-->
Поиск:
Видеокарты

11.05.2006 02:05

Обзор LeadTek WinFast PX7300GS TDH DDR2 - развитие технологии TurboCache
Автор: TECHLABS Team

Весь прошлый год шли ожесточенные бои на рынке видеоускорителей. Два основных конкурента – NVIDIA и ATI – избрали разную, практически диаметрально противоположную тактику. NVIDIA летом анонсировала топовую карту, ставшую на какое-то время самым мощным 3D-ускорителем в мире – NVIDIA GeForce 7800 GTX 512, на базе своего новейшего чипа G70. ATI ответила выпуском целой серии видеокарт на базе графических чипов 5-го поколения – R520, RV530, RV515. Цель, которую преследовала NVIDIA – захватить самую верхушку ценового Hi-End сектора рынка. ATI попыталась укрепить свои позиции в среднем и нижнем ценовых секторах. С наступлением 2006-го года картина радикально изменилась, опять-таки, на диаметрально противоположную. Новый топовый продукт от ATI – ATI Radeon X1900 XTX – занял первую строчку в рейтинге самых мощных видеокарт. А NVIDIA, в свою очередь, ответила анонсом видеокарты, призванной сменить предшественниц из самой низкой ценовой категории. NVIDIA GeForce 7300 GS.

Сегодня мы исследуем этого представителя низшей ценовой категории рынка – на примере видеокарты от LeadTek – LeadTek WinFast PX7300GS TDH DDR2. NVIDIA осуществляет полное переориентирование рынка на свои карты 7-го поколения – серия NVIDIA GeForce 6800 уже заменена на более прогрессивные NVIDIA GeForce 7900. Массовый и популярный NVIDIA GeForce 6600 скоро будет потеснен новым NVIDIA GeForce 7600. А что же NVIDIA GeForce 7300? А он сменит на посту свою предшественницу – NVIDIA GeForce 6200 TC.

Видеокарта

NVIDIA GeForce 7300 GS

ATI Radeon X1300 HM

ATI Radeon X300 SE HM

NVIDIA GeForce 6200 TC

Графический чип

G73

RV515

RV370

NV44

Техпроцесс, нм

90

90

110

110

Количество транзисторов, млн

112

105

75

77

Частота чипа, МГц

550

450

325

350

Пиксельные конвейеры

4

4

4

4

Вершинные конвейеры

3

2

2

3

Текстурные модули

4

4

4

4

Филлрейт (мпикс/сек)

2200

1800

1300

1400

ROP (пикс/такт)

2

4

4

2

Ширина шины памяти, бит

64

32(64)

64

32(64)4

Версия DirectX

9.0

9.0

9.0

9.0

Вершинные шейдеры

3.0

3.0

2.0

3.0

Пиксельные шейдеры

3.0

3.0

2.0

3.0

Поддержка TurboCache (HyperMemory)

yes

yes

yes

yes

Эффективная частота памяти, МГц

800

1000

600

5001

Объем и тип памяти

128MB DDR23

32 GDDR36

32 DDR5

64MB DDR2

1 – зависит от производителя. Референсная частота – 700МГц.

2 – зависит от производителя. Существуют карты и с 32МВ памяти.

3 – заявлено две референсных карты с объемами 256 и 128МВ, с различным дизайном.

4 – существуют варианты с шиной 64 бит.

5 – есть вариант со 128МВ видеопамяти.

6 – есть варианты с объемами до 128МВ.

Несложно заметить, что NVIDIA 7300 GS получилась путем прямой эволюции из старой NVIDIA 6200 TC. Производство чипа было переведено на 90нм-техпроцесс, что позволило поднять планку доступных частот чипа. Это самое главное отличие карты 7-го поколения. Обе видеокарты используют технологию TurboCache, которая позволяет использовать системную память в качестве буфера кадра. Были введены некоторые доработки для эффективной адресации системной памяти из блоков текстурирования, хотя есть мнения, что подобные возможности были заложены во все чипы серии NV4X, только в случае с картами, обладающими большим объемом локальной памяти, не использовались. Также стоит отметить, что технология TurboCache не используется на картах с AGP-интерфейсом, опять-таки из-за слишком большой нагрузки на графическую шину – PCI-Express интерфейс, благодаря своему двустороннему пропуску, здесь становится единственным вариантом. Если сравнить филлрейт обеих карт – 6-го и 7-го поколений – то, зная конфигурации чипов, легко можно сделать вывод о том, у какой из карт он будет больше, и насколько. Так как оба чипа –  NV44 и G73 – располагают четырьмя текстурными модулями, но последний, как мы уже сказали, работает на более высокой частоте (если быть точным – 550 против 350 МГц), то и получаем 2200 против 1400 мпикс/сек, преимущество более чем в полтора раза.

ATI, разумеется, не оставила подобные ходы соперника без внимания, и первым ее ответом на серию NVIDIA GeForce 6200 TC стал выпуск карты ATI Radeon X300 SE HM, в марте прошлого года. Карта имела очень схожие спецификации с конкурирующим продуктом, а ответом на технологию TurboCache стал анонс ATI технологии HyperMemory. Принцип ее работы полностью аналогичен концепциям TurboCache, о каких-либо значимых различиях между ними не сообщалось. Правда, результаты тестирований, в основном, свидетельствовали о преимуществе NVIDIA GeForce 6200 TC над конкурентом – была ли причиной тому лучшая оптимизированность алгоритмов TurboCache, или ATI просто не успела до конца отшлифовать свою технологию – неизвестно. Зато с выпуском замены для своей X300 SE HM канадцы не мешкали – первые ATI Radeon X1300 HM появились уже в конце 2005-го года. Обе компании пошли по пути наименьшего сопротивления, и основное усовершенствование карт –  и X1300 HM, и GeForce 7300 GS – заключалось в их переводе на новый техпроцесс, 90нм. Правда, как видим, у NVIDIA получилось чуть лучше – новая карта имеет превышение по частоте работы чипа над предшественницей на 200 МГц, против 125 у ATI Radeon X1300 HM.

Использование технологий TurboCache и HyperMemory позволяет уменьшить объем устанавливаемой на видеокарту памяти, тем самым заметно снизив ее себестоимость. Что касается героя нашего сегодняшнего обзора, видеокарты LeadTek WinFast PX7300GS TDH DDR2, то, как показали исследования, используемый ею объем памяти (собственный + системная память РС) составил целых 512МВ вместо обещанных 256МВ!

LeadTek WinFast PX7300GS TDH DDR2

Стандартная по размерам коробка, в которой пришла видеокарта, с фирменным логотипом LeadTek.

Обзор

Внутри, помимо самой видеокарты, находились два комплекта инструкций, диск с драйверами и фирменными утилитами, и ТВ-кабель.

Обзор 

Спецификация карты:

Обзор

Интерфейс: PCI-Express x16

Номинальные частоты:

  • чип: 550 МГц
  • физическая памяти: 400 МГц
  • эффективная по памяти: 800 МГц

Ширина шины памяти: 64 бит

Количество вершинных конвейеров: 3

Количество пиксельных конвейеров: 4

Количество текстурных блоков: 4

Цвет текстолита: зеленый

Выходные разъемы:

  • DVI
  • VGA
  • S-Video

VIVO: нет

TV-Out: интегрирован в GPU

Не требуется подробного изучения дизайна карты, чтобы понять, что он полностью копирует референсный, за исключением одного момента. Инженеры из LeadTek добавили d-Sub выход, сделав ее доступной для пользователей с ЭЛТ-мониторами без использования каких-либо переходников.

Обзор

Обзор

Видеокарта оснащена 128МВ DDR2 памяти, размещенной в четырех микросхемах, по две с лицевой и оборотной стороны PCB. Микросхемы производства Infineon, время выборки составляет 2,5нс, что соответствует частоте работы в 400(800) МГц. Реальная же частота работы памяти чуть выше – 810 МГц, что полностью соответствует заявленным референсным параметрам.

Обзор

Убираем кулер, исследуем чип. Он маркирован как GF-7300GS-N-A3, выпущен на 49-ой неделе 2005-го года, то есть в декабре – чипу около трех месяцев.

Обзор

Система охлаждения практически копирует референсную – да, LeadTek выпустили свой кулер, чуть меньший по размеру, со своим логотипом, но на этом их вклад в дизайн системы охлаждения закончился.

 Обзор

Температурный режим и разгон

Для мониторинга видеокарты компания LeadTek предоставляет свою собственную утилиту, WinFox. Программа довольно удобная в обращении, с симпатичным дизайном, информативная – способна выдавать информацию не только о самой видеокарте, но и об остальных компонентах системы. Имеет функции разгона и мониторинга видеокарты.

Обзор

Обзор

Во время работы в различных приложениях температура ядра не поднималась выше 55 градусов. К сожалению, функция регулирования оборотов вентилятора была отключена, а потому у нас не было возможности понаблюдать за температурой при сниженных его оборотах.

Проведя разгонный тест карты, мы получили следующие результаты: с номинальных частот 550/800 МГц по чипу/памяти удалось разогнать карту до частот 700/1000 МГц! Согласитесь, довольно впечатляющие результаты.

Тестовый стенд. Настройки

Для тестирования применялся тестовый стенд следующей конфигурации:

  • Процессор AMD Athlon 64 3000+ @ 2700 МГц);
  • Материнская плата DFI Infinity на чипсете NVIDIA nForce4 SLI;
  • Оперативная память 2Gb DDR SDRAM 400МГц (2,5:3:3:7);
  • Жесткий диск Samsung HD160JJ SATA II 160Gb;
  • Операционная система WindowsXP SP2; DX9.0c;
  • Монитор LG Flatron F700P;
  • Драйверы: NVIDIA ForceWare версии 82.65;

Настройки для видеокарт NVIDIA: все параметры выставляются на максимальное качество, Vsync отключен

Обзор

Аналогично выставляются и параметры для карт ATI.

В качестве синтетического теста применялся Futuremark 3Dmark2006. Включены все тесты, вершинные и пиксельные шейдеры версии 3.0.

Список игровых тестов, использовавшихся для сравнительной оценки видеокарт:

  • Age of Empires 3 v.1.04 (Ensemble Studios/Microsoft) – DirectX 9.0c, пиксельные шейдеры 3.0, HDR;
  • Black&White 2 v.1.1 (Lionhead Studios/Electronic Arts) – DirectX 9.0c, шейдеры 1.1 и 2.0;
  • Call of Duty 2 v.1.01 Multiplayer (Infinity Ward/Activision) - DirectX 9.0с, пиксельные шейдеры 2.0, мультитекстурирование;
  • DooM3 v.1.3 (id Software/Activision) - OpenGL, мультитекстурирование;
  • FarCry v.1.33 (Crytek/Ubisoft) - DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версий 1.1 и 2.0, мультитекстурирование;
  • FEAR v.1.0 (Monolith/Sierra) - DirectX 9.0с, пиксельные шейдеры 2.0, мультитекстурирование;
  • Chronicles of Riddick: Escape from Butcher`s Bay  v.1.0.0.1 (Starbreeze/Vivendi) - OpenGL, мультитекстурирование;
  • Half-Life 2 Lost Coast v.1.0 (Valve Software/Sierra) - DirectX 9.0c, пиксельные шейдеры 2.0;
  • Need for Speed Most Wanted v.1.3 (EAGames/Electronic Arts) – DirectX 9.0c, HDR;
  • Quake 4 v.1.05 (Raven Software/Activision) - OpenGL, мультитекстурирование;
  • Serious Sam 2 v.2.066 (Croteam/2K) – DirectX 9.0c, пиксельные шейдеры 2.0, HDR;
  • Splinter Cell 3 Chaos Theory v.1.05 (Ubisoft) - DirectX 9.0c, мультитекстурирование;
  • Unreal Tournament 2004 (Epic Games/Atari) – Direct3D, Hardware T&L, Dot3, cube texturing;

Методика тестирования была нами рассмотрена в предыдущем материале.

Результаты тестов

Для сравнения результатов тестирования NVIDIA GeForce 7300 GS и NVIDIA GeForce 6200 TC были взяты результаты тестов карт, близких к исследуемой по стоимости: NVIDIA GeForce 6600 V+  (его подробное описание ищите здесь) и, как представитель лагеря ATI, Radeon X1300.

Синтетические тесты

Обзор

Обзор

NVIDIA GeForce 7300 GS, несмотря на низкую пропускную способность шины памяти (а она у него, напомним, всего 64 бит), в режимах с отключенными AA+AF держался на одном уровне с конкурентами NVIDIA GeForce 6600 V+ и ATI Radeon X1300. Включение тяжелых режимов (AA+AF) сразу распределило места между картами в следующем порядке: лидерство у ATI Padeon X1300, следом идет NVIDIA GeForce 6600 V+, а NVIDIA GeForce 7300 GS занял лишь третью строчку. Про NVIDIA GeForce 6200 TC и говорить не приходится – его отставание просто катастрофическое, что, в принципе, неудивительно.

Обзор

Обзор

В данном тесте все решает филлрейт, так как игра не оперирует шейдерами. Тесты же показывают следующее: с отключенными AA+AF лидерство, как ни странно, за NVIDIA GeForce 6600 V+. ATI Radeon X1300, обладает большим филлрейтом, но достаточно лишь вспомнить, видеокарты какого производителя нам рекомендует эта игра в одном из роликов, как все становится на свои места. NVIDIA GeForce 7300 GS, из-за шины, ставшей узким местом в рендеринге изображения, вышел на паритет с конкурентом от ATI. NVIDIA GeForce 6200 TC опять проиграл всем, и опять из-за шины.

Обзор

Обзор

А вот здесь в режимах без AA+AF победителем вышел уже наш сегодняшний герой, NVIDIA GeForce 7300 GS: чем меньше разрешение, тем увереннее его победа. Включение тяжелых режимов сразу опускает его производительность на уровень конкурентов.

Обзор

Обзор

В данном тесте наблюдается примерный паритет между всеми конкурентами (NVIDIA GeForce 6200 TC не в счет). Более высокие частоты NVIDIA GeForce 7300 GS компенсируются его узкой шиной, что четко прослеживается во всех шутерах.

Обзор

Обзор

В легких режимах NVIDIA GeForce 7300 GS, хоть и с приличным отставанием от NVIDIA GeForce 6600 V+, занимает второе место. Включение же тяжелых режимов снижает ее производительность аж до уровня NVIDIA GeForce 6200 TC! Вычислительных мощностей у NVIDIA 7300 GS вполне достаточно для демонстрации куда более высокой производительности, однако при включении AA+AF производительность карты очень резко падает, и наиболее ярко это было продемонстрировано именно в этом тесте.

Обзор

Обзор

В этом тесте NVIDIA GeForce 7300 GS также демонстрирует неплохие результаты, проигрывая лишь NVIDIA GeForce 6600 V+. Включение тяжелых режимов сразу отодвигает его на третье место – подобный эффект мы уже наблюдали.

Обзор

Обзор

NVIDIA GeForce 7300 GS во всех режимах стабильно держится на третьем месте, пропустив вперед и NVIDIA GeForce 6600 V+, и ATI Radeon X1300, который, к слову, и занял первое место. Продукты от ATI обладают лучшей производительностью в приложениях со сложными шейдерными вычислениями, а потому подобный результат неудивителен.

Обзор

Обзор

Убедительную победу одерживает ATI Radeon X1300, который лучше всех справился с большим количеством шейдерных вычислений – эта версия игры, как уже говорилось в предыдущем материале, очень активно использует пиксельные шейдеры версии 2.0. На второе место, как ни странно, выбрался NVIDIA GeForce 7300 GS – однако его преимущество сошло на нет при включении тяжелых режимов.

Обзор

Обзор

А вот здесь наблюдается пусть и не очень убедительная, но все же победа NVIDIA GeForce 7300 GS – причем во всех режимах. Очевидно, нагрузка на шину была на столь сильной, как в других тестах, что позволило этой карте, имея самый быстрый чип, быстрее всех производить все вершинные и пиксельные вычисления.

Обзор

Обзор

Еще одна OpenGL-игра, и опять повторяется ситуация, что мы видели в тестах с DooM 3: на легких режимах NVIDIA GeForce 7300 GS даже немного вырывается вперед, однако включение высоких разрешений, а после – AA+AF – не только сводят на нет его преимущество, но и опускают его производительность ниже, чем у двух основных конкурентов. Победа, как и ожидалось, за NVIDIA GeForce 6600 V+.

Обзор

Обзор

Как уже показывали предыдущие исследования, производительность бюджетных видеокарт в этой игре, реализующей массу эффектов, с том числе и HDR, упирается в вычислительные мощности чипов. И здесь NVIDIA GeForce 7300 GS, несмотря на свою шину и работу с системной памятью, держится на уровне ATI Radeon X1300. Включение тяжелых режимов опять фатально сказываются на производительности новинки.

Обзор

Обзор

Картина в чем-то схожа с той, которую мы видели в Serious Sam 2: опять большая нагрузка на пиксельные процессоры, которым приходится обрабатывать и пиксельные шейдеры 3.0 – и опять вперед вырывается NVIDIA GeForce 7300 GS. Включаем антиалиасинг и анизотропную фильтрацию – и опять производительность исследуемой карты стремительно падает.

Итог

NVIDIA GeForce 7300 GS – представитель самой бюджетной серии видеокарт из всех, существующих на сегодняшний день. За малые деньги – порядка $90 – пользователь может получить поддержку всех современных технологий и производительность, сопоставимую с самыми популярными картами от NVIDIA предыдущего поколения (имеются в виду NVIDIA GeForce 6600). Недоумение вызывает лишь критическое падение производительности карты в тяжелых режимах, с включенными антиалиасингом и анизотропной фильтрацией. Что это? Просчет NVIDIA при создании нового чипа? Или ошибка в драйверах? На момент тестирования последними официальными драйверами от NVIDIA были ForceWare 81.98, в которых отсутствовала поддержка карт на чипе G73, приходилось использовать беты более поздних версий – возможно, причина кроется именно здесь. Но в любом случае, преимущество этой карты перед своей предшественницей – NVIDA GeForce 6200 TC – очевидно и огромно. Технология TurboCache продолжает развиваться и в седьмом поколении видеокарт от NVIDIA, и, как нам кажется, перспективы у этой технологии есть.

Обзор


       Опубликовать в twitter.com   Опубликовать в своем блоге livejournal.com           

 

Рекомендуем прочитать