Старичок Quake 3 дался чипу S3 явно не очень хорошо.

Serious Sam: The Second Encounter

Достаточно старая игра. Максимально возможное качество изображения и собственная записанная демка – TechLabs005.

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Чего не скажешь про другую OpenGL игру – Serious Sam. S3 Delta Chrome 8 в абсолютных лидерах.

Doom 3

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Вновь разгром S3 Delta Chrome 8.



Результаты тестирования

Игровые приложения: игры, использующие шейдеры версии 1.1

Плавно переходим к наиболее распространенным сейчас играм − играм, которые используют пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1. Несмотря на все прелести шейдеров версии 2.0, программисты не спешат повально делать движки, использующие возможности шейдеров 2.0 на полную катушку. И их можно понять. Использование шейдеров 2.0 целесообразно только в том случае, если акселератор среднестатистического пользователя находится как минимум в разряде "чуток повыше Middle-End". В противном случае приемлемой скорости в игре наблюдаться не будет. Также мы можем понять программистов, которым искренне лень писать код под шейдеры 2.0 (и уж тем более заглядывать уже сейчас на Shader Model 3.0), когда есть шейдеры 1.1, и у подавляющего большинства пользователей появились карты, на которых они будут исполняться с приемлемой скоростью. 

Painkiller

Мы использовали новую версию бенчмарка c5l1, которая стала доступна с последним патчем. Также с последним патчем появился новый бенчмарк c5l2, который нагружает все без исключения карты на порядок больше, чем даже модифицированная версия с5l1, однако имеет проблемы с подсчетом результатов тестирования, из-за чего мы не смогли протестировать наши карты в данном тесте.

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Результаты уже лучше, чем у ATI Radeon 9600. Однако преимущество начинает проявляться только в разрешении выше 1024х768 – сказывается наличие восьми конвейеров рендеринга. 

Prince of Persia: Sands of Time

Очень качественная игра с отлично проработанным геймплеем, а самое главное – с приятной графической составляющей. Движок игры не несет чего-либо революционного (порт с PS2 не мог сулить чего-то революционного). Тем не менее, игра имеет жесткие требования к видеокарте – она обязательно должна поддерживать пиксельные и вершинные шейдеры 1.1, на картах без поддержки пиксельных и вершинных программ игра просто-напросто не запускается. К сожалению, нам не удалось найти более детальной информации по движку игры (который имеет название "JADE engine"), который используется для PC-версии игры. Однако что-то мы уже с вами знаем.

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

И вновь S3 Delta Chrome 8 лучше, чем ATI Radeon 9600. Однако догнать NVIDIA GeForce FX 5700 в большинстве тестов у него не получается.

Hitman: Contracts

Также достаточно необычный гость списка тестовых инструментов всех тестеров. Как и предыдущая игра, лично автору данного материала нигде пока в качестве тестового инструмента не встречалась, поэтому будем считать себя первопроходцами. Движок игры активно использует пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1 и также является весьма сложным испытанием для видеокарт, как и предыдущая игра. Посмотрите на результаты тестов:

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Похоже на то, что весьма ресурсоёмкая игра Hitman пришлась по плечу нашему S3 Delta Chrome 8 только благодаря более высокой скорости закраски в связи с наличием у него восьми конвейеров рендеринга.



Игровые приложения: игры, использующие шейдеры версии 2.0

Для многих наиболее интересная часть тестирования – игры с поддержкой пиксельных шейдеров 2.0. Именно ради них в большинстве своем и покупаются акселераторы за сумасшедшие деньги, а игры с поддержкой пиксельных и вершинных шейдеров версии 2.0 пока по пальцам пересчитать можно. По сути, все они представлены у нас в тестовом наборе (и на примере Battle Engine Aquila уже были рассмотрены игры, которые использует пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0 только в небольшой степени, когда без той или иной функции второй версии уже просто не обойдешься).

FarCry

Игра FarCry представляет собой достаточно яркий пример того, чего же мы можем ожидать от Hi-End плат с поддержкой DirectX 9.0. Красота, демонстрируемая игрой, просто поражает воображение (все же Doom 3 – это другой тип игры и он хорош по своему, а FarCry остается для ценителей другого вида игр). Все настройки традиционно на максимально возможном уровне ("Very High"), использовалась собственная записанная демка TechLabs002.

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

А вот шейдеры 2.0 на карте, к сожалению, исполняются непозволительно медленно.

Half-life 2

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

Как ещё одно подтверждение слабого блока обработки шейдерных команд – игра Half-Life 2.

HALO: Combat Evolved

Игра использует пиксельные и вершинные программы версии 2.0. Помимо этого имеет замечательные возможности для тестеров по принудительному включению как 1.1, 1.4 так и 2.0 версий пиксельных и вершинных программ. Однако мы использовали версии шейдеров, отличных от 2.0 в данном тесте в силу того, что нас, прежде всего, интересует производительность платы в DirectX 9.0.

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?

А здесь уже все гораздо лучше. В чем дело? Все указывает только на одно – извечную проблему S3 с драйверами.

Выводы

Тяжело делать выводы по видеокарте, на которую, во-первых, не знаешь цен, а, во-вторых, которая так и не появится в розничной продаже. Тем не менее, сделать это необходимо, поскольку новинка протестирована, и результаты тестов имеются.

Производительность видеокарты  S3 Delta Chrome 8 находится на уровне примерно между ATI Radeon 9600 и NVIDIA GeForce FX 5700. В некоторых игровых приложениях плата обходит обоих представителей Канады и Калифорнии, однако в некоторых приложениях присутствует и явное "проседание" платы, несмотря на замечательный TTX. Проблема, на наш взгляд, заключается только в драйверах, а также в некоторых досадных упущениях в архитектуре чипа. Если первое, при должном внимании разработчиков ПО можно исправить, то второе уже нет. К плюсам решения от S3 можно отнести неожиданно прекрасное качество изображения, а также традиционно отличную работу с video-потоками – графический процессор обрабатывает солидную долю работы по декомпрессии MPEG2.

Однако повторимся, графические решения, подобные S3 Delta Chrome 8, вряд ли получится увидеть "живьем" – низкая эффективность подобных карт была отмечена большинством тестеров, что, скорее всего, и не дало VIA пустить карты в продажу.

Обзор видеокарты S3 Delta Chrome 8: S3 снова в строю?


       Опубликовать в twitter.com   Опубликовать в своем блоге livejournal.com           

 

Рекомендуем прочитать