-->
Поиск:
Видеокарты

08.06.2007 00:05

Не все GeForce 7300 GT одинаково полезны. Обзор Chaintech Apogee GeForce 7300 GT

Walton Chaintech Corporation является одной из крупнейших компаний, которая занимается производством видеокарт, материнских плат (OEM), модулей памяти и различного рода высокотехнологичных устройств. 

Производитель, внедряя различного рода инновационные технологии, создает высококачественную продукцию, которая получила признание у многих пользователей ПК. И все это благодаря надежности и невысокой стоимости устройств, в пользу которых и делается выбор покупателей. Начиная с 2005 года компания Chaintech  приняла решение объединиться с компанией Walton Advanced Engeneering, которая в свою очередь входит в крупный альянс PSA (Passive System Alliance), занимающего значительную долю на рынке IT-продуктов. Помимо этого в альянс PSA еще входят Hannstar, Walsin Technology и Maxstar. Как известно, Walton Advanced Engeneering занимается производством высококачественной памяти (второй по мощности производитель DRAM-памяти на Тайване) и  поставляет ее многим мировым компаниям (например, Kingston или Kingmax). 

Hannstar и Walsin Technology - крупные производители PCB, которые поставляют свою продукцию для ведущих фирм-производителей, таких как: Chaintech, ASUS, Gigabyte, Foxconn, Dell, NEC, LG, Sharp, Canon, NVIDIA, ATI, Samsung, Kingston, ECS, MSI и многих других.

Нетрудно догадаться, что благодаря вступлению в PSA Walton Chaintech будет использовать PCB собственного производства, различные компоненты и чипы памяти на плате. Помимо этого, продукция компании дополнится ассортиментом оперативной памяти и различного рода флэш-накопителей. Ныне линейка видеокарт обновленного бренда представлена в достаточно широком диапазоне, одна из которых, Chaintech Apogee GeForce 7300 GT 256 MB, побывала в нашей лаборатории, что и послужило поводом написания данной статьи.  

Чип G73. Архитектура 

Дебют видеокарт серии NVIDIA GeForce 7300 GT состоялся еще в мае 2006 года. Эти ускорители предназначались для низшего ценового сегмента рынка на замену популярной серии GeForce 6200. Еще тогда карты подобного типа начали сбивать пользователей с толку, ибо они используют чип G73, который также применяется на платах серии GeForce 7600, относящийся как раз к классу mainstream. Карты GeForce 7300 GT очень выгодно отличались от своего младшего "брата" G72 с его четырьмя пиксельными конвейерами. Безусловно, GPU самого низшего ценового диапазона – это "обрезки" более старших по званию коллег. Так урезанной версией процессора G71 является чип G73, который претерпел еще большую "урезку", в результате чего и появляется на свет GeForce 7300 GT.  В принципе, такой подход со стороны компании NVIDIA полностью понятен: чем меньше отходов - тем прибыльнее производство.

Не

На выше приведенной схеме представлена основная архитектура G73 (на примере 7300 GT), где число пиксельных конвейеров равняется 8 (2 квада), вершинных конвейера - 4,  а вот число блоков записи в кадровый буфер (ROP – Raster Operations Pipes) осталось такое же, как и у 7600 GS/GT, и равняется 8. Отметим, что на данный момент компания NVIDIA постепенно делает упор на количество шейдерных блоков (7600 GS/GT). И это неудивительно, так как в своем большинстве производительность в современных 3D-играх ограничена числом
пиксельных и вершинных конвейеров на карте. 

Вершинные конвейеры (на схеме их 4) представляют собой массив MIMD (Multiple Instruction, Multiple Data - дословно переводится, как "Много потоков команд - много потоков данных"), который включает в себя векторный и скалярный ALU, что позволяет выполнять чипу за один такт две операции.

Не

Помимо этого вершинный конвейер может выполнять однотактовые MADD-операции (Mult + ADD – умножение + сложение).  Оранжевым цветом отмечен блок Vertex Texture Fetch, который отвечает за выборку текстур (одновременно до 4 текстур). Каждый вершинный конвейер полностью поддерживает спецификацию DirectX 9 Vertex Shader 3.0.

Теперь перейдем к пиксельным конвейерам. Они объединены в массив SIMD (Single Instruction, Multiple Data – "Один поток команд – много потоков данных"). Содержат по два векторных ALU (могут выполнять по 2 различные операции с 4 элементами), которые располагают еще двумя скалярными блоками Mini-ALU для выполнения более простых команд. Каждый ALU  может выполнять операции MADD и MULL, и, по сути, получается, что данные блоки дублируют друг друга.  

Не

В принципе, такой ход со стороны NVIDIA понятен, потому как на данный момент в современных играх используются пиксельные шейдеры, наиболее часто выполняющие операцию MADD, а большее число блоков увеличит скорость их обработки. ALU работают с данными в формате FP32 (дополнительно присутствует независимый блок FP16 для нормализации векторов). Текстурные модули (на рисунке обозначены оранжевым) имеют собственный кэш первого уровня, могут производить фильтрацию текстур с целочисленным форматом и FP16, анизотропную фильтрацию выполняют за несколько тактов в режиме до 16x.  

Блоки записи в кадровый буфер (ROP) могут оперировать одним значением цвета и одним (двумя) значением глубины шаблонов за один такт. Запись цвета производится в формате  FP32, FP16, INT8 за такт.  

Не

Также поддерживаются сглаживание MSAA с коррекцией контраста,  блендинг и сравнение цвета в формате FP16 и INT8, специальный метод обработки альфа-текстур (Transparency Anti-Aliasing), позволяющий получать более реалистичное изображение без потерь в скорости (заметно на всевозможных решетчатых и ячеистых объектах). 

Напоследок ознакомимся с основными официальными техническими характеристиками G73: 

Спецификации G73

Комментарии

Технологический процесс

90nm

Количество транзисторов

178M

Интерфейс памяти

128-битная  GDDR3

Объем кадрового буфера

256 MB

Частота ядра

560/560 МГц

Вершинные конвейеры 

5

Пиксельные конвейеры

12

ROP  (блоки растеризации)

8

Максимальная потребляемая мощность

67 Вт

Вершинные конвейеры:

 

- количество

5

- объединены в массив  MIMD

Multiple Instruction, Multiple Data - Много потоков команд - много потоков данных

- включает в себя векторный FP 32 и скалярный  FP 32  модули

-

- поддержка DirectX 9.0 Vertex Shader Model 3.0

-

Пиксельные конвейеры:

 

- количество

12

- содержат по два векторных ALU на конвейер

-

- выполняют по 2 различные операции с 4 векторными элементами

-

- поддержка функции MRT 

Multiple Render Targets - рендеринг в несколько буферов

- обработка шейдеров бесконечной длины

-

- полная поддержка DirectX 9.0 Pixel Shader 3.0

-

Текстурные блоки:

 

- билинейная фильтрация осуществляется за один такт

-

- поддержка 16- и 32-битных данных в формате с плавающей точкой

-

- улучшенная 16х анизотропная фильтрация

-

- поддержка текстур  FP32

-

- DirectX и S3TC компрессия текстур

-

Технология Intellisample:

-

- алгоритмы сглаживания  MSAA и SSAA

Super-sampling и Transparent Multi-sampling

Технология UltraShadow II:

-

- оптимизации прорисовки геометрии для ускорения обработки теней

-

PureVideo:

-

- адаптивный программируемый потоковый видеопроцессор

-

- кодирование и декодирование MPEG-2

-

- аппаратный деинтерлейсинг видео стандартного и высокого разрешения

-

высококачественное 4x5 масштабирование и фильтрация видеопотока

-

- интегрированный HDTV-выход

-

- система защиты контента HDCP

-

Видеовыходы:

 

- 2x DVI Dual Link интерфейса

-

- 2x RAMDAC 400 МГц

-

- возможность организации  захвата видео

-

Поддержка API:

-

- Microsoft DirectX 9.0c с Shader Model 3.0

-

- OpenGL 2.0

-

Мы рассмотрели архитектуру и основные  характеристики чипа G73, теперь остается разобраться с сегментом Low-end видеокарт компании NVIDIA, где этот чип как раз и можно встретить. Для большей наглядности составим таблицу характеристик продукции, внеся также туда ближайших конкурентов в лице AMD:

Видеокарта

GeForce 7200 GS

GeForce 7300 LE

GeForce 7300 GS

GeForce 7300 GT

Radeon X1050

Radeon X1300

Radeon X1300 PRO

Radeon X1300 XT

Чип

G72

G72

G72

G73

RV370

RV515

RV515

RV530

Техпроцесс

90 нм

90 нм

90 нм

90 нм

110 нм

90 нм

90 нм

90 нм

Тактовые частоты чипа, МГц

450

450

550

350

400

450

600

500

Эффективная частота памяти, МГц

667

600

700

667

667

500

800

780

Пиксельные конвейеры

2

4

4

8

4

4

4

12

Вершинные конвейеры

2

3

3

4

2

2

2

5

TMU (текстурные блоки)

2

4

4

8

4

4

4

4

Ширина шины памяти, бит

64

64

64

128

64/128

64/128

128

128

Объем памяти

128/256 МB DDR2

128 MB GDDR2

128-256 GDDR2/GDDR3

128-256 GDDR2/GDDR3

128 МB DDR/DDR2 

128/ 256 МB DDR2

256 MB DDR2

256 MB DDR2

С продуктами GeForce 7300 LE и GeForce 7300 GS все понятно, но далее, следуя логике, 7300 GT должен быть ускоренным вариантом 7300 GS, то есть напрашиваются  повышение частот и 128-битная шина. Но на самом деле разница между этими картами намного больше. Первое, как уже говорилось, - это графический процессор G73, также используемый в серии GeForce 7600 GS/GT. Ну и второе – это количество пиксельных и вершинных блоков.  Так в 7300 GT их 8 и 4, а у 7600 - 12 и 5 соответственно. А у младшего "брата" GeForce 7300 GS пиксельных блоков вообще 4, вершинных при этом 3. В итоге у нас получается очень интересная картина, когда разница между версиями карт 7300 GS и GT огромная. Правда, эталонной видеокарте  GeForce 7300 GS досталась частота ядра   550 МГц, против 350 МГц у GeForce 7300 GT, но и это не может кардинально повлиять на правильную расстановку сил.   

Но и на этом интересные казусы не закончились. Производители, стремясь выделить свои видеоускорители на фоне остальных, начали укомплектовывать их более быстрой памятью и GPU. Поэтому в продаже в скором времени стали появляться видеокарты 7300 GT, резко отличающиеся по частотам от референсных. Они не оснащались медленной DDR2-памятью, а в ход шла более быстрая GDDR3, которая позволила поднять частоту памяти с референсных 333 (666) МГц  до  700 (1400) МГц. Ядро тоже постигла такая же участь, и его стандартные 350 МГц начали повышать вплоть до 500 МГц. Поразительно, но это факт: карты, принадлежащие к одному классу 7300 GT, так сильно могут отличаться по своим характеристикам. Опытному пользователю определить, какая память стоит -  DDR2 или GDDR3, не составит труда, но и это не гарантирует высокой частоты памяти и GPU. На наш взгляд, кажется странным такая молчаливая политика NVIDIA  по отношению к производителям, которые выпускают такие "разнокалиберные" 7300 GT.  Пусть производители выпускают  специальные разогнанные версии, но не с такой же разностью частот, когда они могут отличаться от номинала на 40% или того более процентов. Поэтому мы рекомендуем, перед покупкой GeForce 7300 GT очень внимательно ознакомиться со спецификациями конкретного производителя. 

 И вот в нашей лаборатории появляется интересный продукт, Chaintech Apogee GeForce 7300 GT 256 MB GDDR3, частоты которой полностью соответствуют как раз продвинутой версии таких устройств (значительно отличаются от номинала). Насколько же она будет отличаться от "обыкновенной" GeForce  7300 GT по производительности? На этот вопрос могут ответить лишь результаты наших тестов, но для начала рассмотрим плату поближе.   

Дизайн и компоновка

Комплект поставки представляет собой большую яркую картонную коробку с пластиковым окошечком посередине, через которую видна сама видеокарта.  

Не

Внутри упаковки находится пластиковый бокс, в котором аккуратно по отсекам разложены: 

  • видеокарта Chaintech Apogee GeForce 7300 GT 256 MB;
  • CD с драйверами и утилитами;
  • CD с программным DVD-плеером;
  • переходники DVI на D-Sub и S-Video на RCA. 

Если взглянуть на плату, то выясняется, что она любезно позаимствовала PCB  у референсной GeForce 7600 и ничем практически от нее не отличается (исключение - цвет текстолита).

Не   Не

Не

Производитель решил не изобретать велосипед и установил на свою видеокарту систему охлаждения, произведенную корейской компанией Zalman. Кулер представляет собой чашеобразный радиатор с пластинами различного размера, внутри которого размещается крупный вентилятор.

Не

Не

Не

Данная система охлаждения создает небольшой шум во время работы, который будет вообще не слышен на фоне других компонентов ПК. Помимо этого воздушный поток вентилятора обдувает не только ребра радиатора, но и расположившиеся под ним чипы памяти, что должно благоприятно сказаться на их температурном режиме и, как следствие, разгонном потенциале. Но это лишь только теоретически, а как показала практика, все обстоит немного по-другому. Так, воздух, пройдя через хорошо разогретый кулер, увеличивает свою температуру, и на чипы памяти попадает уже теплый воздушный поток. Тем  самым температура памяти может не только уменьшаться (опускаться до температуры воздушных масс), но и увеличиваться. Единственным недостатком этого кулера является то, что он своими массивными ребрами радиатора перекрывает соседний PCI-E слот. Но чем же не пожертвуешь ради эффективности и низкого шума?

Не

Под радиатором скрывается графический процессор G73 (ревизия A2), который был выпущен на 24-ой неделе 2006 года.  

Не

Частота GPU видеокарты Chaintech Apogee GeForce 7300 GT составляет 560 МГц (!!!). Это очень впечатляет на фоне эталонных 7300 GT, у которых она  350 МГц. Монтируя или снимая радиатор, вам придется быть предельно осторожными, так как на чипе нет средств  защиты от перекоса кулера, что в свою очередь может вызвать скол кристалла.

Видеопамять типа  GDDR3  SDRAM объемом 256 MB расположена на лицевой стороне платы  и набрана с помощью четырех 64 MB микросхем. К сожалению, на них отсутствуют какие-либо радиаторы, поэтому на сильный разгон по памяти надеяться не приходиться.    

Не

Не

Производитель чипов - компания Hynix. Время выборки у всех  микросхем 1.4 нс, что соответствует частоте работы 700 (1400) МГц, на которых собственно память и работает. Рабочее напряжение 1.8 ± 0.1 В. Ширина шины обмена данными с графическим процессором составляет 128 бит (двухканальный контроллер по 64 бита на канал).  

Не

На задней панели видеокарты располагаются разъемы 2x DVI (Dual-Link) и  TV-выход. 



Температурный режим и разгон

Имея в наличии качественную систему охлаждения Zalman,  нам захотелось проверить разгонный потенциал  Chaintech GeForce 7300 GT. Но  не стоит пока торопиться, какова же  температура GPU без разгона?  Все тесты проводились на  стенде открытого типа при температуре в помещении, равной около 20 градусов. Все манипуляции оверклокинга, мониторинга частот и температур осуществлялись с помощью утилиты RivaTuner 2.0. 

Не

Как и ожидалось, температура GPU очень низкая. В простое она составляет около 30 градусов по Цельсию. Ну а за часовой период зацикленного тестирования в тестовом пакете 3D Mark05 она  не поднялась выше 41 градуса. 

Не

Очень неплохо, учитывая, что GPU работает на частоте 560 МГц.  

Далее, экспериментируя с разгоном, нам удалось заставить видеоускоритель стабильно работать продолжительное время в режиме 631/816 (1632) МГц (разгон составляет  13/17%  от номинальных ядро/память) без каких-либо видимых артефактов изображения, что весьма неплохо. Причем Chaintech GeForce 7300 GT очень стабильно работал даже на частотах 651/821 (1642). Причина, в связи с чем нам  пришлось снизить частоты, как оказалось, очень чувствительная (по результатам наших тестов) к разгону игры Gothic 3, которая своими артефактами изображения упорно рапортовала о переразгоне видеокарты, когда как с остальными 3D-приложениями было в этом плане все в порядке.  

Не

Максимальная температура GPU при этом составила 42 градуса  в режиме максимальной нагрузки. При этом температура в помещении на второй день составляла уже около 18 градусов, что на 2 градуса меньше, чем когда мы тестировали на стандартных частотах. Поэтому к полученному результату с разгоном можно смело прибавлять 3-4 градуса.  

Помимо этого мы решили пройтись по чипам памяти видеокарты цифровым термометром Mastech MS-6501, и земерить их температуру.

Не

Температура чипов памяти без разгона составила 30.5 градусов цельсия, а при разгоне находилась на уровне 34.8. Поэтому даже для серьезного разгона никаких дополнительных мероприятий по охлаждению чипов памяти проводить не нужно.

Тестирование производительности 

Конфигурация тестового стенда:  

  • процессор Intel Core 2 Quad QX6700  2.66 ГГц (266x10);
  • системная плата Asus P5B Deluxe P965;
  • память Apacer PC-6400 DDR II (2x1 GB, CL5-5-5-15);
  • жесткий диск Seagate ST3320620AS  (Serial ATA II, буфер 16 MB);
  • блок питания Floston LXPW 560 Вт;
  • монитор Compaq   P1210 (22", максимальное разрешение 2048х1536@75 Гц);
  • Microsoft Windows XP Pro SP2, DirectX 9.0c (сборка февраль 2007-го);
  • ATI Catalyst 7.4;
  • NVIDIA ForceWare 97.92. 

В тестировании участвовали следующие видеоускорители: 

  • AMD Radeon 1650 PRO 256 MB;
  • AMD Radeon X1300 XT 256 MB;
  • NVIDIA GeForce 7600 GS 256 MB;
  • NVIDIA GeForce 7300 GT DDR2;
  • Chaintech Apogee GeForce 7300 GT. 

Давайте ознакомимся с основными техническими характеристиками тестируемых видеокарт: 

Видеокарта

NVIDIA GeForce 7300 GT

Chaintech Apogee GeForce 7300 GT

NVIDIA GeForce 7600 GS

AMD Radeon X1300 XT

AMD Radeon X1650 PRO

Графический процессор

G73

G73

G73

RV530

RV530

Технологический процесс, нм

90

90

90

90 нм

90 нм

Число транзисторов, млн

178

178

178

157

157

Частота работы ядра, МГц

350

560 (!)

400

500

590

Пиксельные конвейеры

8

8

12

12

12

Вершинные конвейеры

4

4

5

5

5

Текстурные блоки

8

8

12

4

4

ROP (пикс/такт)

8

8

8

4

4

Ширина шины памяти, бит

128

128

128

128

128

Версия DirectX

9.0с

9.0с

9.0с

9.0с

9.0с

Вершинные шейдеры

3.0

3.0

3.0

3.0

3.0

Пиксельные шейдеры

3.0

3.0

3.0

3.0

3.0

Эффективная частота памяти, МГц

667

1400

800

780

1380

Объем и тип памяти

256 MB DDR2

256 MB GDDR3

256 MB DDR2

256 MB DDR2

256 MB GDDR3

Средняя стоимость*

$58

$93

$80

$59

$80

* По ценам price.ru на момент написания статьи.

Карты серии NVIDIA GeForce 7600 GS были представлены для сравнения неспроста. Нам хотелось проверить, будут ли GeForce 7300 GT (GPU 560 МГц  с 8/4 конвейерами и памятью 1400 МГц) быстрее 7600 GS (GPU 400 МГц и 12/5 конвейеров с DDR2 800 МГц). AMD Radeon X1300 XT выступает как прямой конкурент существующему классу 7300 GT, а AMD Radeon 1650 Pro – конкурент GeForce 7600 GS. Итак, получив в распоряжение данный список видеокарт, выясняется, что попавший в наши руки сэмпл NVIDIA GeForce 7300 GT DDR2 имеет отличные от референсных частоты – 400/800 МГц. Поэтому тестирование решено было проводить как с разогнанными, так и с референсными характеристиками (осуществлялось путем программного снижения частот видеокарты до 350/666 МГц ядро/память).   

При этом использовались следующие настройки драйверов: 

Для NVIDIA ForceWare 97.93: 

  • texture filtering - high quality;
  • vertical sync – off;
  • anisotropic optimization – off;
  • anisotropic sample optimization – off;
  • transparency antialiasing – off;  

AMD Catalyst 7.4: 

  • Catalyst A.I – standard;
  • mipmap detail level - high quality;
  • wait for vertical refresh – off;
  • adaptive antialiasing – off;
  • temporal antialiasing - off ;
  • high quality anisotropic filtering – off;  

Остальные все настройки – по умолчанию.  

Тестирование проводилось в трех стандартных разрешениях: 1024x768, 1280х1024 и 1600х1200. Мы умышленно отказались от использования тяжелых режимов FSAA 4x + Aniso 16х и эффектов HDR  в большинстве современных играх в силу невысокого быстродействия видеокарт сегмента Low–End. Замер производительности осуществлялся встроенными возможностями в игру, а при их отсутствии - утилитой FRAPS на специально подобранных сценах. Прогон тестов (для замеров при помощи FRAPS)  проходил два раза, при этом если полученные значения не отличались между собой более чем на 0.6 FPS (1% от 60 FPS), то за результат принималось из них наименьшее. В случае превышения лимита в 0.6 FPS проводилось еще одно дополнительное измерение, и выбор значения осуществлялся только из второго и третьего замеров (опять-таки с разницей не более 0.6 FPS), не учитывая первый (вы подумали, что тут можно делать тесты бесконечно, но на самом деле с тщательно отлаженной методикой их количество очень редко превышает двух). В одной из последующих статьях мы планируем более подробно объяснить и описать методику тестирования, применяемую на нашем тестовом стенде.  

В качестве  тестовых приложений использовались следующие приложения и настройки:  

  • Age of Empires 3 v1.11 (Ensemble Studios/Microsoft) – DirectX 9.0c, SM 3.0, Max Quality;
  • BattleField 2  v1.4.1 (Digital Illusions/Electronic Arts), DirectX 9.0, мультитекстурирование, SM 2.0, Max Quality,TECHLABS Demo;
  • Company Of Heroes  v1.5.0 (Relic Entertainment/THQ) — DirectX 9.0c, SM 3.0, Max Quality;
  • Call of Duty 2  v1.3 (Infinity Ward/Activision) - DirectX 9.0с, мультитекстурирование, SM 2.0, Max Quality, Techlabs Demo;
  • Call Of Juarez  v1.0 (Techland/Ubisoft) — DirectX 9.0c, SM 3.0, HDR ON, Max Quality, TECHLABS Demo;
  • FarCry v1.4 (Crytek/Ubisoft) - DirectX 9.0, SM 3.0, HDR OFF, Max Quality, Techlabs Demo Pier;
  • F.E.A.R. Extraction Point v1.0 (Monolith/Sierra) - DirectX 9.0с, SM 2.0, Soft Shadows OFF, Max Quality;
  • Tom Clancy: Ghost Recon Advanced Warfighter  v1.35, SM 3.0, HDR, Max Quality;
  • Gothic 3 v1.12, SM 3.0, Anisotropic Filtering, Max Quality;
  • Hitman: Blood Money  v1.2, SM 3.0, Max Quality;
  • Need for Speed Carbon v1.3 (EAGames/Electronic Arts) – DirectX 9.0c, SM 3.0, HDR, Max Quality;
  • The Elder Scrolls 4: Oblivion v1.1 (Bethesda Softworks/2K Games) – DirectX 9.0c, SM 1.1-3.0, HDR OFF, Max Quality; 
  • Prey v1.3 (3D Realms Entertainment / Human Head Studios / 2K Games) OpenGL, SM 2.0, Max Quality, TECHLABS Demo (54 МВ);
  • Quake 4 v1.3.0 (Raven Software/Activision) OpenGL, SM 2.0, Max Quality, TECHLABS Demo;
  • Splinter Cell Chaos Theory v1.05 (Ubisoft) DirectX 9.0c, SM 3.0, HDR OFF, Parallax Mapping ON, Max Quality;
  • S.T.A.L.K.E.R. v1.001, SM 3.0, Dynamic Light On, HDR, Max Quality;
  • Tomb Raider: Legend v1.2, SM 3.0, Next Generation Content ON, Max Quality;
  • 3DMark03 v1.20 (FutureMark), DirectX 9.0, SM 2.0, 1024x768, Trilinear Texture Filtering;
  • 3DMark05 v1.20 (FutureMark), DirectX 9.0, SM 3.0, 1024x768, Trilinear Texture Filtering;
  • 3DMark06 v1.02 (FutureMark), DirectX 9.0, SM 3.0, HDR, 1024x768, Trilinear Texture Filtering. 
Сперва давайте ознакомимся с производительностью тестируемых видеокарт в трех синтетических тестах 3DMark. 

Синтетические тесты

Признаться честно мы не хотели долго останавливаться на результатах в синтетических тестовых пакетах 3DMark, так как зачастую производители видеокарт начинают слегка "читерствовать", оптимизируя свои видеодрайвера под данные тестовые пакеты. Полученное преимущество в результатах этих тестов не может гарантировать победу в реальных игровых приложениях.

Не

Результаты синтетических тестов показали, что видеокарте модели 7300 GT ускорение видеопамяти и GPU очень даже пошло на пользу. Она уверенно опережает своего старшего "брата" 7600 GS. Причем преимущество здесь достаточно велико для различного  класса карт, варьирующееся от 14 до 26%. В данных приложениях семейство AMD чувствует себя получше. И это благодаря 12/5 пиксельным/вершинным конвейерам, что как раз соответствует параметрам GeForce 7600 GS. И хотя сдерживающим фактором для карт AMD являлось количество TMU и ROP (4/4 против 12/8 у 7600 GS), все же X1300 XT и 1650 PRO вырывает победу у своих конкурентов.  Хм.., а продвинутая 7300 GT идет вне конкуренции. Останется ли это преимущество в реальных играх? 

Игровые тесты

Age of Empires 3 

Игра представляет собой стратегию в реальном времени.  В ней используется такой же движок, как и в Age of Mythology, правда, теперь он обзавелся значительными техническими новшествами. Так, он полностью поддерживает все возможности DirectX 9.0с, а это shader model 3.0, динамические тени  и освещение, HDR, солнечные блики на водных поверхностях и прочие спецэффекты.

Не Не

Естественно, за качество графики приходится платить значительными затратами ресурсов видеоподсистемы.  

Не

В первом тестовом приложении мы видим идентичную производительность (0.3 FPS не может констатировать преимущество) GeForce 7300 GT DDR3  и 7600 GS DDR2. Причем невысокие частоты последней компенсируются большим количеством пиксельных конвейеров, которые очень активно используются в Age of Empires 3. В данном случае разгон ускорителя компании Chaintech прибавил ему в среднем около 11% производительности. В принципе, это не так уж много, но как говорится "бесплатные" FPS на дороге не валяются. Начиная с разрешения 1280x1024 пикселя, практически весь наш тестовый арсенал (исключение составляет только 7300 GT) видеокарт недотягивает по производительности до минимально "играбельных" 20 FPS в стратегиях. 

BattleField 2

Шутер от первого лица, где основной упор делается на сетевую командную игру.

BF2 была разработана компанией Digital Illusions и вышла в конце июня 2005 года.  Но, несмотря на, то что данный продукт уже вышел давно, все же мы считаем его актуальным и по сей день ввиду неутихающего интереса со стороны поклонников командных баталий.   

Не Не

В игре присутствуют  огромные открытые пространства: равнины, населенные пункты. На данный момент графические модели, используемые BF2, не обладают высокой детализацией. Это примерно  в среднем 7 тысяч полигонов на технику  и около 10 тысяч полигонов на модель простого солдата.  Движок использует шейдеры второй версии, динамические тени и разрушаемые объекты. Все это как раз является хорошей проверкой для адаптеров класса Low-End. 

Не

Постепенно начинает вырисовываться картина полезности высокого частотного потенциала 7300 GT GDDR3, хотя опять-таки здесь преимущество над 7600 GS не такое уж убедительное, разность результатов не превышает и 7%. В битве с конкурирующими продуктами компания AMD одерживает победу в сегменте Low-End, а вот в mainstream этого уже не получилось. Полное равенство AMD Radeon X1650 PRO и NVIDIA GeForce 7600 GS с ростом разрешения начинает  дестабилизироваться, и карта NVIDIA вырывается вперед.  

Company Of Heroes 

Признаться честно, разработчикам из Relic Entertainment надо отдать должное за великолепно сделанный продукт. Данная стратегия в реальном времени обладает солидным набором графических технологий, отвечающих за визуальное оформление картинки.  Количество полигонов в кадрах достаточно велико. В сочетании с великолепно организованными спецэффектами, будь то взрывы, огонь, дымка, блики от воды  и т.д. – все здесь в прекрасной форме.

Не Не

Причем картинка прилично выглядит не только издалека, но и может похвастаться завидным  качеством при максимальном приближении камеры. За физику здесь отвечает движок Havoc 3.0. Примечательно, что, помимо использования API DirectX 9.0с, Company Of Heroes полностью поддерживает новомодный DirectX 10 (!) (для версии игры 1.70). Естественно, мимо данного хита пройти ну никак нельзя. 

Не

Ситуация практически  полностью повторилась  - как и в прошлой тестовой игре Age of Empires небольшое преимущество  остается за 7300 GT. Отметим полную победу карт AMD с разгромным счетом для NVIDIA. Не помог даже и разгон, добавивший в пользу Chaintech Apogee около 8-13%.  

Call of Duty 2   

Знаменитый шутер от первого лица, разработаннный Infinity Ward. Игра использует модифицированный до неузнаваемости движок Quake III, который теперь  использует в качестве графического API Direct3D. По количеству полигонов в кадре игра выглядит достойно. Это примерно до 250 тыс. полигонов на максимальных настройках, естественно, в зависимости от сцены. В игре практически везде на поверхностях используются нормалмаппинг и бампмаппинг (карты нормалей и неровностей). Помимо этого при построении графики в Call of Duty 2 задействуются пиксельные и вершинные шейдерные программы версий 1.1 и 2.0, множество эффектов постобработки изображения, мягкие и очень реалистичные тени.

Не Не

Нельзя не отметить великолепное исполнение дымовых эффектов, которые практически везде присутствуют в игре (война, как никак). Разумеется, дым очень отрицательно влияет на количество FPS (большие поверхности с альфа-блендингом в кадре).  Кроме того, Call of Duty 2 очень требовательна к объему видеопамяти, и если вы при максимальных настройках в разрешении 1024x768 задействовали 4x  антиалиасинг, то объем занимаемой  видеопамяти составит около 300 MB. В итоге это даст дополнительную фору видеоукорителям с 512 MB на борту.

Не

Результаты тестирования в игре Call of Duty 2 на нашем специально записанном тестовом демо выявляет еще большее отставание 7600 GS от своего младшего собрата, который оказался очень крепким орешком. Переход на API Direct3D (раньше был OpenGL) положительно отозвался на результатах видеоускорителей AMD. Правда, разогнанный NVIDIA 7300 GT не уступил даже X1650 PRO. Что ж, очень даже неплохо.   

Call Of Juarez  v1.0 

Итак, постепенно начинаем переходить на более тяжелую "артиллерию". Call Of Juarez является одной из самых требовательных игр на нашем стенде, это игра, способная "положить на лопатки" даже очень высокопроизводительные адаптеры, относящиеся совсем к другому классу и ценовому диапазону.  Качество графики – на бесподобном уровне. В ней максимально задействованы все технологии DirectX 9.0c.  

Не Не

К основным графическим особенностям отметим использование SM 3.0, HDR, tone mapping, паралаксмаппинг, динамические тени, карты нормалей, попиксельное освещение и многое другое.  

Не

Играть практически невозможно во всех разрешениях и на всех тестовых платах, поэтому геймеру, который хочет от игры Call Of Juarez  минимум 30 FPS, придется жестоко понизить большую часть графических настроек приложения, либо обзавестись видеоадаптером помощнее. С другой стороны, а что вы хотели от Low-End? 

F.E.A.R.: Extraction Point  

Еще одна игра, очень требовательная к видеоадаптеру. Речь идет о навороченном движке Jupiter Extended,  качественно оформленном с точки зрения графики.  

Не Не

Из основных графических технологий отметим попиксельное освещение, шейдерные модели версии 2.0, продвинутую систему частиц, постобработку изображения, качественные и мягкие тени и освещение (технология Soft Shadows).  Значительную часть системных ресурсов будет "кушать" физический движок Havoc. Замер производительности  проводился встроенными средствами в самой игре. Причем в данном случае в графических настройках F.E.A.R. Extraction Point была сознательно отключена технология Soft Shadows, очень бьющая по производительности видеокарт. 

Не

Разогнанная Chaintech 7300 GT уже приблизилась к максимально комфортным 60 FPS для такого жанра игр. Ее разгон прибавил около 14-16% производительности, что весьма неплохо. А если представить, что включение мягких теней вызовет падение производительности примерно в 2 раза, то можно сделать вывод, что использование этой настройки F.E.A.R. Extraction Point будет нецелесообразно для такого класса видеоускорителей.



    Far Cry v1.4 

    Продолжаем тему 3D-шутеров. И хотя данная игра представляет собой продукт далеко не первой свежести,  ни одно тестирование ускорителей  не обходится без участия всем известного Far Cry. На всем протяжении существования игры было выпущено несколько патчей, которые значительно корректировали графику в ней. Так, движок Cry Engine стал использовать помимо пиксельных шейдеров 2.0 версию 3.0, появились эффекты HDR.

    Не Не

    В качестве тестового инструментария была выбрана утилита  Far Cry Benchmark v.1.4.1, позволяющая удобно и быстро получать результаты о производительности видеоускорителей.  В качестве демо-роликов использовалось: Research – компании Ubisoft и Techlabs Demo -собственного изготовления (уровень Pier). HDR при этом отключался. 

    Не

    Наконец-то, хоть один из тестов дал спокойно "вздохнуть" тестируемым адаптерам. Играбельность сохраняется практически во всех разрешениях (исключение составляет только 1600x1200 и видеокарта  7300 GT DDR2), огромное преимущество демонстрирует Chaintech Apogee 7300 GT над 7600 GS. Отметим, что в данном случае используется тестовая сцена закрытого типа (в помещении), для просчета которой будет применяться намного меньше системных ресурсов, чем для открытой. В принципе, производительности хватает задействовать и более тяжелые режимы.

    Не

    Здесь уже значительное проседание FPS не позволит насладиться всеми прелестями Far Cry начиная с разрешения 1280x1024. Перейдем теперь на открытые пространства. 

    Не

    Само собой разумеется, здесь количество кадров в секунду ниже, чем в первой демо-сцене. Высокие частоты "прокачанной" NVIDIA 7300 GT позволяют ему легко обойти своих более маститых конкурентов 7600 GS и X1650 PRO. 

    Не

    В более качественном режиме соотношение сил осталось практически без измений, как и  в случае Research+FSAA 4x+Aniso 16x. 

    Tom Clancy: Ghost Recon Advanced Warfighter 

    Единственная игра в нашей тестовой лаборатории, где нам пришлось изменять конфигурационные файлы, чтобы задействовать максимальный уровень качества графики (game_dirDatasettingsrenderer_settings.xml). Без таких манипуляций движок ограничит максимальную детализацию, автоматически подстроившись к производительности видеоадаптера. 

    Не Не

    Ghost Recon Advanced Warfighter – это серьезный проект с качественным уровнем графики, где используется полный джентльменский набор технологий (SM 3.0, HDR и т.д.) 

    Не

    Как и ожидалось, современные технологии значительно влияют на количество FPS. Ситуация по-прежнему остается в пользу 7300 GT GDDR3. 

    Gothic 3  

    Игра представляет собой требовательную к системным ресурсам RPG. Gothic 3 использует движок Gamebryo, напичканный "по последнему слову техники" различными технологиями. Третья "Готика"  поддерживает шейдеры 3-ей версии, HDR, мягкое освещение, динамические тени и многое другое.  

    Не Не

    Игра предъявляет недюжие системные требования, поэтому, чтобы насладиться ею в полной мере, необходимо обзавестись приличной и очень дорогой конфигурацией компьютера.

    Не

    Использование большого количества шейдерных спецэффектов позволяет вырваться вперед продукции AMD. Также наблюдается первый небольшой проигрыш 7300 GT GDDR3 перед 7600 GS DDR2 в разрешении 1600x1200, хотя по такому низкому FPS это констатировать сложно. 

    Hitman: Blood Money 

    Продолжение сериала Hitman (по счету это уже четвертая часть), игра, основанная на  движке Glacier Engine. За период, начиная от первой части и до настоящей,  игра подросла в графическом плане, шагая в ногу со временем.  

    Не Не

    В ней используются динамические тени, параллаксмаппинг, Shader Model 3.0, постэффекты и многое другое.

    Не

    Все опять ожидаемо для видеокарт низшего ценового диапазона. Рост разрешения еще больше усугубляет ситуацию. Пользователю придется корректировать настройки игры, чтобы вывести производительность на приемлемый уровень. 

    Need for Speed: Carbon 

    Продолжение  аркадных гоночных симуляторов серии Need for Speed.  В Carbon используется точно такой же движок, что и в  Need for Speed: Most Wanted. Причем отличия от последней проявляются только в том, что все гонки проводятся ночью.  

    Не Не

    Как стандарт  для современных игр здесь используются SM 3.0, множество эффектов постобработки. По количеству полигонов в кадре симулятор находится на низком уровне, а вот применение большого количества сложных пиксельных шейдеров может вызвать значительные проблемы с производительностью у видеокарт. 

    Не

    Need for Speed: Carbon оказалась не по зубам нашей тестовой подборке плат. AMD за счет лучшей обработки сцен с большим количеством шейдерных эффектов вырывается вперед. И вообще в данной игре изменение настройки качества шейдеров значительно влияет на производительность. 

    The Elder Scrolls 4: Oblivion 

    Легендарная RPG, без которой не обходится ни одна тестовая лаборатория. Углубляться в графические технологии на этот раз мы не станем, так как они практически идентичны современным продвинутым играм, использующим DirectX 9.0с и SM 3.0.  

    Не Не

    Достаточно беглого взгляда на скриншоты, чтобы понять, насколько качественна картинка в The Elder Scrolls 4: Oblivion.Тестирование проводилось только на открытой локации  путем пробега определенного участка территории игры. При этом  функция рендеринга  HDR не задействовалась. 

    Не

    Как вы уже заметили, просматривается закономерность главенства AMD в приложениях, где очень востребовано большое количество блоков исполнения пиксельных и вершинных шейдеров. 

    Prey  

    Шутер с видом от первого лица (разработчик Human Head Studios) построен  на основе модифицированного игрового движка DOOM 3. Компания не стала до неузнаваемости  изменять его, посему значительная часть графических спецэффектов Prey полностью повторяют DOOM 3 (также сюда можно отнести Quake 4).  

    Не Не

    Из отличий выделить можно лишь использование параллаксмаппинга, а в остальном это все тот же старый Doom 3/Quake 4, использующий SM 2.0, попиксельное освещение, тени (stencil shadow volumes), поверхности с наложенными на них несколькими текстурными слоями, постобработку изображения.  

    Не

    Несмотря на то, что игра использует API OpenGL, карты AMD держатся даже очень хорошо.  

    Quake 4 

    Шутер с видом от первого лица, полностью совпадающий по применяемым технологиям с игрой Prey, поэтому на них мы останавливаться не будем.  

    Не Не

    И хотя она и использует движок, аналогичный Doom 3/Prey, ее нельзя упускать из виду как тестовое приложение. 

    Не

    Версия 7300 GT с GDDR3 памятью может похвастаться достаточно играбельным FPS при разрешении 1024x768 и не опускается за отметку 30 кадров в секунду при разрешении 1600x1200.  Примечательно, что преимущество Chaintech Apogee над конкурентом в лице 7600 GS достигает внушительных 33%. Очень скромно выглядят адаптеры AMD – естественно, ведь это же любимое приложение GeForce. 

    Splinter Cell 3: Chaos Theory 

    Стелс-экшен от третьего лица компании Ubisoft. Chaos Theory представляет собой продолжение сериала Splinter Cell. В настоящее время уже вышла 4-ая серия данного экшена - Double Agent. В последующем мы обязательно включим ее в наш обновленный тестовый инструментарий и по возможности сравним с Chaos Theory, пояснив ключевые различия между ними.  

    Не Не

    В игре активно используется применение параллаксмапинга, высокачественные мягкие тени, HDR-рендеринг, фильтры постобработки (motion blur, distortion, noise и т.д.), пиксельные и вершинные шейдеры версий 3.0 (конечно же,  присутствуют, помимо этого, версии 1.1 и 2.0 для старых ускорителей). Сложность геометрии - средняя. Количество полигонов в кадре находится в районе 100 тыс. (естественно, все зависит и от ситуации, на каком уровне вы находитесь и т.д.) 

    Не

    Все результаты получены для рендеринга без HDR. Это естественно, так как задействовать данную функцию для Low-End видеокарт нецелесообразно, потому как уже в данной ситуации при разрешении 1280x1024 и выше ускорителям не под силу удерживать минимальную планку производительности 30 FPS (опять-таки за исключением Сhaintech  Apogee 7300 GT).    

    S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl

    Определенно, это хит сезона 2007 года, долгожданная игра украинских разработчиков GSC Game World.  

    Не Не

    Шутер от первого лица поддерживает все технологические возможности DirectX 9.0c (HDR, SM 3.0).  Здесь используется очень качественное динамическое освещение, параллаксмаппинг, мягкие тени и многое другое. Более подробно о графических технологиях и методике тестирования  вы можете ознакомиться в статье "Графические технологии в игре S.T.A.L.K.E.R.".  

    Тестирование проводилось с включенным динамически освещением, потому как картинка без задействованной данной функции изрядно теряет в своем качестве.

    Не

    Взглянув на графики, не потребуются излишние комментарии, чтобы понять, какого уровня должна быть видеокарта для приемлемого количества FPS. Что же касается нормального геймплея, то, скорее всего, минимальные настройки приведут к очень ужасному качеству картинки. 

    Не

    Второй тестовый участок является более легким, что незамедлительно отозвалось на производительности всех ускорителей. AMD здесь чувствует себя лучше, обставляя  свого конкурента 7600 GS. 

    Tomb Raider: Legend 

    Наконец, наше последнее игровое 3D приложение - легендарная Tomb Raider, в уже седьмой по счету части. Игрушка является очень требовательной к ресурсам видеоускорителя. Она использует ходовые на данный момент версии пиксельных и вершинных шейдеров 3.0, динамическое освещение и тени. 

    Не Не

    Tomb Raider: Legend содержит огромное количество полигонов в кадре, которое может достигать четырех миллионов и в среднем около 500 тысяч треугольников. Естественно, ведь  мы говорим об уже задействованной функции в игре - "Next generation content". 

    Не

    Отметим полный провал производительности AMD в данном 3D-приложении. Скорее всего, это связано с сильной нагрузкой на TMU (текстурные блоки) видеокарты, которыми X1300 XT и X1650 PRO не очень богаты. Преимущество (хоть и небольшое) 7300 GT над 7600 GS полностью сохраняется. 

    Выводы 

    Не стоит даже долго изучать графики, чтобы констатировать факт равенства в тяжелых режимах и превосходства в более простых  "прокачанной" GeForce 7300 GT (560/700 (1400) МГц) над GeForce 7600 GS. И хотя видеоадаптеры выступали совсем в различных весовых категориях, младшему "брату" с легкостью удавалось неоднократно нокаутировать своего более тяжеловесного противника. Но если посмотреть с другой стороны, то 7600 GS тоже можно разогнать, и тогда соотношение сил вообще кардинально изменится, не говоря уже о том, что и у 7600 GS имеются ускоренные варианты с GDDR3-памятью. В таком случае у 7300 GT шансов  не остается. Определяющим выбор покупателя фактором оказывается, как всегда, цена.  

    Что же касается видеокарты Chaintech Apogee 7300 GT 256 MB, то перед вами, не побоимся этого слова, самая быстрая карта из класса Low-End на данный момент. Самый что ни на есть GeForce 7600 GS по производительности! Она представляет практически максимальные частоты для ядра G73, качественную GDDR3-память и очень эффективную и тихую систему охлаждения, что придется по душе любителям тишины.

    Видеокарта Chaintech Apogee GeForce 7300 GT предоставлена на тестирование российским представительством компании Chaintech

    Фотографии выполнены в собственной студии TECHLABS, фотограф Дмитрий Филатов 

    Благодарим компанию Intel за предоставленный процессор Core 2 Extreme QX6700

    Не

    Благодарим компанию FLOSTON за предоставленный блок питания Floston LXPW 560 Вт

    Не

    Благодарим компанию Sapphire за предоставленную видеокарту Radeon Х1950 Pro Ultimate

    Не

    Не


           Опубликовать в twitter.com   Опубликовать в своем блоге livejournal.com           

     

    Рекомендуем прочитать