Реалистичность на полную катушку, или Обзор игрового руля Logitech G25 Racing Wheel
27.02.2008 00:05
Автор: Марина Камаева

Оказаться за рулем гоночного автомобиля? Легко. Разработчики игр не спят, да и "железячные" возможности тоже не стоят на месте - теперь хорошая графика и проработанная физика игр могут обеспечить очень неплохую реалистичность автосимуляторов. Стоит только чуть-чуть подключить воображение – и иногда можно полностью поверить в то, что ты находишься в водительском кресле, а не дома за монитором. Глаза видят красивую картинку, машина ведет себя так же норовисто, как и в жизни. Не хватает для того, чтобы полностью прочувствовать всю эту радость, только баранки в руках да ветра, свистящего в ушах. Впрочем, первую проблему можно решить, заменив клавиатуру на игровой руль. Хороший, с педалями, передающий характер машины. Все-таки одно дело – нажимать на кнопочки, а другое – надеть для полного антуража перчатки, слегка откинуть кресло, почти как в автомобилях, положить руки на крепкий руль, а ноги на педали и чувствовать под рукой коробку передач. Одна нога – на педали газа, другая – на сцеплении, взревел мотор, по телу пробежала легкая дрожь, под шинами хорошо чувствуется покрытие  – и понеслось. Есть среди игровых манипуляторов такие, о которых мечтают даже вполне взрослые люди. На сегодняшний день как раз таким и является Logitech G25 Racing Wheel.

Ну а теперь обратимся немного к истории "рулестроения". Как можно догадаться, приличных рулей на рынке далеко не так уж и много, а выпускаются новые модели редко (все-таки немножко экзотика). Поэтому если они получают признание, то это надолго. Долгое время первенство среди баранок держали модели Act Labs, но они сдали свои позиции, и теперь одними из уверенных лидеров стали рули Logitech. У этого производителя есть сразу несколько достойных внимания моделей - одни подороже, другие подешевле и попроще, но первое место среди всех бесспорно занимает G25 Racing Wheel. Эта модель наиболее доработана, отличается хорошим качеством и максимальным реализмом. Детской игрушкой его никак не назовешь – солидный металлический девайс, который по виду легко спутать с настоящей баранкой. И опять-таки еще один его плюс – полная комплектация. G25 – это не только приятный руль, но еще три хорошие педали и H-образная коробка передач (в то время как большинство наборов состоит из руля да двух педалей). За таким комплектом, пожалуй, действительно будет легко себя представить на месте пилота настоящей гоночной машины. Да и ощущения от реальной езды и компьютерной игры вместе с этой баранкой сравнимы – руль обладает хорошей обратной связью. Он обещает очень натурально вырываться из рук при заносах, дрожать, когда вы будете ехать по неровной поверхности – в общем, вести себя достаточно естественно.

На нашем рынке манипулятор "рулит" уже более года, причем многие ждали его появления в продаже с большим нетерпением. Ведь такие рули являются одними из фаворитов для любителей "покатушек", приближенных к реальным (вроде GTR, LFS, GTL, rFactor). И популярны рули в симуляторах не только потому, что ездить с ними просто приятно. Тут управление с помощью баранки несет в себе не только удовольствие, но и много практических бонусов в самой игре по сравнению с управлением с клавиатуры, геймпада или джойстика. Какие именно плюсы, спросят читатели, любящие конкретику? Трудно ответить на этот вопрос односложно, но вряд ли кому-то было бы удобно ездить в настоящей машине в реальной жизни с помощью клавиатуры. А в этих играх разработчики стремятся сделать максимально похожим на настоящее все – и дороги, и машины, и физику. И тут тонкое управление с помощью руля, хороший чувствительный и жесткий тормоз, газ и сцепление, удобная коробка передач с большим количеством скоростей очень пригодятся, если использовать их грамотно. А способность чувствовать каждой клеточкой свою машину, дорогу под ней, все заносы и виляния вообще открывает шикарные возможности для управления. Не говоря уже об удовольствии (оно само собой подразумевается). Конечно, в чем-то управлять с помощью руля и сложнее – появляются свои нюансы, тонкости. Но зато какой простор для любителей отточить свое мастерство! Если же говорить о впечатлениях от самой игры, то с баранкой она становится просто другой – в разы интереснее. Настолько увлекательнее, что после этого ездить кнопками многим и вовсе не захочется – не те ощущения, совсем не те, и сравнить нельзя.

Впрочем, мы говорим сейчас далеко не о "любом среднестатистическом руле". Все эти оптимистичные мысли навеяло нам общение с одним вполне конкретным рулем, лучшим в своем классе. Мечта, но уже доступная. Само собой, фавориты меняются, на рынок приходят новые модели, уходят старые, когда-то появится и что-то более хорошее, но на данный момент "живой легендой" является модель G25. Серьезных конкурентов в "доступном" ценовом диапазоне у него пока что нет и в ближайшее время не предвидится.

Комплектация

Хватит вокруг да около (барабанная дробь!): к нам прибыла небольшая (для рулей), но тяжелая коробка с девайсом, в которой обнаружились:

  • солидный металлический руль, затянутый в черную кожу;
  • педали (все 3 – сцепление, тормоз, газ);
  • коробка передач (и не просто коробка передач, а шестискоростная H-образная КПП с задним ходом);
  • блок питания; 
  • компакт-диски (с ПО и демо-версией игры RFactor); 
  • руководство пользователя (для ознакомления, кстати, рекомендуется).

Поизучаем саму коробку. Что "вкусного" нам обещают на ней еще?

  • 900 градусов свободного вращения баранки (для любителей перехватывать баранку);
  • Force feedback - обратная связь по усилию, которая "оживит" руль;
  • совместимость с ПК и PlayStation 2 (с PS 3, само собой тоже, хотя об этом и не написано).

Руль

Выглядит руль вполне серьезно – металл, черная кожа, пара красных кнопочек на спицах. Состоит он, по большому счету, из двух частей – черной "торпеды" корпуса, или базы, да самой баранки.

Реалистичность

Можно посмотреть на него поближе и с помощью видео.

Корпус базы, в которой прячутся двигатели, достаточно увесистый, но небольшой (в глубь стола уходит на сантиметров 16) – свободного места для установки много не потребует.

Реалистичность

Крепится к поверхности он с помощью двух струбцин по бокам, под столом крепление займет в высоту 4 см пространства и подойдет для любой столешницы толщиной до 3 см. Сначала, правда, нам показалось, что двух точек крепления для такой увесистой штуки маловато, но выяснилось, что держится он и на них очень надежно (видимо, благодаря удачному распределению веса и хорошим ступицам крепления). Так что волноваться, что он вырвется из рук или будет болтаться во время "руления" не стоит. Даже мощная обратная связь ему по плечу – стоит себе, хоть бы что, только слегка вибрирует. На основании базы есть еще два отверстия – предполагается, что с их помощью можно по желанию закрепить руль еще и на какие-нибудь дополнительные штыри (ну как же, все дружно берем в руки дрели и начинаем сверлить свои столы :) ). Впрочем, это уже на любителя повышенной надежности, нам показалось более чем достаточно и обычных винтов.  Подключаются все шнуры (от педалей, КПП и блока питания) к базе в нижней части и таким образом при установке прячутся под корпус – только провода сзади торчат. Чем это хорошо, да тем, что зафиксированы они хорошо, если случайно во время игры заденешь рукой провод или дернешь за него, то не отключатся.

Реалистичность

Реалистичность

Вторая часть руля, это собственно сама баранка - обод, спицы, подрулевые лепестки и кнопки.

Реалистичность

Хлипкой и игрушечной ее при всем желании не назовешь – она оставляет впечатление надежности и "неубиваемости". Спицы выполнены из нержавеющей стали, само "колесо", видимо, тоже, но оно сверху еще и вручную обшито кожей (судя по всему, натуральной, как настоящий хороший руль). Ощущение от этой оплетки очень приятное: она шероховатая, одновременно и не скользкая, и не прилипает к рукам (в отличие от резины), пальцы на руле не потеют. Как раз то, что нужно, чтобы легко перехватывать баранку и в то же время надежно держать ее в руках. Под кожей чувствуется крепкий твердый руль, на ободе с внутренней стороны есть слева и справа небольшие утолщения для более удобного захвата – тоже кстати. Обод не широкий, по форме без оплетки был бы, наверное, прямоугольным в сечении, но кожа сглаживает и закругляет его. По размерам руль средний: 21.5 см – внутренний диаметр и 27.5 см – внешний. Спицы у него три (две по бокам и одна снизу), а в центре руля  между ними находится черно-серебристый логотип Logitech. Вокруг логотипа есть шесть металлических винтов, которыми руль прикрепляется к пластмассовому основанию и соединяется с базой. На боковых спицах на 6.5 сантиметрах от центра находятся две красные кнопки. На них можно по своему усмотрению назначить те или иные команды. Нажимаются они большим пальцем достаточно удобно, особенно если у вас средняя по размеру рука. Снизу под рулем есть еще подрулевые лепестки – привычное дело для игровых рулей. По умолчанию они выполняют функцию шифтеров для изменения скорости, что достаточно удобно (многие предпочитают пользоваться ими вместо коробки передач – и быстрее, и руку отрывать от руля не нужно), но назначить на них можно почти любую функцию на свой вкус. Сами шифтеры тоже металлические, как и руль, 2 мм стали – это вам не шутка и не пластиковые кнопочки! По длине они около 10-10.5 см от центра, на внешнем крае расширяются "полумесяцем". Пальцы на них постоянно держать удобнее (средний и безымянный, к примеру), но можно и на ходу дотягиваться – и то, и другое достаточно удобно (по крайней мере, для все той же средней руки). Когда они нажимаются, то слышится легкий щелчок, как от клика хорошей мышки.

Проворачивается руль, по заявлению производителя, на 900 º - это целых 2.5 оборота. Как сказано, так оно и есть на самом деле – чуть больше целого оборота в одну и другую сторону. Само собой это обеспечивает хорошую плавность управления, поворотов, точность. Да и больше напоминает реальные формульные машины. Но с непривычки понравится это далеко не всем – чтобы быстро преодолеть уж очень крутой поворот, придется не раз перехватить руль. Впрочем, никто не говорит, что это единственный для баранки угол – его можно сделать и меньше, в пределах 40-900º. Для этого нужно только зайти в драйвера и выбрать удобную вам величину. Так что с этим уж точно проблем нет.



Обратная связь

Если крутить еще не подключенный руль, то вращается он достаточно легко. Но когда включаешь девайс, то автоматически происходит его калибровка, он с урчанием проворачивается в обе стороны до упора и занимает центральное положение. С этих пор, чтобы повернуть баранку, нужно будет уже приложить некоторое усилие. Дело в том, что теперь включена обратная связь, которая моделирует поведение реального руля. По ситуации в игре он иногда будет упираться, вырываться из рук, и проворачивать его будет тяжелее (на заносах, например), временами по нему будет проходить волна вибрации (как при езде по неровной дороге), а то и вовсе баранка нервно задергается (при врезании эффект на руле еще тот). Заодно по умолчанию он будет принимать центральное положение – сам возвращаться назад после выхода из поворота (очень удобная штука, которая немало экономит время водителя). Собственно об обратной связи мы сейчас и поговорим поподробнее, но сразу предупредим – если непривычно и не нравится, то эту "фишку" можно уменьшить или вообще отключить. Вообще, существуют три способа "оживить" руль – вибрация, ременной фидбэк и шестеренчатый фидбэк. Первый способ,  вибрация (замечен также под названиями Rumble Feedback, Vibration Feedback), используется в недорогих моделях. По сути, он малоинформативный – какой-то усредненный легкий эффект создает, но почувствовать по нему можно мало что. Так, скорее для развлечения. Например, когда едешь по гравийке, вибромотор начинает потряхивать руль – весело, конечно, но и только. С другой стороны, существуют ведь и рули с полноценной обратной связью – Force Feedback. Тут вам и сопротивление руля на поворотах, и вибрация самой баранки, и прочие интересные эффекты. Осуществляться на техническом уровне это может по-разному, отсюда разделение на "ременную" и "шестеренчатую" связь. Руль может приводиться в действие с помощью ремешка, который связан с мотором. В результате обратная связь мягкая, достаточно плавная и информативная – это хорошо. Из минусов - имеется запаздывание в передаче игровых эффектов на баранку, слабые усилия передаются не всегда. Шестеренчатый фидбэк осуществляется немного другим способом – эффект от работы вала мотора передается на ось руля через шестеренки. Такая связь более точная и без отставания, но жестче. При этом руль дает максимальную актуальную информацию о поведении машины. Свой минус и тут есть – работает такой механизм с утробным урчанием, а иногда и с повизгиванием. Это мы говорили о принципах "в общем". Ясное дело, что от того, как теоретический принцип реализован в конкретной модели, на практике тоже многое зависит.

Вариантов шестеренчатых рулей много, какие-то работают мягче, какие-то жестче, одни тише, а другие громче. Вернемся к G25. В данном случае тоже использован шестеренчатый Force Feedback. Для приведения его в действие применяется, кстати, механизм обратной связи по усилию со сдвоенным электродвигателем (два двигателя работают параллельно). В этом руле мы имеем дело с одной из лучших реализаций фидбэка – во-первых, он не громкий, во-вторых, очень информативный и мощный (его силу можно регулировать, поэтому послабее можно сделать всегда), ну и, в третьих, несмотря на все это, руль вращается без лишних усилий со стороны пользователя. Работает обратная связь ощутимо, достаточно равномерно на всем повороте баранки (то есть нет такой проблемы, что выкрученный руль отказывается работать на фидбэк в каком-то из положений). Ведешь себе машинку, чувствуешь хорошо ее движение, интуитивно реагируешь на заносы еще в самом начале – замечательно и просто приятно. В общем, инструмент для чуткого управления машиной в данном случае есть и очень хороший. Из минусов – он, конечно, не очень громкий, но все еще шумноват. То есть ночью в одной комнате со спящими людьми не всегда поиграешь – совесть будет мучить.

Педали

Кроме хорошего фидбэка и вполне приличного по качеству руля, в наборе есть еще один огромный плюс – наличие педалей. То, что их три, мы уже говорили. Сцепление, тормоз, газ – все, как в жизни.

Реалистичность

Но, пожалуй, даже не это главное! Дело в том, что по ощущениям они очень правдоподобные. Обычная беда игровых комплектов – плохие, слишком мягкие педали, которые "утопают" сразу, стоит только начать их нажимать. В данном случае педали в меру жесткие, по ощущениям, почти как настоящие. Даже усилие на них нужно прилагать разное, как и положено: самый тугой – тормоз, потом идет сцепление, а мягче всего нажимается газ (само собой его же дольше всего приходится держать нажатым). Педали  аналоговые - это значит, что работают они не по принципу "включена-выключена", а понимают и все переходные состояния между этими крайними положениями. Механика хорошая и позволяет нажимать их очень постепенно – можно выбрать наиболее подходящую по условиям "дозу" нажатия. Если есть возможность задвинуть их подальше под стол, то удобнее всего будет полностью положить стопу на педали – как раз получится нажимать "перекатом" от пятки к носку. Если же там, дальше под столом, стенка, то комфортнее нажимать будет пальцами, а пятку нужно отодвинуть на подставке подальше. Выполнены сами педали из стали, этакие металлические "лопатки" 6х9 см располагаются на черной пластиковой подставке (она займет под столом 31х44см) и обладают средней амплитудой нажатия (значит, и нажать " в пол" можно будет быстро и точно отрегулировать "дозу" легко – своего рода удачный компромисс).  Конструкция вроде бы тяжелая, но этого, наверное, не хватает для имеющейся жесткости – упираться в педали ногами приходится, и поэтому они слегка уезжают. Правда, снизу есть все те же отверстия для самостоятельного крепления болтами, но, спрашивается, к чему в среднестатистической квартире прикручивать эти болты? Есть и более реальная штука – если нажать на кнопочку с обратной стороны, то выдвинется зубчатая полоска.

Реалистичность

Для ковров это в самый раз – вопрос решен, но на скользком полу такого приспособления маловато. Отсюда вывод – педали стоит "уткнуть носом в стенку" (коробку, шкаф, книжку) или на досуге самостоятельно  утяжелить, вооружившись подручными средствами и пофантазировав. Впрочем, такие хорошие педали вполне стоят небольшого фантазерства.

Коробка передач

А это уже подарок для любителей максимального реализма. Обычно производители редко включают КПП в наборы, а классическая H-образная коробка в комплекте – и вовсе роскошь. В то же время с ее появлением за рулем можно почувствовать себя совсем, как за баранкой настоящей машины: 6 скоростей, задний ход (для его включения нужно нажать рукоятку и передвинуть ее в последнее положение) – все, как в "классике".

Реалистичность

Правда, не все игры пока что поддерживают такую "фишку"; но, во-первых, думается, что это только вопрос времени, а во-вторых, КПП можно сделать и секвентальной. (Как там в фильме? "Легким движением руки штаны превращаются… превращаются… ") Для этого нужно "утопить" рукоятку и при этом перевести регулятор, расположившийся чуть выше, против часовой стрелки – световой индикатор сообщит вам об изменении режима на последовательное переключение. Такую коробку поддерживает уже много игр, так что в добрый путь. Да и гонщикам секвентальная коробка передач должна, пожалуй, нравится больше.

Реалистичность

Сама коробка выглядит достаточно небольшой, крепится к столу так же, как и руль, но у нее есть еще одна точка для фиксации – средняя струбцина снизу. Точно так же, как и все остальные части комплекта, ее можно посадить на болты – было бы желание. А так – просто прикручиваешь к столу правее руля (особые "гурманы" могут придумать и специальную подставку, чтобы поместить ее чуть ниже и дальше от руля – в более естественном для КПП месте).

Реалистичность

На корпусе имеется металлическая рукоятка переключателя скоростей длиной примерно сантиметров 7, снизу она "одета" все той же кожей, а сверху на ней красуется круглый набалдашник. Сначала показалось, что он пластиковый, но после тщательного ощупывания было замечено, что просто он очень хорошо и туго затянут все в ту же кожу.

Реалистичность

Имеется 6 скоростей, переключение осуществляется вполне четко и легко – все почти "по-настоящему" и занимательно-развлекательно. Над рукояткой находится переключатель режимов (классика -секвентальная), еще выше ряд из четырех красных кнопок, потом "крест" управления и еще 4 кнопки в ряд – видимо, производители решили компенсировать небольшое количество кнопок на руле кнопками КПП.

Реалистичность

Из минусов, всплывших во время общения, – не все игры поддерживают H-образную коробку. Впрочем, думается, что это скорее проблема игр, а не комплекта. Со своей стороны разработчики попытались "разрулить" ситуацию настолько, насколько можно – сделали способ переключиться в другой режим на секвентальную коробку. С другой стороны, вероятно, это только дело времени, и в будущем все разработчики серьезных игр будут ориентироваться на G25 с его 6-скоростной коробкой передач.



Драйвера

Без ПО устанавливать всю эту радость и смысла нет. Диск с драйверами поставляется отдельно, но на сайте разработчиков тоже лежат драйвера весом всего в 13 МБ (для Windows XP и Vista).

Реалистичность

Скачиваем, устанавливаем, читаем "бумажное" руководство и подключаем руль. Для начала этого хватит, установки по умолчанию дают возможность интересно поразвлекаться с рулем, как минимум, первый день. После этого стоит переосмыслить, что такое руль и что он, оказывается, умеет, нужно зайти в панель инструментов, открыть игровые устройства и хорошенько задуматься, что от баранки и педалей именно вам надо.

Реалистичность

В принципе, с помощью ПО можно:

  • проверить работоспособность всех кнопок и осей;

Реалистичность 

  • поставить педали на разные логические оси (очень рекомендуется снять галочку "Combined"). Когда педали стоят на разных осях, то газ и тормоз станут восприниматься компьютером сами по себе, а не как два противоположных значения одного и того же показателя. Ставим на разные оси – получаем тонкое управление, похожее на реальность, и больше удовольствия от вождения;

Реалистичность

  • установить угол поворота руля (40-900º). Наверное, универсально-оптимальным для начала будет угол градусов в 200, который и стоит изначально. Дальше можно его повышать постепенно, чтобы было легче привыкнуть к большому. Дело в том, что с большим углом можно, конечно, точнее управлять машиной, но на крутых поворотах придется не раз перехватить руль, а это некоторая потеря времени. Так что тут дело личного вкуса, какую величину поставить;
  • отрегулировать фидбэк: отключить его напрочь, уменьшить силу тех или иных эффектов (Overall Effect Strength, Spring Effect Strength и Damper Effect Strength - общая мощность, сила трения, спецэффекты). Фидбэк на 100 процентов, который стоит по дефолту, очень мощный и не всем понравится. Его, конечно, можно попробовать сделать еще сильнее, на все 150, но хочется скорее убавить. Рекомендуем понизить эффекты процентов до 70-50, а там на свой вкус прибавлять-убавлять по чуть-чуть; 
  • отрегулировать силу центрирования руля. А вот это штука очень полезная, и убавлять ее, возможно, и не стоит. Она возвращает руль по выходу из поворотов в центральное положение, а чем быстрее и увереннее это произойдет, тем проще для водителя;
  • назначить на кнопки, клавиши и другие функции. Ну тут уже все полностью на вкус владельца. Обычно полезные функции присваивают рулевым кнопкам, но тут их маловато – подрулевые шифтеры, которые удобно так  и оставить шифтерами, и две кнопки на спицах. В принципе, кому-то может быть удобным поставить туда ручник, газ, тормоз, сцепление. Все зависит во многом от того, в какой именно игре будет больше всего использоваться руль. Ну и не забываем о кнопках на КПП.

Реалистичность

Реалистичность

Драйвера драйверами, но в каждой игре есть свои настройки управления. В некоторых играх в них и копаться не надо – все будет работать сразу, а в некоторых придется хорошо порыться и поэкспериментировать, чтобы найти, где включить фидбэк, где найти  калибровку руля и отключить-включить ее. Но это тема для целого отдельного обзора, поэтому ее касаться мы не будем. Намекнем только, что существует немало форумов, посвященных конкретным играм, где вопросы взаимодействия игр и G25, также оптимальные настройки обсуждаются целыми топиками.

В игре

Споры о том, для каких игр создаются рули, не утихают. Распространено мнение, что они предназначены исключительно для симуляторов вроде GTR, GTL, LFS, но никак не для аркад наподобие NFS. Мол, аркады проще проходить на клавиатурах, а не на джойстиках. Тем не менее даже на чемпионатах можно увидеть, что для NFS иногда используют баранки. Где же правда? Мы попробовали "погонять" в LFS и в NFS Carbon. Претендовать на абсолютную истину не будем, но, на наш вкус, как минимум, последние NFS с появлением руля не лишены интересности. Да, крутые повороты на максимальной скорости с рулем брать сложнее, да, небольшие потери в общей скорости будут. Но NFS Carbon и NFS Most Wanted уже больше подходят для управления рулем, чем их предшественники, и ездить там с баранкой вполне реально. По крайней мере, уж точно интереснее, чем кнопками. Кстати говоря, Carbon полностью поддерживает G25 со всеми его "наворотами" и H-образной коробкой передач – это приятно.

Другое дело, что в таких играх всего реализма прочувствовать не удастся. Ни тебе глохнущих машин, ни жизненной необходимости в сцеплении. А вот ралли, шоссейные гонки и прочие серьезные симуляторы дают возможность хорошо ощутить на своей шкуре, зачем нужно сцепление, поиграть с педалями тормоза и газа, узнать, что такое на самом деле коробка передач, почему с хорошим рулем брать повороты удобнее и чем отличается большой угол вращения от маленького. Покатавшись в них с G25, даже те, кто не умеет водить машину в реальности, уже получат неплохое начальное представление о том, что да как. Опять-таки, для грамотного пилота чувствовать трассу и машину - хорошая помощь, а руль и педали дают тонкое управление. Удовольствие, которое получаешь при езде за рулем, описать и вовсе сложно - с кнопками не сравнить. А если еще и игра хорошая, то вы будете чувствовать по ходу машины даже эффект от смены подвесок после тюнинга – чем не здорово?  Берется такой руль обычно именно под симрейсинг, а если кто-то и гонял до него в NFS, то ему стоит хотя бы попробовать с G25 симуляторы – скорее всего, он после этого станет их фанатом. Если до этого особого интереса к таким играм не было, то можно порекомендовать GTR2, GTL, LFS (Live For Speed), TDU (Test Drive Unlimited), RBR (Richard Burns Rally), Toca Race Driver 2,3, Colin McRae Rally, RFactor, ожидаются также "Дальнобойщики 3". Сам производитель девайса обещает на сайте совместимость H-образной коробки и 900-градусного руля со следующими играми для ПК: rFactor, GTR2, Test Drive Unlimited, Need for Speed: Carbon, RACE: The WTCC Game, RACE: Caterham Expansion, RACE 07: The WTCC Game. Да и для приставок выбор тоже не маленький. Ну а в тех играх, которые не поддерживают G25, руль работать тоже должен, просто он не так полно раскроет все свои возможности (где-то фидбэк будет отсутствовать, где-то игра вообще не в курсе о том, что такое коробка передач). Если что-то из "наворотов" не работает в серьезных симуляторах, то стоит поискать патчи – весьма вероятно, что исправить ситуацию можно. Все-таки очень многие разработчики игр ориентируются сегодня на G25.

В общем, удовольствие от "покатушек" с этим комплектом неописуемое. Правда, будьте готовы, что первый раз, когда вы сядете за руль, высоких результатов добиться будет сложно. Все-таки совсем новое управление. Поэтому придется к нему попривыкнуть, поврезаться на первых порах, поизучать нюансы, подобрать оптимальные настройки. Угол поворота нужно увеличивать постепенно, а не сразу все 900 брать. Зато когда освоите его так же, как в свое время кнопки, выбрать из двух способов управления клавиатуру, наверное, и в голову не придет. В чем-то управление рулем сложнее, чем кнопками, в чем-то намного легче (мастерство нужно и там, и там), но что больше похоже на правду и интереснее – это точно. 

Выводы

Это один из лучших наборов. Пожалуй, даже самый лучший за свои деньги. Хороший, надежный и достаточно качественный руль с очень реалистичным фидбэком; отличные педали с газом, тормозом и сцеплением (!) с правильным ходом; неплохая коробка передач с двумя режимами переключения – H-образным и последовательным. Собственно всего этого сразу ни в одном наборе, которые доступны в продаже и стоят меньше $500, на сегодняшний день нет. А тут мы имеем полный и, что важнее, полноценный, хороший комплект за $300 (по московским ценам) – дороговато, но еще доступно. Так что если "рулишь" не раз в месяц, а всерьез и имеешь такие деньги на хобби, то оно стоит того.

Игры с G25 приобретают новое лицо, преображаются, становятся в разы интереснее. И они гораздо больше похожи на реальность, особенно в случае автосимуляторов. В принципе, за этим набором можно даже запросто начинать учиться водить машину и усваивать базовые навыки.

К чему можно придраться в G25? Ну, в принципе, претензии могут возникнуть две. Во-первых, многие владельцы рулей (обычно это фанаты формульных игр) любят большое количество кнопок на самой баранке. Но ведь многие как раз это и не любят и предпочитают более "правдоподобные"  рули. Во-вторых, пока что не все игры поддерживают все функции руля. Но ведь впечатления от езды складываются из двух составляющих – того, как хорошо поработали создатели игрушки над возможностями управления и эффектами, и того, как хорошо выполнили свое дело разработчики руля. В данном случае производители руля создали со своей стороны отличные условия для комфортной и реалистичной езды.  Ну а разработчики игр уже четко ориентируются на существование G25: многие новые симуляторы выпускаются с учетом и сцепления, и H-образной КПП. Так что, за такими баранками будущее.

На сегодняшний день G25 многими признается лидером, и конкурентов в ближайшее время не ожидается. Ценители рулей должны быть удовлетворены изделием в целом и особенно педалями. Но это не значит, что он рекомендуется только профессионалам. Как раз наоборот, если это первый игровой руль в вашей жизни, вы еще не знаете толком, каким должен быть "правильный" руль и не хотите испортить себе удовольствие, то G25 будет лучшим выбором. По сочетанию цена-удовольствие-качество набор просто уникальный, и если сотня-две долларов не критичны, то при выборе руля однозначно стоит остановить выбор на нем.

Плюсы:

  • большая часть деталей стальная (прочность, надежность), оплетка руля кожаная (комфорт), люфта нет, хорошо фиксируется на столе;
  • средний диаметр руля, хорошее вращение баранки, низкий уровень шума, большой, но регулируемый угол 900º;
  • хороший информативный фидбэк;
  • есть три отличные педали, все с хорошей жесткостью (у каждой разная) и удобной амплитудой;
  • имеется КПП, которая к тому же имеет два режима – последовательный и 6-скоростной с задним ходом;
  • совместимость и ПК и с PS2,3 (подключается через USB); 
  • замечательный реализм. Только ручного тормоза не хватает и водительской кабины.

Минусы:

  • не слишком доступная цена;
  • не все игры пока что поддерживают такую коробку передач и такой большой угол вращения руля;
  • возможно, "формульщикам" захочется  больше кнопок именно на руле, а не на КПП;
  • менее громкий, чем обычные "шестеренки", но и не бесшумный.

Комплект на тест предоставлен компанией Nereida.

Фотографии выполнены в студии TECHLABS, фотограф Дмитрий Филатов.

Реалистичность