-->
Поиск:
Автоlabs

19.11.2010 00:05

ГЛОНАСС – о прошлом, настоящем и будущем российской навигационной системы

Заметили ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите CTRL+ENTER!
 
Российская спутниковая навигационная система ГЛОНАСС становится регулярным источником информационных поводов на уровне рядовых потребителей. В немалой степени этому способствует активная поддержка и зачастую далекие от рыночных принципы популяризации ГЛОНАСС со стороны российских властей. Затрагивая систему в более глобальном контексте, возникают вопросы о положении ГЛОНАСС относительно прямого конкурента в лице GPS, перспективах на потребительском рынке, а также необходимости существования и развития системы как таковой. В уходящем году ГЛОНАСС практически еженедельно появлялась в новостных сводках, так что не лишним будет сопоставить и просмотреть события, которые навигационная система преподнесла нам за последнее время.
 
Немного истории
 
…Однако для всестороннего рассмотрения ГЛОНАСС как современной навигационной системы необходимо, прежде всего, вернуться к истокам и проследить исторический путь, пройденный далеко не за одно десятилетие. Точкой отсчета российской системы принято считать 4 октября 1957 года, именно тогда на орбиту Земли был запущен первый искусственный спутник. Понадобилось 19 лет, прежде чем далее в декабре 1976 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление с планом создания и введения в эксплуатацию Единой космической навигационной системы, она же - Глобальная навигационная спутниковая система.
 
ГЛОНАСС – о прошлом, настоящем и будущем российской навигационной системы
 
С 1976-го до 1981 года в эксплуатацию было введено несколько навигационных спутниковых систем, ставших предшественниками ГЛОНАСС. Так, в 1976 году на вооружение была принята система "Циклон-Б" для навигации и дальней радиосвязи морских судов Советской армии. В составе системы работало шесть космических аппаратов "Парус". И хотя "Циклон-Б" уступает по характеристикам как GPS, так и ГЛОНАСС, он до сих пор остается в эксплуатации. По примеру "Циклона" через несколько лет в 1979 году была сдана в эксплуатацию спутниковая радионавигационная система "Цикада", состоявшая из четырех космических аппаратов того же класса, что и "Парус". Вторая советская навигационная система предназначалась для гражданских морских судов. Проводившиеся испытания действовавших систем выявили достаточно большую погрешность местоположения движущегося судна, составлявшую 250-300 метров. Разработанный комплекс мер позволил добиться снижения погрешности до 80-100 метров для движущихся объектов и до 32 метров – для неподвижных. 
 
Спутник "Парус"
 
ГЛОНАСС как навигационная система второго поколения проектировалась с единственной главной задачей – предоставлять потребителю в любой момент времени возможность определения трех пространственных координат, вектора скорости и точного времени. Достигнуть цели собирались благодаря одновременному приему сигнала, как минимум, от четырех навигационных космических аппаратов. Оптимальное покрытие и передача потока информации должна была обеспечить связка из 24 спутников, чтобы отдельный аппарат мог выбрать из числа видимых спутников четверку с обеспечением наивысшей точности.
 
Развертывание ГЛОНАСС должно было начаться еще в конце 70-ых, однако слишком долгий процесс согласования привел к срыву первоначальных сроков. Тогда 29 августа 1979 года ЦК при участии Совета Министров пришлось принимать новое постановление с обновленными сроками выполнения работ. Навигационная система ГЛОНАСС состоит из космических аппаратов "Ураган", их летные испытания должны были начаться в 1981 году, на деле же они стартовали 12 октября 1982 года с запуском первого спутника и двух габаритно-весовых макетов. На летные испытания было выделено 22 космических аппарата, все они были израсходованы к 16 сентября 1987 года, а система так и не была развернута даже для ограниченного использования. Только в апреле 1991 года в активе ГЛОНАСС оказалось 12 работоспособных спутников. Принятие ГЛОНАСС на вооружение состоялось 24 сентября 1993 года, а 14 декабря 1995 года завершилось развертывание штатной конфигурации навигационной системы.
 
В 1998 году неожиданно открылась экономическая уязвимость системы. Ее единоличным заказчиком выступало Министерство обороны, а когда начались проблемы с финансированием армии, необходимо было в первую очередь сохранить боеспособность на Земле. Печальным итогом такого подхода стало наличие всего шести работоспособных спутников ГЛОНАСС к 2001 году. Для сравнения тогда орбитальная группировка системы GPS стабильно состояла из 28 спутников.
Спутник ГЛОНАСС-М
Новую страницу в истории ГЛОНАСС власти открыли с федеральной целевой программой 2001 года "Глобальная навигационная система". Она рассчитана на 10 лет, в числе основных целей и задач заявлены: "Сохранение Россией лидирующих позиций в области спутниковой навигации" и "Дальнейшее развитие и эффективное использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС". Утверждено пять подпрограмм, включая "Обеспечение функционирования и развития системы ГЛОНАСС", "Разработку, подготовку производства, изготовление навигационного оборудования и аппаратуры для гражданских потребителей", а также "Обеспечение использования спутниковых навигационных систем в интересах специальных потребителей". Министерство обороны перестало выступать в роли заказчика-монополиста, компанию ему составили такие ведомства, как Министерство транспорта Российской Федерации, Российское агентство по системам управления, Российское авиационно-космическое агентство и прочие.
 
Эволюция ГЛОНАСС-чипа от КБ "Навис"
 
По состоянию на сентябрь 2010 года группировка спутников ГЛОНАСС состоит из 26 аппаратов, на 2011 год запланирован вывод на орбиту трех спутников усовершенствованной серии "Глонасс-К". Глава Роскосмоса Анатолий Перминов на встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным в декабре 2009 года говорил, что до конца 2010 года выполнит задачу по формированию орбитальной группировки ГЛОНАСС в составе 24 рабочих спутников и остальных в качестве запасных. Как видим, задача успешно выполнена, развертывание ГЛОНАСС завершено.
 
Актуалии ГЛОНАСС: где найти предел государственной поддержки?
 
Датой начала "наступления" ГЛОНАСС на рыночных фронтах можно считать 22 июня 2010 года, именно в этот день президент страны Дмитрий Медведев утвердил для министерств и ведомств перечень поручений, ставших итогом заседания комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Если быть более точным, то речь шла конкретно о расширении коммерческого использования спутниковой системы. Президент  также выдвинул идею создания сразу семи совместных предприятий в странах СНГ, Латинской Америке, на Ближнем и Среднем Востоке. Здесь "убивают" сразу двух "зайцев" – популяризация ГЛОНАСС за рубежом и удешевление сопутствующего оборудования. Нельзя оставить без внимания сам факт поддержки отечественной системы навигации со стороны президента – фактически Медведев расписался в личном курировании развития ГЛОНАСС, что не может не гарантировать системе всестороннюю помощь государства на финансовом и законодательном уровнях.
 
Извлекать коммерческую выгоду из ГЛОНАСС государство не собирается, вместо этого в качестве "валюты" выступает получаемый мощный инструмент влияния на страны, осуществляющие переход на российскую систему навигации. Кстати, 1 декабря 2010 года – предельный срок исполнения поручений Медведева, так что ждать отчета о проделанной работе осталось недолго.
 
ГЛОНАСС-чип от КБ "Навис"
 
Первыми приход ГЛОНАСС ощутили на себе работники транспортной сферы. Правительство предписало федеральным органам исполнительной власти "обеспечить с 2010 года проведение работ по поэтапному оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС находящихся в эксплуатации (вводимых в эксплуатацию) транспортных и технических средств". Проще говоря, власти обязали устанавливать приемники сигнала ГЛОНАСС на все транспортные средства – от космических аппаратов до городских такси. Важно уточнить – транспортные средства, приобретенные на средства госбюджета. Поэтому летом можно было регулярно видеть новости о внедрении ГЛОНАСС то на городском транспорте Хабаровска, то в сельском хозяйстве Кемеровской области. Или же новости о готовности бизнес-авиации вообще покинуть Россию из-за приказа устанавливать ГЛОНАСС.


С принудительным внедрением вышла некоторая накладка. Вышеназванное постановление фактически дублирует проект закона "О навигационной деятельности", предписывающий с 1 января 2011 года пассажирский транспорт, а также транспорт для перевозки специальных и опасных грузов комплектовать системами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Проблема в том, что представленный в октябре проект в начале ноября этого года получил отрицательное заключение Минэкономразвития, приводимые в нем меры названы неоправданными и несвоевременными. По данным Министерства транспорта, в России 900 тыс единиц пассажирского автотранспорта и 300 тыс машин для перевозки спецгрузов. Получается, что общие навязываемые затраты составляют порядка 28 млрд руб., следствием чего закономерно станет снижение предпринимательской активности. Но проблема даже не в этом. Просто российские производители к началу 2011 года физически не успеют выпустить оборудование для 1.2 млн транспортных средств. Сейчас выпущено не более 100 тыс приемников, в 2011 году обещают еще 300 тыс – этого явно недостаточно для нужд транспортного сектора. Адекватной ответной реакции со стороны властей пока не последовало.
 
В начале августа "на сцену" вышел вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов. Забегая вперед, следует сказать, что данный представитель власти выступает в качестве борца номер один с, так сказать, GPS-only приборами, импортируемыми в Россию. Так вот, Иванов выступил за повышение с 1 января 2011 года пошлин на ввоз навигационного оборудования GPS. Озвученная инициатива касается исключительно промышленных навигационных систем, планируется установить пошлины в размере 25% вместо прежних 5%. Что стало с предложением – неизвестно, вплоть до настоящего момента информация о принятии, рассмотрении или отказе от повышения пошлин отсутствует.
 
Вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов
 
Тем же летним месяцем внезапно стало известно, что вводить пошлины для иностранных производителей вроде как и не требуется – они сами интересуются ГЛОНАСС и производят оборудование с его поддержкой. Задействованная в производстве оборудования для геодезии и строительства американская компания Trimble заявила буквально следующее: "Россия поддерживает долгосрочную политику открытого и бесплатного доступа к сигналам ГЛОНАСС по всему миру. В результате компании-производители оборудования для спутниковой навигации используют ГЛОНАСС в своих решениях". Сказано это было в контексте заявления о расширении рынка устройств с навигацией ГЛОНАСС. Еще с 2006 года Trimble выпускает специализированное оборудование с ГЛОНАСС, а в 2010 году было образовано первое в своем роде совместное предприятие с государственном холдингом "Российские космические системы" – "Руснавгеосеть".
 
Отраслевое применение оборудование с ГЛОНАСС
 
Другие производители вроде бы тоже не отстают от Trimble – выпуском устройств промышленного назначения с поддержкой навигации ГЛОНАСС заняты японская Topcon, швейцарская Leica Geosystems, канадские Novatel и SkyWave Mobile Communication, бельгийская Septentrio. Производители видят большой потенциал в рынке навигации. А что же российские предприятия? Ведь те же пошлины должны подразумевать в том числе защиту интересов отечественных производителей с некими сформированными предложениями, способными более-менее успешно конкурировать. Однако на деле оказывается, что, как правило, российские производители предлагают только решения мониторинга транспортных средств и автомобильной навигации. Таким образом, в России по состоянию на момент заявления Иванова фактически провозгласили развитие собственно ГЛОНАСС исключительно силами зарубежным компаний. Конечно, с учетом совместных предприятий развитие отечественного производства изменит ситуацию в лучшую сторону. Тем более что, как видим, компании дальнего зарубежья проявляют неподдельный интерес к ГЛОНАСС. И делают они это вовсе не из-за боязни повышения ввозных пошлин, которые в итоге как раз представляют ГЛОНАСС в свете навигационной системы, недостаточно интересной и перспективной для участников навигационного рынка.
 
Августовская заметка об ожидании двухсистемных аппаратов Shturmann компании "М2М Телематика" содержала буквально одно предложение о том, что к началу 2013 года стоит ждать появление поддержки ГЛОНАСС в смартфонах. Тогда к этому трудно было отнестись всерьез. Ведь налажена поддержка исключительно GPS, а директивные методы было даже сложно представить. Все-таки производство телефонов – налаженный рынок, где постановка условий со стороны отдельного государства смотрелась бы, по меньшей мере, неуместно. Однако как же мы порой ошибаемся в своих рассуждениях. Конец октября - Сергей Иванов вновь дал о себе знать, анонсировав введение пошлин на все мобильные телефоны, в которых отсутствует поддержка ГЛОНАСС. Причем сказано это было как практически одобренное и утвержденное предложение. Эксперты в недоумении – как можно вводить пошлины, если на рынке, по сути, отсутствует элементная база с необходимыми характеристиками. Производители мобильных процессоров только приступили к созданию устройств, способных обрабатывать выполнение основных функций телефона и приме сигнала ГЛОНАСС/GPS. Массовое производство таких процессоров начнется лишь в первой половине 2011 года. Не говоря уже о подготовке телефонов с новыми процессорами.
 
Сейчас единственным спасителем производителей мобильников выступает американская компания Qualcomm. Она успела наладить массовое производство чипов с приемом сигнала ГЛОНАСС/GPS, а в ноябре стало известно о завершении процесса разработки сопроводительного ПО. Несколько разработчиков мобильных телефонов заключили контракты на поставку чипов, что позволит максимально оперативно отреагировать на пошлины в размере до 25%, если таковые все же будут введены. Вполне возможно, что слова Иванова преследовали цель припугнуть зарубежных поставщиков, чтобы те поняли серьезность намерений и возможностей властей и не затягивали освоение ГЛОНАСС. 
 
Отраслевое применение оборудование с ГЛОНАСС
 
Делать долгосрочные выводы и прогнозы касательно регулирования рынка навигационных систем со стороны России пока слишком рано. Какие бы грозные намерения ни озвучивались, на деле еще не видно ни их конкретного серьезного обсуждения в правительстве, ни уж тем более хотя бы приблизительных возможных сроков вступления в силу. В этом свете можно надеяться на то, что "стимулирующие" меры так и останутся в умах высших чинов власти, предоставив производителям возможность самостоятельно принимать решения в отношении ГЛОНАСС, а не работать из-под палки, что никак не красит российскую навигационную систему в глазах международного сообщества. "Инициатива правительства оправданна, однако надо осмысленно подойти к ее реализации. Необходимо заранее подготовить участников рынка к предстоящим изменениям. Меры по защите российского навигационного рынка надо вводить продуманно, чтобы повышение пошлин на ввозимые GPS-устройства стало позитивным фактором, стимулирующим производителей готовых изделий к использованию ГЛОНАСС/GPS, а розничные торговые сети – к продаже аппаратуры на базе приемников ГЛОНАСС/GPS", - здраво рассудил генеральный конструктор ГЛОНАСС, доктор технических наук Юрий Урличич.
 
Нужна ли ГЛОНАСС современному рынку?
 
Пожалуй, один из главных вопросов для обывателей – зачем вообще нужна ГЛОНАСС, если есть широко распространенная GPS? И какая реальная польза может быть получена от наличия на рынке нескольких навигационных систем? Наконец, имеет ли ГЛОНАСС шансы на победу в соперничестве с американской GPS?
 
Лучше всего на эти вопросы в одном из своих интервью ответил опять же Юрий Урличич. Начнем с самого очевидного - военной сферы применения навигационных систем. Ведь если говорить о военных конфликтах, то их характер в нынешнее время свидетельствует об успехе именно за счет высокоточного оружия, чье применение без навигационных систем практически невозможно, в итоге речь идет об обороноспособности страны как таковой. Ведь недаром наиболее серьезно подготовку развертывания собственных навигационных систем сегодня ведут Китай и Евросоюз. К слову, последний и вовсе является участником блока НАТО, куда входит и США. Что совсем не мешает Евросоюзу заниматься собственной системой навигации Galileo. "Сажать российскую экономику "на иглу" американской GPS с учетом возможностей режима селективного доступа и преднамеренного "загрубления" или искажения сигнала над определенной географической территорией, а также существующих техногенных, экономических и других рисков, мягко говоря, недальновидно", - справедливо отмечает Юрий Урличич.
 
Отраслевое применение оборудование с ГЛОНАСС
 
Перейдем к промышленности и экономике. Оказывается, и здесь присутствие ГЛОНАСС никак нельзя назвать неоправданным. Дело в том, что при реальных условиях города за счет высотных зданий и узких улиц возможна потеря навигации, ведь при "каньонной застройке" участок так называемого чистого неба весьма ограничен. Аналогично потеря сигнала характерна и для сильнопересеченной местности - гор, ущелий, лесных массивов. Наилучшим выходом становится применение двухсистемных приемников ГЛОНАСС/GPS, что значительно снижает вероятность потери сигнала. Не стоит забывать и о том, что ГЛОНАСС ориентирована на лучшую работу в высоких широтах, тогда как GPS лучше всего проявляет себя в приэкваториальных.
 
И вот мы подходим к принципиальному вопросу так называемой конкуренции между системами навигации. Обратимся к мнению профессионалов. "В течение ряда последних лет даже наши американские коллеги на переговорах и международных конференциях говорят не о конкуренции, а о совместимости и взаимодополняемости глобальных навигационных систем. Профессионалы раньше других поняли, что две системы лучше, чем одна, как с точки зрения увеличения количества спутников, с которых принимаются сигналы, так и в плане повышения помехоустойчивости", - говорит Юрий Урличич. Такие же выгоды получают и рядовые потребители – чем больше работает систем, тем лучшего качества навигационные услуги они могут получить. В связи с этим, по мнению Урличича, не заставит себя ждать совмещенная потребительская аппаратура ГЛОНАСС/GPS/Galileo/Compass.
 
Юрий Урличич, генеральный конструктор ГЛОНАСС
 
Важно понимать, что, по сути, мы наблюдаем зарождение ГЛОНАСС как полноценного рыночного продукта, поэтому на начальном этапе не стоит ждать чудес в виде готовых технологических решений всех уровней. Другое дело – российские власти своими высказываниями выставляют навигационную систему в положении зрелого предложения, а это не соответствует реальности. Уместно привести выдержки из интервью с Михаилом Фадеевым, независимым экспертом-аналитиком рынка навигации ГЛОНАСС-GPS: "Самая главная корневая причина "неуспеха" ГЛОНАСС остается в том, что у системы нет реального рынка, реальных коммерческих и потребительских внедрений. Она совершенно неконкурентоспособна на рынке, не востребована ни потребителем, ни коммерческим сектором". Мнение, безусловно, интересное – навигационная система еще не успела развиться и "встать на ноги", как к ней начинают предъявлять претензии, вполне серьезно пытаясь сопоставить с инфраструктурой и уровнем проникновения GPS, которая еще в 1995 году была в состоянии Full Operational Capability, то есть полной готовности. Если говорить открыто, то ГЛОНАСС лишь в 2010 году набрала необходимую группу спутников и стала готовиться к внедрению на массовом рынке. Развитие ГЛОНАСС – вопрос времени, причем самого ближайшего, если взглянуть на взятые правительством темпы работы. Ведь не будет же Фадеев относить аналогичные претензии к системам Galileo и Compass – они вообще начнут функционировать через несколько лет. И первые два-три года, несомненно, будут в том же положении, что и ГЛОНАСС сейчас.
 
Рассмотрим техническое соперничество ГЛОНАСС и GPS. В этом аспекте мнения как Урличича, так и Фадеева сходятся – на сегодняшний день системы практически эквивалентны, хотя бы с точки зрения конечного потребителя сигнала. Точность больше не является преимуществом GPS – по заказу издания "Маркер" в начале октября специалистами группы компаний "Эшелон-Геолайф" было проведено тестирование российской и американской систем в условиях московских улиц. В качестве метода проверки было выбрано движение по предварительно составленному маршруту со сравнением стабильности определения местоположения и скорости объектов в различных условиях. "В целом обе системы справились с заданием хорошо. Построенные по их данным маршруты совпали на всем протяжении, точность позиционирования оставалась высокой. Средняя величина ошибок у обеих систем практически одинакова, что, с учетом еще продолжающегося качественного и количественного роста спутниковой группировки ГЛОНАСС, означает внушительные перспективы", - говорится в результатах исследования.
 
Нельзя не вспомнить о спутниках, составляющих основу функционирования навигационных систем. У ГЛОНАСС на протяжении многих лет наблюдалась проблема с тем, что при запуске новых спутников параллельно выбывала из группировки часть старых из-за способности работать в течение всего 3-4 лет, тогда как американские спутники выдерживают по 10-15 лет. Ситуация начала исправляться в лучшую сторону в 2006 году, когда на орбиту вышли первые космические аппараты ГЛОНАСС второго поколения, получившие название "Глонасс-М". Их заявленный гарантийный срок активного существования составляет 7 лет. В 2010 году состоялся запуск экспериментального спутника "Глонасс-К", представляющего собой третье поколение аппаратов. Его срок службы составляет 10 лет, что позволяет говорить о стабильности орбитальной группировки спутников ГЛОНАСС в ближайшем будущем.   
 
Ракета-носитель спутников ГЛОНАСС-М
 
Не стоит думать, что у GPS нет никаких проблем со своими спутниками. В июне 2009 года Главное бюджетно-контрольное управление США (GAO) выпустило отчет о будущем системы GPS, выразив озабоченность тем, что орбитальная группировка может оказаться неспособной поддержать эксплуатационные качества GPS в период с 2010-го по 2018 год. "Возможно, что в группировке окажется менее 24 спутников", - заявил Брэд Паркинсон, первый директор отдела реализации программы GPS. Разработка нового поколения спутников GPS началась в 1996 году, но слишком затянулась и вышла далеко за рамки бюджета. В настоящее время, по словам Паркинсона, разработка устарела и не представляет практического интереса.
 
Вместо заключения
 
Что ждет ГЛОНАСС, покажет время, однако нет сомнений в том, что российская навигационная система имеет все шансы на успешное развитие, только бы государственная поддержка была направлена в правильное русло и не страдала "перегибами" в регулировании рынка. Ведь на подходе далеко не одна и не две перспективные навигационные системы готовятся разными государствами, продвигающими свои интересы на международной арене. И как бы не хотелось избежать его, но элемент соперничества между ними всегда будет присутствовать. "Со стороны иностранных заказчиков проявляется устойчивый интерес к двухсистемной аппаратуре ГЛОНАСС/GPS. Многие государства рассматривают возможность парирования политических, экономических и технических рисков, связанных с использованием только GPS. Так что ГЛОНАСС – это по определению глобальная система", - на этих словах Юрия Урличича мы завершаем обзор прошлого, настоящего и возможного будущего российской навигационной системы. 
 
 
TECHLABS


       Опубликовать в twitter.com   Опубликовать в своем блоге livejournal.com           

 

Рекомендуем прочитать