Одна голова хорошо, а две?.. Обзор двухчиповых решений PowerColor Radeon HD 3870 X2 и Inno3D GeForce 9800 GX2
30.05.2008 00:05
Автор: Дмитрий Трамбицкий

Серия: Radeon HD 3870 X2 2x512

Производитель: PowerColor

Стоимость (Минск): $560/?355

Стоимость (Москва): $415/?258 

Серия: GeForce 9800 GX2 2x512

Производитель: Inno3D

Стоимость (Минск): $750/?476

Стоимость (Москва): $610/?390 

15 ноября 2007 года компания AMD анонсировала чип нового поколения RV670, основанного на техпроцессе производства 55 нм. На базе него было выпущено два видеоадаптера: Radeon HD 3870 и Radeon HD 3850. Продукт в целом получился весьма неплохим - вполне по адекватным рекомендуемым ценам за свою производительность. Однако все эти события связаны лишь со средним ценовым сегментом, а как же быть с рынком высокопроизводительных Hi-end решений? Новые продукты такого класса, претендующие на титул "короля 3D-производительности", компания AMD уже очень и очень давно не представляла на суд общественности. А ведь это является не только подспорьем к дополнительной прибыли компании, но и на основе честной конкуренции позволяет сдерживать рост цен на hi-end видеоускорители, не позволяя монополизировать рынок одному производителю, который будет диктовать свои условия. 

Конечно же, "выжать"  достойного hi-end конкурента из Radeon HD 3870, который уже изначально работает на своем технологическим пределе, практически нереально, а вот применить два таких GPU в тандеме – вполне.  Именно 28 января 2008 года AMD официально анонсирует Radeon HD 3870 X2, использующий возможности двух GPU RV670, призванный составить конкуренцию NVIDIA в самом высоком ценовом сегменте.   

Одна

Стоит еще раз упомянуть о том, что компания AMD решила отказаться от привычной всем маркировки своих видеокарт. Теперь в названии Radeon HD 3870 цифра "3" означает поколение видеокарт, цифра "8" – семейство, "70" - указывает на конкретную модификацию платы в семействе (цифра "70" соответствует приставке "XT" по старому стилю, "50" соответствует версии "PRO").   

Одна

Что же касается NVIDIA, то она, безусловно, просто так в стороне оставаться не собирается:    

Одна

Спустя почти два месяца со дня анонса флагманского решения AMD, компания NVIDIA представляет общественности (точная дата - 18 марта 2008 года) свой двухчиповый продукт hi-end класса, рассчитанный на энтузиастов и хардкорных геймеров – видеокарту GeForce 9800 GX2.  

В ее активе имеется два уже хорошо знакомых нам графических процессора G92. То есть, по сути, мы имеем дело с двумя обыкновенными платами 8800 GTS, работающими в массиве SLI и объединенными единой разводкой и системой охлаждения.  

Пожалуй, напрямую сравнивать вычислительную мощь Radeon HD 3870 X2 и GeForce 9800 GX2 не стоит, так как уже на основе тестов одиночных чипов Radeon HD 3870 и 8800 GTS становится совершенно очевидно, "кто в доме хозяин". Да и ценовые секторы у рассматриваемых мультичиповых плат совсем разные. Другое дело, разобраться с практической ценностью таких решений, выяснить их сильные и слабые стороны.  

В общем контексте относительно мультичиповых решений стоит обязательно отметить и ряд недостатков, которыми абсолютно "не болеют" одночиповые платы. Так, ускоритель, имеющий на борту два GPU, может столкнуться с проблемными приложениями, которые не оптимизированы для технологий SLI/CrossFire, в результате чего двухчиповый видеоадаптер будет быстрым не  во всех приложениях. Помимо всего прочего, связка SLI/CrossFire имеет еще и проблемы задержек при отрисовке изображения. 

Все это еще раз говорит о том, что производителям не стоит сильно надеяться на мультичиповые решения, а имеет реальный  смысл (на фоне перечисленных недостатков multi-GPU видеокарт) сконцентрироваться на производстве Hi-End продуктов, сконфигурированных на базе одного GPU.   

Но не будем увлекаться полемикой, а лучше приступим непосредственно к делу – рассмотрим теоретические сведения о Radeon HD 3870 X2 и GeForce 9800 GX2. 

AMD Radeon HD 3870 X2 – не RV670 единым… 

Видеокарта, как можно уже догадаться по маркировке, состоит из двух независимых GPU на базе Radeon HD 3870. А  это означает, что в дружественном тандеме трудятся два графических процессора RV670 (общее кодовое имя RV680), соединенных между собой в массив CrossFire.  

Заниматься рассмотрением теории и основными особенностями RV680 (2xRV670) сегодня мы не будем – о них мы уже очень подробно говорили в наших прошлых материалах: 

Пожалуй, в данном случае мы только озвучим нашим читателям актуальные моменты и характеристики RV680 на базе платы Radeon HD 3870 X2:  

  • кодовое название чипа RV680 (2хRV670);
  • технологический процесс изготовления 55 нм;
  • количество транзисторов 2х666 млн;
  • частота работы ядра 825 МГц;
  • 640 (2x320) унифицированных процессора, работающих на частоте 825 МГц;
  • 32 (2x16) блока текстурной фильтрации с поддержкой операций с плавающей запятой FP16 и FP32;
  • 32 (2x16) блока записи в кадровый буфер (ROP);
  • ширина  шины памяти 256 бит;
  • объем видеопамяти 2x512 МВ типа GDDR3 с  частотой 1800 МГц DDR;
  • полоса пропускания памяти 2х57.6 GB/s;
  • аппаратная поддержка АРI Direct X 10.1, Shader Model 4.1, а также OpenGL 2.1;
  • поддерживаемый интерфейс шины PCI-Express  x16 rev 1.0;
  • возможность организации массива из двух видеокарт AMD CrossFire;
  • аппаратное декодирование видео PureVideo;
  • аппаратное декодирование видео высокой четкости PureVideo HD;
  • интерфейсы 2x DVI Dual Link, HDMI, HDTV;
  • интегрированная в ядро поддержка TV-выхода. 

По своей сути RV670 представляет собой не что иное, как топовый чип R600, переведенный на более "тонкий" технологический процесс. RV670 уменьшил не только свою площадь ядра (192 кв.мм против 408 кв.мм у R600), но и, что немаловажно, значительно понизил энергопотребление. 

Одна

Поэтому теперь он потребляет в два раза меньше энергии, чем R600, обладая при этом аналогичными характеристиками и производительностью. 

Одна

Не забываем также о технологии ATI CrossFireX, которая позволит использовать два мультичиповых ускорителя HD 3870 X2 в связке – теперь четыре чипа RV670 могут трудиться для повышения FPS… 

В принципе, с теорией Radeon HD 3870 X2 на сегодня покончено, а теперь переходим к продукту NVIDIA. 

GeForce 9800 GX2 – когда одного G92 мало… 

Здесь используются, как уже упоминалось выше,  знакомые нам чипы G92-450, хорошо зарекомендовавшие себя в платах класса GeForce 8800 GTS (G92). Данное решение утилизирует возможности двух графических процессоров, работающих в массиве SLI. 

Одна

В архитектурном плане отличия от поколения GeForce 88XX (G92) состоят разве что только в частотах, а в остальном - полная аналогия. Соответственно, об унифицированной архитектуре такого GPU в сотый раз повторяться мы не будем - обо всем вы сможете узнать в нижеприведенных материалах: 

Технические характеристики флагманского ускорителя GeForce  9800 GX2 таковы: 

  • кодовое название чипа G92 (2хG92-450);
  • технологический процесс изготовления 65 нм;
  • количество транзисторов 2х754 млн;
  • частота работы ядра 600 МГц;
  • 256 (2x128) унифицированных процессора, работающих на частоте 1500 МГц;
  • 2x64 блоков текстурной фильтрации с поддержкой операций с плавающей запятой FP16 и FP32;
  • 2x64 блока записи в кадровый буфер (ROP);
  • ширина  шины памяти 2х256 бит;
  • объем видеопамяти 2x512 МВ типа GDDR3 с  частотой 2000 МГц DDR;
  • полоса пропускания памяти 2х64 GB/s;
  • аппаратная поддержка АРI Direct X 10, Shader Model 4, а также OpenGL 2.1;
  • поддерживаемый интерфейс шины PCI-Express  x16 rev 2.0;
  • возможность организации массива из двух видеокарт (NVIDIA  SLI);
  • аппаратное декодирование видео PureVideo;
  • аппаратное декодирование видео высокой четкости PureVideo HD;
  • интерфейсы 2x DVI Dual Link, HDMI, HDTV;
  • интегрированная в ядро поддержка TV-выхода. 

В целом ничего нового и интересного. Все это типичные характеристики стандартной 8800 GTS (за исключением частот, естественно).   

Одна

Новинка полностью поддерживает все технологические изыски прошлых поколений карт на основе унифицированной архитектуры. Однако без чего-то свеженького не обошлось.

В заявленных характеристиках эталонной GeForce 9800 GX2 фигурирует информация о поддержке платой технологии HybridPower. 

Одна

Суть ее, говоря коротко, заключается в "умном" распределении ресурсов видеоподсистемы между внешней видеокартой и встроенным в материнскую плату графическим ядром. Работает это достаточно просто: для прорисовки обыкновенной 2D-картинки полностью утилизируются возможности встроенного в материнскую плату GPU, а внешние платы переводятся в режим "сна" или вовсе отключаются. Далее при активизации в системе 3D-приложения в ход идет уже внешняя видеокарта (в частности, 9800 GX2), которая и будет полностью отвечать за результирующий показатель FPS и прорисовку картинки.  

Не стоит также забывать, что HybridPower должна поддерживать не только ваша видеокарта, но и материнская плата.  

Одна

Помимо прочего, GeForce 9800 GX2 поддерживает обновленную версию технологии SLI, которая теперь позволит легко обеспечить согласованную работу до четырех графических процессоров или двух 9800 GX2.  

На этом с теоретическими данными по GeForce 9800 GX2 покончим, а на очереди у нас анализ ценовых предложений и характеристики тестируемых плат.  

PowerColor Radeon HD 3870 X2 и Inno3D GeForce 9800 GX2: технические характеристики, стоимость 

Для удобства все показатели сведем в таблицу: 

Видеокарта

NVIDIA GeForce 9800 GTX

NVIDIA GeForce 8800 GTS

NVIDIA GeForce 9800 GX2

AMD Radeon HD 3870 X2

AMD Radeon HD 3870

Наименование чипа

G92

G92

G92

R680

R670

Официальный анонс

Апрель 2008

Декабрь 2007

Март 2008

Апрель 2008

Ноябрь 2007

Техпроцесс

65 нм

65 нм

65

55 нм

55 нм

Количество транзисторов

754 млн

754 млн

754 млн

666 млн

666 млн

Тактовые частоты чипа, МГц

675

 

650

 

600

825

775

Тактовые частоты шейдерного домена, МГц

1688

1625

1500

825

775

Эффективная частота памяти, МГц

2200

 

1940

 

2000

1800

2250

Максимальная пропускная способность памяти, GB/s

70.4

64

2х64

2x57,6

72

Объем и тип используемой памяти

512 МB GDDR3

512 МB GDDR3

2х512 МB GDDR3

2х512 МВ GDDR4

 

512 МВ/ 1 GB GDDR4

 

Количество универсальных процессоров

128

128

2х128

2х320

320

TMU (текстурные блоки)

64

64

2х64

16

16

ROP (пикс/такт)

16

 

16

 

2х16

2х16

16

Филлрейт, теоретический (Mpix)

10800

10400

2х9600

2х13200

12400

Тексельрейт, теоретический (Mtexels)

43200

41600

2х38000

2х13200

12400

Полноэкранное сглаживание

MSAA 2х, 4х, 8х

CSAA 2x-16x

 

MSAA 2х, 4х, 8х

CSAA 2x-16x

 

MSAA 2х, 4х, 8х

CSAA 2x-16x

MSAA 2х, 4х, 8х

и CFAA до 24x

MSAA 2х, 4х, 8х

и CFAA до 24x

 

Анизотропная фильтрация (AF)

2х, 4х, 8х, 16х       

2х, 4х, 8х, 16х  

2х, 4х, 8х, 16х

2х, 4х, 8х, 16х        

2х, 4х, 8х, 16х       

Ширина шины памяти, бит

 

256

256

2х256

256

256

Интерфейс

PCI-E х16 v2.0

PCI-E х16 v2.0

PCI-E х16 v2.0

PCI-E х16 v1.0

PCI-E х16 v2.0

Версия DirectX

 

10

10

10

10.1

10.1

Версия вершинных шейдеров

4.0

4.0

4.0

4.1

4.1

Версия пиксельных шейдеров

4.0

4.0

4.0

4.1

4.1

 

Разъемы

TV-Out

2 x DVI Dual Link

HDTV

TV-Out

2 x DVI Dual Link

HDTV

2 x DVI Dual Link,

HDMI

TV-Out

2 x DVI Dual Link

HDTV

TV-Out

2 x DVI Dual Link

HDTV

Ориентировочная стоимость**

$410

$340

$750

$560

$210

*Количество пиксельных и вершинных конвейеров соответственно.

**По ценам kosht.com на день подготовки статьи.

Рекомендуемая производителем стоимость Radeon HD 3870 X2  установлена на уровне $450. Пожалуй, для весьма сложной, с точки зрения элементной базы двухчиповой платы, ценник весьма привлекательный, только бы производительность не подкачала.

Привычное дело, первое время на рынке присутствует засилье плат на базе референсного дизайна HD 3870 X2, ну а со временем на прилавки магазинов начинают поступать ускорители с альтернативными системами охлаждения и даже PCB. Сегодня же мы будем разбираться пока только с типичной Radeon HD 3870 X2 в исполнении PowerColor, а в дальнейшем обязательно затронем и модификации такого класса карт.

А вот GeForce 9800 GX2 призвана уже заполнить ценовую нишу $600-650. Навскидку, ссылаясь только на технические характеристики, такой ценовой показатель можно считать адекватным. Пожалуй, рассчитывать на скорое появление отличных от референсных плат 9800 GX2 не стоит – ее сложность изготовления,  с технологической точки зрения, очень высока, а какие-либо коррекции PCB/кулера со стороны партнеров NVIDIA не столь массового продукта – практически пустая трата времени и средств.  

Итак, настало время изучения непосредственно реальных семплов видеокарт.



Плата PowerColor Radeon HD 3870 X2: дизайн PCB, система охлаждения, комплект поставки 

Перед инженерами AMD стояла сложнейшая задача – уместить на одной плате два независимых графических процессора со всей соответствующей обвязкой и при всем этом сохранить габаритные размеры печатной платы на приемлемом уровне. 

Одна

Одна

Одна

И, тем не менее, карта получилась немаленькой, с приличным весом (за счет массивного кулера) и двухэтажной системой охлаждения.  

Одна

Одна

Одна

Длина видеокарты Radeon HD 3870 X2 составляет 270 мм, что полностью соответствует таковой NVIDIA GeForce 8800 GTX. Поэтому при покупке платы это нужно обязательно учитывать и заранее предусмотреть хороший и просторный корпус.   

Одна

Одна

Итак, помимо типичных графических процессоров RV670, плата имеет на борту специальный чип PLX PEX 8548, призванный обеспечить согласованную работу двух GPU по технологии CrossFire.  

Одна

Немного огорчает тот факт, что микросхема поддерживает до 48 линий PCI-E версии 1.1. Получается, что даже, несмотря на поддержку чипами RV670 шины PCI-E 2.0, видеокарта будет работать, используя возможности старого PCI-E 1.1.

В дальнейшем, по возможности, мы постараемся выяснить, насколько же быстрее PCI-E 2.0 относительно PCI-E 1.1, дабы с уверенностью  констатировать факт о реальных (а не "бумажных") преимуществах новейшего интерфейса.  

Одна

Одна

Частоты установленных графических процессоров полностью соответствуют референсным для Radeon HD 3870 X2 – 825 МГц.  

Что же касается микросхем памяти, то они расположились зеркально, с обеих сторон видеокарты. Это немудрено, ведь чипы просто физически не уместились бы с лицевой стороны ускорителя. 

Одна

 

Тип используемой памяти GDDR3 SDRAM. Производитель использовал по 8 чипов (32 МВ каждая) для каждого GPU, что в итоге дает суммарный объем 2х512 МВ. Чипы производства Samsung со временем выборки 1.0 нс (соответствует частоте работы 1000 (2000) МГц), однако память функционирует на заниженных частотах относительно номинала – 900 (1800) МГц. Нечто подобное мы уже видели в случае Radeon HD 2900 XT, правда, тогда аналогичная память работала на еще более заниженных частотах. Рискнем предположить, что умышленное снижение частот позволит не только снизить максимальный нагрев микросхем, тем самым положительно влияя на общий температурный режим платы в целом, но и дополнительно увеличить "запас прочности" видеокарты. 

Чтобы полностью удовлетворить энергетические потребности видеокарты, к ней потребуется подключить один 6-контактный разъем и один 8-контактный. Но не пугайтесь, так как если в наличии нет 8-пинового, можно смело использовать 6-контактный. Но здесь тогда появляется одно "но", которое заключается в том, что функции разгона и мониторинга температуры средствами драйвера в Catalyst Control Center окажутся недоступными. Сейчас при наличии на просторах Интернета огромного выбора утилит по "твикингу" видеокарт AMD эта особенность абсолютно никого не должна пугать.



Теперь пару слов о системе охлаждения.  

Одна

Одна

Нечто подобное мы уже наблюдали на HD 2900 XT. Кулер представляет собой огромный закрытый кожухом радиатор, через который продувается воздух и выносится за пределы системного блока.    

Одна

В целом вся конструкция состоит из трех основных частей: алюминиевого каркаса и двух небольших радиаторов, контактирующих непосредственно с GPU. Обратите внимание: материалы радиаторов GPU различны. Логика инженеров в таком случае понятна: тот, что находится ближе к турбине, получает свежий воздух, поэтому его можно либо упростить или же сделать алюминиевым. Второму же радиатору уже достается нагретый воздух, поэтому он должен обеспечивать большую эффективность, чем первый, для этого производитель использует уже медь.    

Одна

Одна

Качество обработки оснований хорошее, однако полировка (как в  качестве доработки) ему все же не помешала бы.  

Для крепления каждого радиатора с обратной стороны платы используется специальная стальная пластина, создающая напряжение противоположно прижимной силе кулера, тем самым устраняется проблема выгибания платы и неравномерного прижима.    

За принудительную циркуляцию воздушных масс отвечает радиальный вентилятор, который подсоединяется к плате посредством четырехконтактного разъема и крепится на каркасе кулера. Обороты лопастей кулера регулируются в зависимости от температуры GPU.  

Одна

Одна

Охлаждением видеопамяти ускорителя на лицевой стороне  занимается "каркас" радиатора системы охлаждения, где в качестве термоинтерфейса применяются прокладки-липучки, пропитанные специальным составом. Для охлаждения же видеопамяти на обратной стороне видеоадаптера применяется специальная алюминиевая планка, окрашенная в черный цвет. Причем ее целевое назначение заключается не только в охлаждении чипов, но и в надежном закреплении системы охлаждения - получается, что видеоадаптер сжимается с двух сторон (своеобразный "бутерброд"): с одной – массивный кулер, а с другой – прижимная планка.   

Разъемы для вывода изображения на внешние источники вполне стандартны - 2x Dual Link DVI и универсальный девятиконтактный интерфейс.  

Одна

Один из выходов DVI-I также может обеспечить вывод многоканального звука через интерфейс HDMI, для чего необходимо использовать специальный переходник, поставляемый в комплекте. 

Что ж, напоследок осталось лишь рассмотреть комплект поставки видеокарты.  

Одна

Бокс, в который упакована плата, оформлен в традиционной для PowerColor стилистике. Коробка вертикальной компоновки, имеет она небольшие габаритные размеры.

Внутри, среди картонных прокладок, достаточно тесно уместилось следующее содержимое:  

  • PowerColor Radeon HD 3870 X2;
  • руководство пользователя;
  • CD с драйверами и утилитами;
  • два переходника DVI-I на D-SUB;
  • два переходника Molex на 6-пиновый PCI Express;
  • специальный переходник с DVI на HDMI с поддержкой передачи звука;
  • переходник S-Video ->компонентный;
  • мостик для реализации работы двух карт в режиме CrossFire.

Комплектация, в  принципе, неплохая, пожалуй, из минусов отметим отсутствие переходника для 8-пинового разъема питания, который  рекомендуется использовать для дополнительной подпитки платы. 

Что ж, на этом разбор "полетов" относительно PowerColor Radeon HD 3870 X2 закончим и перейдем к нашему второму участнику, видеокарте GeForce 9800 GX2.



Видеокарта Inno3D GeForce 9800 GX2: дизайн платы, система охлаждения, комплект поставки 

К сожалению, разместить два GPU на одной PCB - задача весьма сложная и может встретить ряд технических трудностей на пути к реализации, разрешить которые без значительного увеличения габаритных размеров платы и количества элементов просто не получится. NVIDIA не стала "изобретать велосипед" вроде 3870 X2, а использует уже давно проверенную схему формирования мультичиповых карт (вспомним 7950 GX2) - это две физически одинаковые PCB, соединенные в одно графическое решение.   

Одна

Однако на этот раз производитель подошел к проектированию конструкции и системы охлаждения новейшего двухчипового монстра уже более кропотливо и продуманно, учитывая все прошлые технологические ошибки и недочеты.   

Одна

Одна

По своей конструкции и элементной базе PCB каждой платы мало чем отличается от таковой 8800 GTS/9800 GTX. Исключение составляют лишь  вырезы на хвостовой части печатной платы, служащие для всасывания воздуха системой охлаждения. О кулере мы поговорим ниже, а пока пару слов о самой плате в целом.    

Длина видеокарты GeForce 9800 GX2 составляет 270 мм, что полностью соответствует типичной NVIDIA GeForce 8800 GTX. Толщина конструкции видеокарты неизменна по всей длине и равна 30 мм, поэтому на материнской плате ниже разъема PCE-16x не должно быть сильно выступающих элементов и разъемов, иначе карта просто физически не "встанет". 

Для дополнительной подпитки видеокарты используется один 6-контактный разъем и один 8-контактный. Внимание! Плата не будет работать от двух 6-пиновых разъемов, для нее обязательно включение 8-пинового коннектора. Поэтому если у вас БП старый и нет такого интерфейса, то стоит предварительно позаботиться о переходнике 8-pin-> molex.  

Одна

Помимо прочего, данные платы также оснащаются разъемом, предназначенным для передачи звука  от аудиокарты посредством специального кабеля на разъем HDMI.  

Одна

Одна

Теперь пару слов о "начинке". Частоты установленных графических процессоров полностью соответствуют референсным для GeForce 9800 GX2 – 600 МГц, а микросхем памяти – 1000 (2000) МГц. Тип используемых чипов - GDDR3 SDRAM. Производитель использовал по 8 микросхем (32 МВ каждая) для каждого GPU, что в итоге дает суммарный объем 2х512 МВ=1024 МВ. Чипы производства Samsung со временем выборки 0.8 нс (соответствует частоте работы 1250 (2500) МГц), однако память функционирует на заниженных относительно номинала частотах – 1000 (2000) МГц. Такой тактический подход, как понижение частот чипов, позволит снизить максимальный нагрев микросхем, что в свою очередь скажется положительно на общем температурном режиме платы в целом.  

Отдельно поговорим о системе охлаждения. 

Одна

Одна

На этот раз NVIDIA приготовила нечто особенное.  

Одна

Весь наружный кожух платы сделан из металла, а две PCB размещены вдоль наружных стенок этой конструкции, две составляющие видеокарту платы развернуты во внутрь, то есть чипами памяти и GPU друг к другу лицом.   

В хвостовой части платы размещена турбина, непосредственно всасывающая, как мы упоминали выше, воздух через отверстия в PCB видеокарты и ребристый кожух каркаса конструкции системы охлаждения.   

Одна

Одна

Одна

Воздух продувается кулером внутри всей конструкции и выводится через технологические отверстия, находящиеся в хвостовой и боковой частях видеокарты. Логика разработчиков, в принципе, понятна – вентиляционных отверстий, которые  располагаются рядом с разъемами, будет просто недостаточно, поэтому пришлось использовать боковую сторону платы, что скажется негативно на тепловом режиме компьютера. Горячий воздух теперь не будет  полностью выдуваться за пределы корпуса, как у одночиповых собратьев, а циркулировать внутри его, а зная, что нрав GeForce 9800 GX2 достаточно "пылкий" (см. соответствующий раздел), то, пожалуй, без наличия дополнительных средств охлаждения системного блока не обойтись, не говоря уже о размерах самого корпуса. 

Разъемы для вывода изображения на внешние источники вполне стандартны - 2x Dual Link DVI и разъем HDMI. Один из выходов DVI-I также может обеспечить вывод многоканального звука через интерфейс HDMI, для чего необходимо использовать специальный переходник, поставляемый в комплекте. 

Ах да, мы забыли сказать пару слов о комплекте. 

Одна

Девайс упакован в огромный и увесистый бокс с ручкой. Внутри в специальном отсеке (в поролоновой нише) лежит видеокарта, а остальные "запчасти" (переходники, кабеля) уложены в прямоугольную картонную коробочку.

Одна

Одна

Внутри бокса, помимо самой видеокарты Inno3D GeForce 9800 GX2, было обнаружено:  

  • руководство пользователя;
  • CD с драйверами и утилитами;
  • CD с полной версией игры G.R.A.W. 2;
  • переходник DVI-I на D-SUB;
  • переходник Molex на 6-пиновый PCI Express;
  • аудиокабель для передачи звука на HDMI. 

Комплектация для такого класса карт, пожалуй, бедновата, впрочем, каждому свое, но мы считаем, что у продукта подобной стоимости набор дополнительных "приятностей" должен быть еще более обширным.

Но это только из разряда придирок, а вот из явных минусов отметим отсутствие переходника для 8-пинового разъема питания, без которого плата просто-напросто не будет работать. В принципе, такой явный недостаток комплекта не коснется лишь владельцев самых современных БП – там нужный разъем обязательно присутствует. 

Итак, с GeForce 9800 GX2 покончено, настало время проверить ускорители в деле.



Температурный режим, разгон, уровень энергопотребления исследуемых плат 

Для мониторинга тепловых показателей ускорителя воспользуемся утилитой RivaTuner 2.09. Для большей наглядности все данные сведем в соответствующую таблицу: 

Наименование видеокарты

PowerColor Radeon

HD 3870 X2 2x512 MB

Inno3D GeForce 9800 GX2 2x512 MB

Условия тестирования

Открытый стенд

Температура окружающего воздуха

20 С

22 С

Температурные показатели, режим простоя (2D)

Графический процессор, макс. значение, (GPU CORE 1)

60-61 C (график)

59 C (график)

Графический процессор, макс. значение, (GPU CORE 2)

41-42 C (график)

60 C (график)

Температурные показатели, (3D)

Графический процессор, макс. значение, (GPU CORE 1)

82-83 C (график)

79-80 C (график)

Графический процессор, макс. значение, (GPU CORE 2)

61-62 C (график)

81-82 C (график)

Температура внешних элементов видеокарты**

Радиатор GPU, C

54.5

58

Радиатор охлаждения памяти (оборотная сторона платы)

44

 

-

*Измерено с помощью цифрового термометра Mastech MS-6501. С методикой измерений можно ознакомиться здесь:

Radeon HD 3870 X2

Применение различных материалов для радиаторов GPU сыграло злую шутку с эффективностью охлаждения. Температура ядер различается примерно на 20 С! В режиме максимальной нагрузки она и вовсе приближается к критическим значениям.  Конструктивные недочеты разработчиков здесь явно налицо, впрочем, уже в следующих ревизиях видеокарт используется два медных радиатора, и такой сумасшедшей разницы температур не наблюдается.

Шум системы охлаждения можно охарактеризовать как умеренный, правда, в данном случае производитель пожертвовал ради этого температурным режимом платы (см. графики).

GeForce 9800 GX2

Шум турбины в режиме 3D небольшой, субъективно он тише, чем таковой от 3870 X2. Из минусов опять-таки отметим высокий нагрев видеокарты. 

Сам корпус платы во время работы весьма горячий, поэтому к нему лучше не прикасаться.

А теперь, как всегда, разгон, показатели которого мы сведем в соответствующие таблицы:

PowerColor Radeon HD 3870 X2

Подсистема

GPU 1

GPU 2

Память

Номинальные частоты

825

825

1800

Частоты, полученные разгоном

837

844

1944

Прирост

1.4%

2.2%

8%

Температурные показатели (3D)

 

Температура окружающего воздуха

19 С

Максимальная  температура GPU Core 1

84

Максимальная  температура GPU Core 2

64

Радиатор GPU

57

Измерено с помощью цифрового градусника Mastech MS-6501. С методикой измерений можно ознакомиться здесь:

Разгон на поверку оказался слабоват, в особенности по чипу. С такими показателями  надеяться на большой прирост производительности  не приходится. Рабочая температура GPU поднялась совсем незначительно за счет увеличения числа оборотов турбины.

Inno3D GeForce 9800 GX2

Подсистема

GPU

Память

Шейдерный домен

Номинальные частоты

600

2000

1500

Частоты, полученные разгоном

729

2200

1836

Прирост

21.5%

10%

22.4%

Температурные показатели (3D)

 

Температура окружающего воздуха

22 С

Максимальная  температура GPU Core 1

85

Максимальная  температура GPU Core 2

84

Радиатор GPU

66

Совсем иная картина - показатели разгона совсем неплохи для двухчипового решения. И это неудивительно, ведь GPU, применяемые на GeForce 9800 GX2, -  это G92, которые, как мы знаем, весьма неплохо разгоняются. Температура в режиме максимальной нагрузки поднялась совсем незначительно (7-8 градусов), а вот турбина ощутимо прибавила свои обороты.

Но не стоит забывать, что данный результат получен на открытом стенде при температуре воздуха около 20.5 С.

Для исследования энергопотребления видеокарты воспользуемся нашей стандартной методикой тестирования.

Мультичиповые решения, с точки зрения энергопотребления, не так уж и страшны, как казались на первый взгляд. По своим показателям они могут спокойно конкурировать с одночиповыми картами прошлого поколения.

Конфигурация тестового стенда, список тестовых приложений и настроек

Конфигурация тестового стенда:

Материнская плата

Asus P5B Deluxe (P965)

Процессор

Intel Core 2 Quad QX6700  2.66 ГГц, разогнанный до 3.2 ГГц (266x12)

Память

Kingston HyperX PC-6400 DDR II (2x1 GB, CL3-3-3-10), 2.3 В

Винчестер

Seagate ST3320620AS 320 GB (Serial ATA II, буфер 16 MB

Блок питания

Floston LXPW 560 Вт

Монитор

Compaq P1210 (22", максимальное разрешение 2048х1536@75 Гц)

Операционная система (тесты DX9)

Microsoft Windows XP Pro SP2, DirectX 9.0c (сборка март 2007-го)

Операционная система (тесты DX10)

Microsoft Windows Vista Ultimate 32 bit, DirectX 10 (сборка март 2007-го)

Драйвера для видеокарт NVIDIA

GeForce 174.74 для Windows XP SP3

GeForce 174.74  для Windows Vista SP1

Драйвера для видеокарт AMD

ATI Catalyst 8.3 для Windows XP  и Windows Vista

В тестировании, помимо PowerColor Radeon HD 3870 X2 и Inno3D  GeForce 9800 GX2, также принимали участие: 

  • NVIDIA GeForce 9800 GTX 512 MB 675/2200 МГц;
  • AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц. 

Во время тестирования использовались следующие настройки драйверов: 

Для GeForce 174.74: 

  • texture filtering - high quality;
  • vertical sync – off;
  • anisotropic optimization – off;
  • anisotropic sample optimization – off;
  • transparency antialiasing – off.

Для AMD Catalyst 8.3:

  • Catalyst A.I – standard;
  • mipmap detail level - high quality;
  • wait for vertical refresh – off;
  • adaptive antialiasing – off;
  • temporal antialiasing - off ;
  • high quality anisotropic filtering – off.

Все остальные настройки – по умолчанию.

Анализ  производительности проводился в трех стандартных для нашей методики разрешениях: 1024x768, 1280х1024 и 1920х1080 пикселей.

Измерение производительности осуществлялось встроенными в игру бенчмарками, а при их отсутствии - утилитой FRAPS на специально подобранных, простых для повторения сценах. Прогон тестов (для замеров при помощи FRAPS) осуществлялся минимум три раза, чтобы исключить случайные погрешности экспериментов. (Более подробно о наших методиках мы обязательно напишем в наших следующих материалах).

В качестве тестовых приложений использовались следующие приложения и настройки:

  1. Тестирование в среде  API DirectX 9:

Приложение

Версия

API

Настройки качества

Антиалиасинг

Анизотропная фильтрация

3DMark06

1.02

DirectX 9.0c

Trilinear Texture Filtering

FSAA 4x

x16

Colin McRae Rally: Dirt

1.0

DirectX 9.0c

Max. Quality

-

-

Crysis

1.2

DirectX 9.0c

High Quality

-

-

Gothic 3

1.12

DirectX 9.0c

Max. Quality

-

x16

Ghost Recon Advanced Warfighter 2

1.0

DirectX 9.0c

Max. Quality

FSAA 4x

x16

Prey

1.3

OpenGL

Max. Quality

FSAA 4x

x16

Splinter Cell 3 Chaos Theory

1.05

DirectX 9.0c

Max. Quality, HDR ON, Parallax Mapping ON

FSAA 4x

x16

S.T.A.L.K.E.R.

1.005

DirectX 9.0c

Max Quality, Dynamic Light On

-

x16

Tomb Raider: Legend

1.2

DirectX 9.0c

Max. Quality,  NGC ON.

FSAA 4x

x16

  1. Тестирование в среде API DirectX 10:

Приложение

Версия

API

Настройки качества

Антиалиасинг

Анизотропная фильтрация

3DMark Vantage

1.0

DirectX 10

Performance

-

-

Extreme

FSAA 4x

x16

Bioshock

1.0

DirectX 10

Max. Quality

-

x16

Company Of Heroes 

1.7.1

DirectX 10

Max. Quality

FSAA 4x

x16

Call Of Juarez Benchmark

1.3.0.1

DirectX 10

Max. Quality

-

-

Crysis

1.2.1

DirectX 10

Very High Quality

-

-

World In Conflict

1.0

DirectX 10

Maximum Quality

 

 



 

3DMark06 v1.02

Жанр

-

Разработчик

FutureMark

Движок

-

Основные технологические особенности

DirectX 9.0, SM 3.0.

Описание

-

Статьи по теме

3Dmark 2006: будущее уже наступило

Одна Одна 

Одна

Одна

Одна

Одна

Одна

Одна 

Colin McRae Rally: Dirt 

Жанр

Гоночный симулятор

Разработчик

Codemasters Studios

Графический движок

Neon

Основные технологические особенности

Высокачественные мягкие тени, HDR-рендеринг, фильтры постобработки, пиксельные и вершинные шейдеры версий 3.0

Сайт игры

Открыть

Описание

-

 
 Одна Одна

Одна

Ghost Recon Advanced Warfighter 2

Жанр

Тактический шутер/Экшн

Разработчик

Ubisoft

Графический движок

GRIN Diesel Engine 7

Основные технологические особенности

DirectX 9, SM 3.0, HDR-рендеринг

Сайт игры

Открыть

Статьи по теме

 

Одна Одна

Одна

 

Crysis v1.2 

Жанр

3D-экшен от первого лица

Разработчик

Crytek

Графический движок

CryENGINE2

Основные технологические особенности

DirectX 10, SM 4.0, Real Time Ambient Maps, Subsurface Scattering и др.

Сайт игры

Открыть

Статьи по теме

Crysis: тестирование 14 видеокарт в игре

Одна  Одна

Одна

 

Gothic 3

Жанр

RPG

Разработчик

Pluto 13

Графический движок

Gamebryo

Основные технологические особенности

DirectX 9.0c, SM 3.0

Сайт игры

Открыть

Статьи по теме

Gothic 3. Бог троицу любит?

Одна Одна

Одна

Prey 

Жанр

3D-шутер от первого лица

Разработчик

Human Head Studios

Графический движок

Модифицированный Doom 3

Основные технологические особенности

 

API OpenGL; Parallax mapping.

Сайт игры

Открыть

Статьи по теме

Технологии в игре Prey, или итог двух пятилеток.

Одна Одна

Одна

Splinter Cell 3: Chaos Theory 

Жанр

Cтелс-экшен от третьего лица

Разработчик

Ubisoft

Графический движок

SCX Engine (сильно модифицированный Unreal Engine 2.5)

Основные технологические особенности

Параллаксмаппинг, высококачественные мягкие тени, HDR рендеринг, фильтры постобработки (motion blur, distortion, noise и т.д.), пиксельные и вершинные шейдеры версий 3.0.

Сайт игры

Открыть

Описание

-

Одна Одна

Одна

S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl 

Жанр

3D-шутер от первого лица

Разработчик

GSC Game World

Графический движок

X-Ray

Основные технологические особенности

Параллаксмаппинг, высококачественные мягкие тени, HDR-рендеринг, пиксельные и вершинные шейдеры версий 3.0

Сайт игры

Открыть

Статьи по теме

"Графические технологии в игре S.T.A.L.K.E.R."

Одна Одна

Одна

Tomb Raider: Legend

Жанр

3D Action Adventure

Разработчик

Crystal Dynamics

Графический движок

-

Основные технологические особенности

Пиксельные шейдеры версий 1.1, 2.0 и 3.0, фильтры постобработки (motion blur, distortion, noise и т.д.)

Сайт игры

Открыть

Описание

-

Одна Одна

Одна

World In Conflict

Жанр

Стратегия в реальном времени

Разработчик

Massive Entertainment

Графический движок

Masstech Game Engine

Основные технологические особенности

DirectX 9, SM 3.0

Сайт игры

Открыть

Описание

-

Одна Одна

Одна

По результатам тестов отчетливо видно, что с некоторыми приложениями у мультичиповых конфигураций наблюдаются проблемы. Так, Radeon HD 3870 X2 демонстрирует аномально низкие результаты производительности в таких приложениях, как World In Conflict, Tomb Raider: Legend. По-видимому, виной всему являются явные проблемы в драйверах, иного объяснения такого поведения ускорителя просто нет. 

У GeForce 9800 GX2 проблем меньше, явных провальных "мест" практически нет, разве что только Gothic 3 и GRAW 2. Но тут мы уже, пожалуй, склоняемся к "невнятной" поддержке SLI/Crossfire конфигураций данными играми, так как должного показателя масштабируемости относительно производительности нет и у Radeon HD 3870 X2. Впрочем, не исключено, что это и проблемы драйверов. В любом случае это требует дополнительных разбирательств и тестов, к чему мы обязательно коснемся в последующих материалах, а сейчас на очереди второй тестовый блок - игры на базе API DX10.



3DMark Vantage 

Жанр

-

Разработчик

FutureMark (http://www.futuremark.com/)

Движок

-

Основные технологические особенности

 

DirectX10, SM 4.0

Описание

-

Статьи по теме

-

Одна  Одна

Одна

Bioshock 

Жанр

3D-шутер от первого лица

Разработчик

Irrational Games

Графический движок

Vengeance 2

Основные технологические особенности

API Direct3D 10, SM 4.0, параллаксмаппинг, высокачественные мягкие тени, HDR рендеринг, фильтры постобработки (motion blur, distortion, noise и т.д.), физический движок Havoc 3.0.

Сайт игры

Открыть

Статьи по теме

Bioshock, или Unreal Engine 3 идет в массы: тестирование 11 видеокарт в игре

 Одна Одна

Одна  

Call Of Juarez Benchmark DX10

Жанр

-

Разработчик

Techland

Графический движок

-

Основные технологические особенности

API Direct3D 10, HDR рендеринг, высокачественные мягкие тени,пиксельные и вершинные шейдеры версий 3.0;

Сайт игры

-

Описание

-

Одна Одна 

Одна

 

Company Of Heroes Opposing Fronts

Жанр

Стратегия в реальном времени

Разработчик

Relic Entertainment

Графический движок

Essence Engine

Основные технологические особенности

API Direct3D 10, SM 4.0, попиксельное освещение, физический движок Havoc 3.0

Сайт игры

Открыть

Описание

-

Одна Одна  

Одна 

Crysis

Жанр

3D-экшен от первого лица

Разработчик

Crytek

Графический движок

CryENGINE2

Основные технологические особенности

DirectX 10, SM 4.0, Real Time Ambient Maps, Subsurface Scattering и др.

Сайт игры

Открыть

Статьи по теме

Crysis: тестирование 14 видеокарт в игре

Одна Одна

Одна 

World In Conflict 

Жанр

Стратегия в реальном времени

Разработчик

Massive Entertainment

Графический движок

Masstech Game Engine

Основные технологические особенности

DirectX 10, SM 4.0, HDR-рендеринг

Сайт игры

Открыть

Описание

-

Одна Одна

Одна 

Уже на основе тестов DX9 стали подтверждаться наши опасения относительно "ахиллесовой пяты" мультичиповых плат – правильная работа технологии Crossfire/SLI (с соответствующей степенью масштабируемости) происходит не во всех приложениях, в результате чего на деле имеем практически идентичную или слегка большую производительность относительно одночиповых собратьев.   

Не обошлось без проблем и во втором нашем тестовом блоке. В приложении World In Conflict обе тестируемые видеокарты не демонстрируют должного прироста производительности.

Company Of Heroes Opposing Fronts свидетельствует о явных проблемах в драйверах 3870 X2. 

А теперь настало время подвести финальный итог. 

Выводы 

AMD Radeon НD 3870 X2 

Продукт оставил после себя двойственное впечатление. Обо всем по порядку. 

В архитектурном плане Radeon НD 3870 X2 ничем не  отличается от своего одночипового собрата Radeon НD 3870, а это значит, что к сильным сторонам ускорителя можно отнести огромное количество универсальных процессоров, высокую эффективность работы со сложными геометрическими объектами и шейдерными программами, поддержку DirectX 10.1.

С технической точки зрения, у Radeon НD 3870 X2 также дела обстоят неплохо. Ускоритель имеет в своем активе продуманную систему охлаждения (за исключением недочета радиаторов GPU) с приемлемым уровнем шума, а также небольшие габаритные размеры (для двухчипововой платы, естественно).

Наконец, производительность – а вот здесь имеется уже несколько неприятных моментов. Как мы уже упоминали выше, вычислительная мощь мультичиповых плат во многом зависит от драйверов и соответствующей оптимизации приложений под многоядерный рендеринг. Практически любая современная игра не обходится без поддержки технологий SLI/Crossfire, а вот разработчики драйверов могут запросто не справляться со своей основной задачей – оптимизацией драйверов для соответствующих приложений. На практике из этого вытекает, что multi-GPU видеокарта может показывать превосходную производительность только в популярных бенчмарках и играх, а в менее ходовых могут наблюдаться проблемы, с чем мы, собственно говоря, уже и столкнулись в нашей тестовой подборке. Пожалуй, со временем у разработчиков обязательно дойдут руки до менее распространенных приложений, один лишь вопрос: когда?  

Вот и получается, что прекрасно оснащенную в техническом плане видеокарту могут запросто загубить драйвера...

Но не будем о плохом, ведь видеокарта Radeon НD 3870 X2 получилась весьма неплохая, а ее отставание от GeForce 9800 GX2 с лихвой компенсируется более меньшим ценником.  

Вердикт, безусловно, не окончательный, и со временем мы обязательно протестируем Radeon НD 3870 X2 снова, применив более расширенный тестовый инструментарий и новейшие драйвера, ведь со временем картина может измениться в любую сторону. 

PowerColor Radeon HD 3870 X2 

Плата полностью стандартного исполнения, посему все вышесказанное можно смело приписывать к данному экземпляру. В остальном же приоритеты покупки той или иной видеокарты типичного исполнения, конечно же, будут зависеть от комплекта, бонусов и цены.  

Плюсы: 

  • продвинутая архитектура;
  • полноценная поддержка DX10.1 и SM 4.1;
  • низкий уровень шума кулера. 

Минусы: 

  • повышенные требования к качеству драйверов (характерно для всех мультичиповых конфигураций);
  • отсутствие в комплекте переходника 8 пин;
  • недочеты в конструкции кулера – разные материалы на радиаторах GPU;
  • низкий разгонный потенциал (характерно для конкретного экземпляра);
  • большая масса видеокарты. 

NVIDIA GeForce 9800 GX2

В архитектурном плане видеокарта практически ничем новым похвастаться не может, все графические особенности, используемые в 9800 GX2, остались без изменений со времени появления 8800 GTS (G92). 

При проектировании конструкции данной платы NVIDIA действительно постаралась на славу. Все продумано до мельчайших особенностей: инженерам удалось создать кулер с небольшим уровнем шума, приемлемой производительностью и при всем этом не превысив рамок габаритных размеров стандартной 8800 GTX.   

Еще раз отметим, что multi-GPU видеокарты демонстрируют превосходную производительность только в основной массе популярных бенчмарков и игр (для которых в первую очередь оптимизируются драйвера), а в менее ходовых могут наблюдаться проблемы. Поэтому не стоит забывать, что мультичиповые карты имеют повышенные требования к качеству драйверов. 

На данный момент плата NVIDIA GeForce 9800 GX2 обладает самой высокой производительностью среди себе подобных, правда, и ценой тоже ;).  

Стоит ли овчинка выделки  – решать только вам, дорогие читатели, мы лишь можем указать на основные достоинства и недостатки тестируемых плат и, конечно же, огласить результаты тестов производительности, а окончательный вердикт каждый решит сам для себя.   

Inno3D GeForce 9800 GX2: 

Дизайн платы полностью соответствует референсному GeForce 9800 GX2, посему выбор в пользу того или иного бренда (из многообразия стандартных плат) практически полностью будет зависеть от бонусов, комплекта и цены.  

Плюсы: 

  • высокая производительность в DX10 приложениях;
  • сравнительно низкий шум системы охлаждения;
  • отличный разгонный потенциал. 

Минусы: 

  • повышенные требования к качеству драйверов (характерно для мультичиповых конфигураций);
  • отсутствие в комплекте переходника 8 пин;
  • недочеты в конструкции кулера – вынос тепла не за пределы корпуса;
  • большая масса видеокарты. 

Одна

Одна Благодарим компанию Intel за предоставленный для тестового стенда процессор. 

Одна Благодарим компанию Kinhston за предоставленные для тестового стенда модули  памяти.   

Одна Благодарим компанию Floston за предоставленный для тестового стенда блок питания. 

 Благодарим компанию PowerColor за предоставленную на тестирование видеокарту Radeon 3870 X2. 

Одна Благодарим компанию UltraPrice за предоставленные на тестирование карты GeForce 9800 GTX и GeForce 9800 GX2.