Современные интегрированные решения для платформы Intel
29.12.2004 01:30
Автор: Александр Гуриненко

Рынок интегрированных чипсетов для платформы Pentium 4/Celeron довольно разнообразен. На сегодняшний день доступны пять интегрированных решений, включая последнюю разработку Intel, i915G и его Intel Graphics Media Accelerator 900. Перечислим доступные наборы системной логики:

  • Intel 915G;
  • Intel 865G;
  • ATI RADEON 9100 IGP;
  • ATI RADEON 9000 PRO IGP;
  • SiS 661FX.

На первый взгляд всё очень даже неплохо: выбор есть, однако, если внимательно взглянуть на характеристики наборов микросхем, то легко заметить, что старички SiS 661FX и Intel 865G, мягко говоря, отстали от прогресса и не могут обеспечить нормальный уровень производительности в современных игровых приложениях. Впрочем, они этого никогда и не делали – ни SiS315, ни Extreme Graphics 2 звёзд с неба не хватали. Но не будем делать преждевременных выводов, а, для начала, познакомимся со всеми вышеперечисленными чипсетами.

Intel 915G

Современные интегрированные решения для платформы Intel

Начнём с самого свежего интегрированного решения для Pentium 4/Celeron.

Этот чипсет предназначен для работы с процессорами, выполненных в конструктиве LGA775. Главным козырем данного набора является контроллер памяти, который выполнен по двухканальной архитектуре и обеспечивает 128-битный доступ к памяти. Контроллер работает с памятью DDR2-400/DDR2-533. При использовании последней в двухканальном режиме пропускная способность составляет 8.5 GB/s. Частота памяти составляет 533 МГц, что, согласитесь, не так уж и плохо.

По сути контроллер памяти Intel 915G аналогичен таковому в i915P, и, соответственно, также гибок, как и у дискретного собрата. Его гибкость проявляется в возможности задействовать преимущества двухканального режима гораздо чаще, нежели у плат на i865G. Возможность эта появилась благодаря технологии Flex Memory Technology. Вспомните ситуацию с двухканальностью у i865G. Для активации последней обязательным наличием является использование одинакового числа модулей памяти с одинаковой организацией. В итоге, контролер памяти Intel 915G может функционировать в трёх различных режимах:

  • двухканальный симметричный режим – контроллер памяти работает в двухканальном 128-битном доступе к данными. Для активации данного режима достаточно заполнить попарно слоты памяти одинаковыми модулями, то есть модули с одинаковым объемом,  латентностью (последнее не обязательно, но нужно помнить, что тайминги выставляются по медленному модулю);
  • двухканальный асимметричный режим  – контроллер памяти пытается работать в двухканальном режиме, однако из-за использования модулей разных объемов (как вы уже могли догадаться, именно этот фактор является причиной включения данного режима) производительность такой подсистемы памяти приближается к одноканальному режиму;
  • одноканальный режим – по сути, сказать нечего: активация происходит при использовании одного модуля памяти, а уровень производительность явно меньше, чем в двухканальном режиме.

Однако для получения максимальной производительности в двухканальном режиме следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • слоты памяти нужно заполнять симметрично;
  • необходимо, чтобы ёмкость и число банков в устанавливаемых модулях памяти совпадали;
  • необходимо, чтобы были установлены одинаковые модули памяти (тайминги выставляются по самому медленному модулю памяти).  

Конечно же, на данный момент ни один LGA775-чип не может полностью загрузить магистраль процессор — память, чипсета Intel 915G. В i915G интегрировано графическое ядро Intel Graphics Media Accelerator 900, память для нужд которого выделяется из основной оперативной памяти, то есть набор логики построен по принципу SMA – Shared Memory Architecture (архитектура с совместным использованием памяти). Главный минус SMA в том, что оперативная память не может обеспечить достаточную полосу пропускания для встроенного графического ядра. Поэтому большая ПСП будет кстати.

Однако у SMA-архитектуры есть одна неприятная особенность: так как шина памяти используется не только графическим ядром, но и процессором, то может возникнуть ситуация, когда максимального теоретического значения пропускной способности памяти, отведённой графическому ядру, не хватит, то есть CPU "съест" все ресурсы памяти.  Из вышесказанного можно сделать ещё один вывод: производительность графического ядра будет "прыгать" в зависимости от того или иного приложения. Компания Intel учла этот момент, и GMA900 поддерживает гибкую систему выделения части ОЗУ под нужды графического процессора – DVMT 3.0 (Dynamic Video Memory Technology). Данная технология позволяет регулировать нагрузку на оперативную память. Весь необходимый объём памяти для GMA900 делится на две части: одна, объемом 1 или 8 MB (в зависимости от установок BIOS), так называемая Preallocated Memory, целиком принадлежит графическому процессору, операционные системы воспринимают её как обычную видеопамять; вторая часть управляется средствами DVMT. Различаются три режима работы DVMT:

  • Fixed – название говорит само за себя – при старте графического драйвера для нужд GMA900 выделяется фиксированный объём памяти (64 или 128 МБ);
  • DVMT – графический драйвер делит основную память с остальными компонентами системы. При запуске какого-либо графического приложения, необходимый объём памяти выделяется, с учётом того, что в момент запуска 3D-приложения, не запущены другие приложения;
  • Fixed+DVMT – в данном режиме графической подсистеме выделяется фиксированный объём видеопамяти, равный 64 МБ, включая Preallocated Memory, и дополнительно до 64 МБ памяти, выделяемой динамически.

Основные характеристики встроенного графического ядра выглядят так:

  • четыре пиксельных конвейера с двумя текстурными модулями;
  • аппаратная поддержка DirectX 9;
  • поддержка билинейной, трилинейной и анизотропной (до 4х) фильтрации текстур;
  • наложение до 8 текстур за один проход;
  • компенсация движения при воспроизведении DVD;
  • поддержка мультимониторных конфигураций;
  • RAMDAC с частотой преобразования 400 МГц.

Как видим, Intel Graphics Media Accelerator 900 – не очередное развитие существующей архитектуры, а совершенно новый продукт с впечатляющими характеристиками, которые требуют пояснений:

  • реальное число пиксельных конвейеров у Intel Graphics Media Accelerator 900, как и у предшественника Extreme Graphics 2,  равно единице, однако в отличие от последнего, пиксельный конвейер GMA900 способен обрабатывать до четырёх текстур в каждый момент времени. Конвейер имеет четыре блока выборки текстур, что аналогично схеме "четыре отдельных пиксельных конвейера на один "текстурник". Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что пиксельные конвейеры Intel Graphics Media Accelerator 900 реализованы точно также, как в современных дискретных графических решениях.
  • аппаратная поддержка вершинных шейдеров и  блока T&L в Intel Graphics Media Accelerator 900 так и не появились, поэтому весь просчёт геометрии возложен на центральный процессор, которому, с выходом таких компьютерных игр как Half-Life 2 и Doom III, и так приходится тяжело.

Графический процессор GMA900 построен на основе тайловой архитектуры (которая у Intel называется Zone Rendering Technology 3), которые имеет как свои плюсы, так и минусы.

Из достоинств стоит отметить:

  • более эффективное использование кэш-памяти графического процессора, за счёт построения картинки небольшими фрагментами, то есть "тайлами";
  • более эффективное использование ресурсов графического процессора: нарисовав какой-либо фрагмент, графический процессор больше не возвращается к этому "тайлу", а загружает его из буфера.

Из недостатков можно выделить следующие:

  • графический процессор вынужден дожидаться поступления всех геометрических данных, то есть построение изображения не начинается, пока все данные не поступят;
  • создание списков для каждого фрагмента ("тайла") плохо согласуются с архитектурой вершинных конвейеров. Как нам кажется, именно по этой причине у Intel Graphics Media Accelerator 900 нет ни вершинных шейдеров, ни блока T&L.

Вкупе с 915P могут поставляться две разновидностей южных мостов ICH6 или ICH6R.

Функциональность ICH6 находится на довольно высоком уровне, южный мост обеспечивает один ATA-100 канал, и четыре Serial ATA 150 канала, 8 портов USB 2.0, гигабитную сеть и отличный многоканальный звук Intel High Definition Audio. К базовым возможностям ICH6 в модификациях можно добавить следующие:

  • ICH6R добавляет поддержку технологии Intel Matrix Storage Technology;
  • ICH6W добавляет поддержку технологии Intel Wireless Connect Technology (WiFi);
  • ICH6RW добавляет поддержку технологий Intel Matrix Storage Technology и Intel Wireless Connect Technology (WiFi).

Стоит отметить, что выпуск двух последних версий нового южного моста был приостановлен по причине низкого на них спроса, а также присутствию большого решений от третьих производителей.

Подробно останавливаться на функциональности различных разновидностей ICH6 мы не будем по причине того, что всё это было описано в материале "Новая платформа Intel LGA775 - быть или не быть? Независимое расследование...".



Intel 865G поддерживает новые процессоры с 800-мегагерцовой шиной: увеличение скорости обмена данных между набором логики и процессором (6.4 GB/s) позволяет значительно увеличить производительность системы в целом. Но есть одно "но": с ростом производительности магистрали процессор — чипсет возникает очень важный вопрос, вопрос подсистемы памяти и её скорости. Как уже говорилось выше, для раскрытия потенциала новых чипов Intel требуется довольно производительный контроллер, в противном случае высокая производительность магистрали процессор — чипсет сведется на нет.

Современные интегрированные решения для платформы Intel

Компания Intel и здесь не ударила лицом в грязь и нашла быстрый и надёжный способ решения проблемы: двухканальный контроллер DDR 400 SDRAM памяти. Ее пропускная способность составляет 6.4 GB/s, то есть такая же, как и у шины между набором логики и процессором (800 МГц Quad Pumped Bus). Для сравнения приведём результаты пропускной способности двухканальной подсистемы RDRAM SDRAM памяти: PC800 RDRAM – 3.2 GB/s и PC1066 RDRAM – 4.2 GB/s. Явная победа DDR над Rambus.

Помимо DDR PC3200, набор системной логики i865G позволяет работать и с памятью PC2100, PC2700, но ПСП уже не будет такой высокой: PC2100 – 4.2 GB/s и PC2700 – 5.4 GB/s. При использовании одноканального режима контроллера памяти пропускная способность при использовании DDR400 памяти снижается до 3.2 GB/s.

Ещё со времён выпуска 440LX и прочих, наборы логики имели четыре шины: процессорную, AGP, памяти и шины соединения с южным мостом. В своём новом наборе логики, Intel добавила пятую шину CSA – Communication Streaming Architecture – для реализации Gigabit Ethernet, пропускная способность которой составляет 256 MB/s. Шина будет применяться для создания высокосортных гигабитных сетей. Плюсы данного решения очевидны: скорость запросов сетевого контроллера значительно повышается, а нагрузка на CPU уменьшается, помимо этого сетевой контроллер получает возможность прямой работы с памятью.

Поддержкой AGP 8X сейчас уже никого не удивишь, но, тем не менее, в i875 она реализована в полной мере: пропускная способность между чипсетом и графической подсистемой составляет 2.1 GB/s.

Как можно догадаться из названия, i865G является интегрированным набором логики, и несёт в себе встроенное графическое ядро Intel Extreme Graphics 2. Прародителем Intel Extreme Graphics 2 является i740, что, согласитесь, внушает мало оптимизма: никакими "шейдерами" и T&L здесь и близко "не пахнет".

Основные характеристики встроенного графического ядра выглядят так:

  • один пиксельный конвейер с двумя текстурными модулями;
  • поддержка билинейной, трилинейной и анизотропной (до 2х) фильтрации текстур;
  • наложение до четырех текстур за один проход;
  • компенсация движения при воспроизведении DVD;
  • RAMDAC с частотой преобразования 350 МГц.

Частота графического процессора составляет 266 МГц. Для нужд встроенного ядра используется основная память компьютера. Объём видеопамяти зависит от количества основной памяти, установленной в системе, то есть если установлено 128 MB памяти, то это значит, что объём видеопамяти составит 64 MB, если же установлено меньше чем 128 MB, тогда объём видеопамяти составит меньше 64 MB.

Вкупе с северным мостом из набора логики i865G поставляется новый южный мост ICH5. Основными отличиями от предыдущего ICH4 являются:

  • поддержка двух  Serial ATA-150 каналов, а также функций Serial ATA RAID (только в версии ICH5R), реализована посредством чипа 82801Er;
  • восемь портов USB 2.0.


ATI RADEON  9100 IGP

ATI RADEON  9100 IGP поддерживает процессоры Intel Pentium 4 с частотой FSB 400/533/800 МГц, технологию Hyper-Threading. Контроллер памяти у RADEON  9100 IGP двухканальный, 128-битный.

Чипсет предназначен для работы с памятью DDR400/DDR333/DDR266 SDRAM.

Во время первого анонса платы поддержки памяти DDR400 и 800 МГц Quad Pumped Bus попросту не было, да и первые эталонные образцы плат не поддерживали последние версии процессоров Pentium 4 с частотой системной шины 800 Мгц. Поддержка последних, а также поддержка памяти DDR400 SDRAM были добавлены позже, что называется "на скорую руку", поэтому здесь могут возникнуть проблемы. И если в процессе нашего тестирования процессоры Intel Pentium 4 с частотой FSB 800 МГц работали без проблем, то к памяти DDR400 SDRAM, ATI RADEON  9100 IGP плата "относилась" очень разборчиво: память, которая без проблем держит тайминги 2-5-3-3, на плате ASUS P4R800-VM могла работать лишь на более высоких таймингах, следовательно, какието проблемы у контроллера памяти ATI RADEON  9100 IGP всё-таки есть.

Современные интегрированные решения для платформы Intel

 Как уже упоминалось, контроллер памяти у ATI RADEON  9100 IGP двухканальный: для активации двухканального режима работы контроллера памяти достаточно лишь заполнить попарно определённые слоты материнской платы. Для получения максимальной производительности в двухканальном режиме необходимо:

  • слоты памяти заполнять симметрично;
  • совпадение ёмкости и числа банков в устанавливаемых модулях памяти.

Необязательна установка одинаковых модулей памяти, хотя максимальная производительность достигается лишь при использовании одинаковых модулей (дело в том, что тайминги выставляются по самому медленному модулю).

Пропускная способность шины памяти может доходить до 6.4 GB/s.

Чипсет ATI RADEON  9100 IGP  является интегрированным решением – в него встроено графическое ядро класса ATI Radeon 9200.

Набор логики ATI RADEON 9100 IGP, как и его дискретные собратья, а также конкуренты, построен по принципу SMA (Shared Memory Architecture - архитектура с совместным использованием памяти). Главный минус SMA в том, что оперативная память не может обеспечить достаточную полосу пропускания для встроенного графического ядра – эта проблема хорошо знакома ещё со времён VIA Apollo KM266. То есть для того, чтобы интегрированное графическое ядро не уступало своему внешнему аналогу, необходимо, чтобы пропускная способность памяти была примерно такой же, как у внешней "видеокарточки" на ATI Radeon 9200. Давайте посмотрим: у Radeon 9200 пропускная способность памяти составляет 6.4 GB в секунду, в зависимости от использованного типа памяти и установленных настроек конфигурирования подсистемы памяти, а у ATI RADEON  9100 IGP может доходить до тех же 6.4 GB. Довольно обнадеживающие результаты, но есть одна неприятная особенность: так как шина памяти используется не только  графическим ядром, но и процессором, может проявиться такая ситуация, когда максимального теоретического значения памяти, отведённой графическому zlhe, попросту не хватит, другими словами, центральный процессор "скушает" все ресурсы памяти.  Вывод: производительность графического ядра будет "прыгать" в зависимости от того или иного приложения.

Как упоминалось выше, в ATI RADEON  9100 IGP интегрировано графическое ядро ATi Radeon 9200, которое имеет такие же технические характеристики, как и его настольный собрат:

  • два пиксельных конвейера с одним текстурником на каждом;
  • аппаратная поддержка шейдеров DirectX 8.1;
  • поддержка билинейной, трилинейной и анизотропной (до 16х) фильтрации текстур;
  • наложение до шести текстур за один проход;
  • полноэкранное сглаживание 2х-6х методом суперсэмплинга;
  • аппаратная поддержка компенсации движения и iDCT при воспроизведении DVD;
  • RAMDAC с частотой преобразования 400 МГц.

Давайте немного подробнее остановимся на интегрированной графике ATI RADEON  9100 IGP. Качество 2D всегда было слабым местом интегрированных наборов микросхем, но у RADEON  9100 IGP этой проблемы нет: 400 МГц RAMDAC справляется с этой задачей отлично, обеспечивая разрешения вплоть до 2048x1536x32 бит/85 Гц.  Что касается 3D-графики, то здесь у ATI также всё в порядке. Судите сами: ATI RADEON  9100 IGP является DirectX 8.1 совместимым решением. Поддержка пиксельных шейдеров версии 1.4 (1.1) очень кстати: на сегодняшний день большинство игр прошлого поколения использует именно эту версию пиксельных программ, а внедрять шейдеры версии 2.0 разработчики ленятся.

Встроенное графическое ядро имеет расширенные функции проигрывания DVD (аппаратный iDCT и компенсация движения), DVI-выход и TV-out (последние реализованы именно в интегрированном ядре и не требуют дополнительных контроллеров).

Также стоит отметить ещё одну интересную особенность данной  системной логики: будущие версии этого чипсета получат возможность подключения трёх мониторов (технология SurroundView), два из которых будут подключаться к установленной внешней видеокарте, поддерживающей ATI Dual-Head, а третий  - к выходу на материнской плате.

Чипсет выполнен в классической двухчиповой схеме: северный мост RS300 и южный мост  IXP200 соединены высокоскоростной шиной A-Link, пропускная способность которой составляет 266 MB/s. Увы, но южный мост  IXP250 не может похвастаться технологической насыщенностью и выглядит на сегодняшний день несколько примитивно. Судите сами: два канала ATA-100, шесть портов USB 2.0, шестиканальный звук, сетевые возможности, посредством встроенного контроллера 3COM 10/100 Ethernet. Главный минус – это, конечно, отсутствие поддержки Serial-ATA-интерфейса. Похоже на то, что решение ATI отказаться от SATA – не просто прихоть компании. Логично предположение, что ATI столкнулась с проблемами при реализации последнего: реализовать поддержку Serial-ATA не так уж просто опытному разработчику, не говоря уж о новичке.

Современные интегрированные решения для платформы Intel 

Помимо IXP250 вкупе с набором логики ATI RADEON  9100 IGP могут поставляться ещё два южных моста IXP200 и IXP150, которые являются упрощенными версиями 250-го: отсутствуют функции энергосбережения, а в IXP150 еще нет контроллера 3COM 10/100 Ethernet.

ATI RADEON 9000 PRO IGP

ATI RADEON 9000 PRO IGP является одноканальным аналогом ATI RADEON  9100 IGP. Данный набор логики имеет точно такое же интегрированное ядро, что и в ATI RADEON  9100 IGP, однако раскруть свой потенциал Radeon 9200 будет значительно сложнее из-за узкой 64-битной шины памяти. Как утверждает ATI, производительность контроллера памяти ATI RADEON 9000 PRO IGP не в два раза меньше таковой у ATI RADEON  9100 IGP. В ATI RADEON 9000 PRO IGP используются какие-то оптимизации, однако что за оптимизации и усовершенствования – на данный момент неизвестно. Мы не располагаем какой-либо информацией по этому вопросу.

SiS661FX

Компания SiS отошла от своей традиции выпускать одночиповые решения и как результат этого решения перед нами – SiS661FX.

Продукт SiS предназначен для работы с процессорами Intel Pentium 4/Celeron с частотой системной шины 400/533800 МГц.

SiS661FX работает с памятью DDR200, DDR266, DDR333 и DDR400; асинхронный режим поддерживается. Контроллер памяти одноканальный. Максимальный объём памяти составляет 3 GB.

Современные интегрированные решения для платформы Intel

В SiS661FX интегрировано графическое ядро собственной разработки - Real256E является продолжением SiS 315, основные характеристики которого выглядят так:

  • два пиксельных конвейера с одним текстурником на каждом;
  • поддержка билинейной и трилинейной фильтрации текстур;
  • наложение до двух текстур с билинейной фильтрацией или одной текстуры с трилинейной фильтрацией;
  • аппаратная поддержка компенсации движения и iDCT при воспроизведении DVD;
    RAMDAC с частотой преобразования 333 МГц.

Как видим, ничего сверхъестественного Real256E из себя не представляет: возможности, мягко говоря, неудовлетворительные, а добавьте сюда ещё 64-битную шину подсистемы памяти SiS661FX… Как говорится, без комментариев.

Несмотря на то, что интегрированная графика присутствует, чипсет допускает установку внешней видеокарты, для этого присутствует шина AGP 8x.

Как уже упоминалось выше, SiS661FX является двухмикросхемным решением: совместно с северным мостом могут поставляться два южных моста – SiS964. Северный и южный мосты соединены посредством шины MuTIOL 1G, пропускная способность которой составляет 1 GB. На практике же такая большая магистраль не требуется.

Функциональность южного моста находится на достаточно среднем уровне: два канала ATA133, шесть портов USB, MAC-контроллер Fast Ethernet, поддержка шестиканальных AC'97 кодеков.



Тестирование

Тестовые испытания проводились на тестовом стенде следующей конфигурации:

Материнские платы:

  • Intel D865GLC (Intel 865G);
  • Intel D915GUX (Intel 915G);
  • ASUS P4R800-VM (ATI RADEON 9100 IGP);
  • PowerColor A350-SV (ATI RADEON 9000 Pro);
  • Albatron P4S800-MX (SiS 661FX).

Процессоры:

  • Intel Pentium4 LGA775 520;
  • Intel Pentium4 2800 МГц.

Память:

  • 2 x PC3200 Hynix DDR SDRAM 256 MB;
  • 2 х DDRII-533 SDRAM KingMax 256 MB.

Жёсткий диск:

  • Seagate Barracuda 7200.7, 80 GB.

Видеокарты:

  • NVIDIA GeForce FX 5750;
  • NVIDIA GeForce FX 5700.

На тестовом стенде были установлены операционная система Microsoft Windows XP Service Pack 1, а также тестовые программы и реальные игровые приложения:

  • драйвера для материнских плат: последние с сайтов NVIDIA и ATI на момент тестирования;
  • ZD Winstone 2004;
  • SiSoftware Sandra 2003;
  • WinRAR 3.20;
  • VirtualDub 1.5.1 + DivX codec 5.05a Pro;
  • RazorLame 1.1.5.1342 + Lame codec 3.93.1;
  • Science Mark 2;
  • FutureMark 3DMark 2001 SE;
  • Unreal Tournament 2003 (Direct3D-приложение, Hardware T&L, Dot3, cube texturing);
  • Return to Castle Wolfenstein (OpenGL-приложение, мультитекстурирование);
  • Serious Sam 2 The Second Encounter (OpenGL-приложение, мультитекстурирование).

Как проходило тестирование

На платах Intel D865GLC (Intel 865G) и ASUS P4R800-VM (ATI RADEON 9100 IGP) активизировался двухканальный контроллер памяти посредством вставки двух одинаковых модулей памяти PC3200 Hynix DDR SDRAM в соответствующие слоты. На плате Intel  D915GUX (Intel 915G) активизировался двухканальный контроллер памяти посредством вставки двух одинаковых модулей памяти DDRII-533 SDRAM KingMax. Тайминги памяти PC3200 Hynix DDR SDRAM были выставлены следующие: 2.0/5/3/3 (там где это позволяла сделать материнская плата).

Тайминги памяти DDRII-533 SDRAM KingMax были выставлены следующие 4.0/5/3/3 (там где это позволяла сделать материнская плата).

Тестирование проводилось в два этапа.

1-й этап 

На первом этапе все чипсеты тестировались с использованием внешних видеокарт NVIDIA GeForce FX 5700 и GeForce FX 5750. Такой подход позволяет нам более полноценно сформировать мнение об эффективности контроллеров памяти тестируемых чипсетов.

При архивации данных использовались архиватор WinRAR 3.20 и папка с данными (PCMBench) из теста Winstone. Данная папка была выбрана потому, что она имеет приличный размер и в ней содержатся практически все типы файлов.

Тесты на сжатие видео проводились при помощи программы VirtualDub 1.5.1 и кодека DivX codec 5.05a Pro. Сжимаемый видеофайл имел размер 74.5 MB.

Тесты на кодирование MP3 проводились при помощи кодера RazorLame 1.1.5.1342 и кодека Lame codec 3.93.1. Файла в формате Wave, а именно "програбленный" альбом "Master Of Puppets" группы Metallica сжимался в Mp3-файлы с битрейтом 128 kbps и частотой дискретизации 41 КГц. 

2-й этап

Второй этап был полностью посвящен исследованию производительности встроенных графических решений. Платы тестировались с включением интегрированной графики. 

VSync отключался. Компрессия текстур отключалась непосредственно в игровых приложениях. Все тестовые программы и игровые приложения настраивались на максимальную детализацию, использовался 32-битный цвет.

Звук отключался в приложениях.

Во втором этапе тестирования также приняли участие некоторые внешние видеокарты, которые были установлены на системную плату Intel D865GLC (Intel 865G).

С каждой новой тестируемой платой заново устанавливались: операционная система, драйвера и все необходимые тестовые приложения.



Результаты тестирования

1-й этап тестирования

Производительность в офисных и мультимедиа приложениях

Тест ZD Winstone 2004 эмулирует работу гипотетического пользователя с двумя пакетами приложений:

  • офисные приложения: Microsoft Access 2002 SP-2, Microsoft Excel 2002 SP-2, Microsoft FrontPage 2002 SP-2, Microsoft Outlook 2002 SP-2, Microsoft PowerPoint 2002 SP-2, Microsoft Project 2002, Microsoft Word 2002 SP-2, WinZip 8.1 SR-1 и Norton AntiVirus Professional Edition 2003;
  • приложения для создания контента: Adobe Photoshop 7.0.1, Adobe Premiere 6.50, Macromedia Director MX 9.0, Macromedia Dreamweaver MX 6.1, Microsoft Windows Media Encoder 9 Version 9.00.00.2980, NewTek LightWave 3D 7.5b и Steinberg WaveLab 4.0f.

Результат основывается на времени решения задач, требующемся вышеперечисленному программному обеспечению.

Современные интегрированные решения для платформы Intel

Современные интегрированные решения для платформы Intel

Все чипсеты показывают практически идентичную производительность, единственный лидер – Intel 915G, лидерство которого обуславливается более высокой производительностью контроллера Serial ATA-150, встроенного в "южный" мост ICH6.

Производительность в синтетических тестах

Современные интегрированные решения для платформы Intel

Результаты данного теста нас ни капельки не удивили: абсолютные лидеры – i865G и i915G, причём последний несколько отстаёт от предшественника за счёт высокой латентности DDR2-памяти. Двухканальная версия чипсета ATI, Radeon 9100 IGP, отстаёт от продуктов Intel. В чём же проблема? Во-первых, сказывается маленький опыт компании в производстве наборов логики, а, во-вторых, контроллер памяти Radeon 9100 IGP очень разборчив, и как мы уже отмечали в начале материала, чипсет не может работать с памятью DDR400 при установке низких таймингов. Впрочем, о таймингах нам приходилось только догадываться, так как ASUS P4R800-VM не позволяла конфигурировать подсистему памяти. 

Ну, и последние места заняли одноканальные изделия ATI и SiS.

Современные интегрированные решения для платформы Intel

Мы неоднократно отмечали, что архивация данных, в первую очередь, критична к контроллеру памяти. Набор логики ATI Radeon 9100 IGP без проблем опережает i915G, а вот справиться с i865G 9100-му уже не дано, причины ищите в предыдущем абзаце. И, традиционно, последние места  у одноканальных наборов логики ATI RADEON 9000 PRO IGP и SiS 661FX.

Современные интегрированные решения для платформы Intel

В кодировании видео производительность контроллера памяти также играет не последнюю роль, картина идентична той, что в тесте архивации данных.

Современные интегрированные решения для платформы Intel

А вот кодирование MP3 относится к подсистеме памяти очень даже лояльно, но к производительности центрального процессора – категорично. А так как последний у нас использовался со всеми платами, то мы имеем практически одинаковый уровень производительности у всех пяти чипсетов. 

2-й этап тестирования

Производительность в полусинтетическом бенчмарке 3DMark2001 SE

Современные интегрированные решения для платформы Intel

Современные интегрированные решения для платформы Intel

Современные интегрированные решения для платформы Intel

Современные интегрированные решения для платформы Intel

Современные интегрированные решения для платформы Intel

Intel Graphics Media Accelerator 900 и ATI Radeon 9100 IGP вне конкуренции, особенно это хорошо заметно в сцене Lobby, которая использует вертексные "шейдеры", с обработкой которых продукты Intel и ATI справляются намного лучше своих конкурентов, производительность SiS 661FX и Intel 865G не выдерживает никакой критики. Что касается одноканального "Радеона", то последний, как и следовало ожидать, незначительно отстаёт от своего двухканального собрата.

Сцена Nature использует пиксельные шейдеры версии 1.1, которые предусматривают спецификации DirectX начиная с восьмой версии графического API от Microsoft. Intel Graphics Media Accelerator 900, ATI Radeon 9100 IGP и ATI RADEON 9000 PRO проходят этот тест без проблем, потому что соответствуют поколению DirectX 8 ускорителей.

Мы также привели результаты материнской платы на Intel 865G с установленными внешними графическими решениями. Как видно из графиков, лишь Intel Graphics Media Accelerator 900 и ATI Radeon 9100 IGP выглядят более-менее достойно на фоне внешних видеокарт, да и то, только на фоне NVIDIA GeForce FX 5200. Тягаться с тем же Radeon 9550 с 64-битной шиной доступа к памяти, который по нынешним меркам "ну очень бюджетное решение", не под силу ни одному интегрированному набору логики.

Производительность в реальных игровых приложениях

Современные интегрированные решения для платформы Intel

Современные интегрированные решения для платформы Intel

Современные интегрированные решения для платформы Intel

В реальных игровых приложениях мы наблюдаем практически идентичную ситуацию: Intel Graphics Media Accelerator 900 и ATI Radeon 9100 IGP – абсолютные лидеры, за ними следуют ATI RADEON 9000 Pro и Intel 865G, последний – продукт SiS. И опять же мы видим, что ни одно из интегрированных решений не может догнать внешнее Low-End решение. Общий фпс значительно упал, в UT2003 с интегрированной графикой просто-напросто не поиграешь, однако в OpenGL-приложениях, представленных в виде старичков Return to Castle Wolfenstein и SS 2 The Second Encounter, поиграть всё-таки удастся: интегрированные решения Intel Graphics Media Accelerator 900 и ATI Radeon 9100 IGP обеспечивают минимально допустимый уровень производительности – 30 fps. Также стоит отметить, что решения ATI лучше справляются с компьютерными играми OpenGL, нежели продукты Intel.

Качество 3D и 2D графики

Качество 3D у всех протестированных наборов логики не вызывает каких-либо нареканий, за исключением SiS661FX, графическое ядро (SiS 315) которого при включении билинейной фильтрации в OpenGL-приложениях выводит уродливую мозаику вместо плавных цветовых переходов.

Качество 2D-графики всегда являлось слабым местом интегрированной графики. Дело в том, что в большинстве случаев интегрированные решения имеют меньшую, нежели у дискретных собратьев, частоту RAMDAC. Помимо этого сам графический процессор интегрированного решения является функциональным блоком микросхемы чипсета.

Прежде чем дать оценку качеству 2D-графики, стоит оговориться, что оценка этого параметра довольно спорная, оценить его можно только субъективно, так как качество выводимого изображения зависит и от монитора (в нашем случае Sony E230), и от соединительного кабеля (использовался стандартный кабель, идущий в комплекте с монитором), и от конкретной платы.

В режиме 1024x768x85 Гц, при 32-х битной глубине цвета, нареканий к качеству выводимой картинки нет, все претенденты показали себя неплохо.

О разрешении 1600х1200 даже говорить не стоит, все интегрированные платы в этом режиме продемонстрировали ужасное качество выводимой на монитор картинки.

Выводы

На сегодняшний день интегрированные наборы логики для платформы Intel Pentium4/Celeron не могут обеспечить достойного уровня производительности, о новом поколении компьютерных игр даже говорить не стоит. Эти чипсеты и со старыми не всегда могут справиться. Если же вы всё-таки планируете использовать интегрированную платформу для построения бюджетной домашней машины, которая помимо офисной работы должна будет иногда развлечь вас какой-нибудь игрушкой не последней свежести, то выбор очевиден – ATI Radeon 9100 IGP или Intel 915G, причем компьютер, собранный на основе последнего, обойдётся значительно дороже. О производительности SiS661FX и Intel 865G даже и говорить не приходится - эти наборы микросхем можно использовать лишь в офисных машинах, задачи которых сводятся к набору текста и редактированию таблиц.

Что касается 2D-графики, то при разрешении 1280х1024х85 Гц и ниже, протестированные наборы логики демонстрируют довольно неплохое качество картинки. Однако напомним, что качество вывода изображения на монитор зависит в первую очередь от качества самой платы, а потом уже от характеристик графического решения.

Современные интегрированные решения для платформы Intel