Летать, так летать, или Обзор джойстика Logitech Freedom 2.4
27.03.2008 00:05
Автор: TECHLABS Team

Каждого заядлого игрока рано или поздно посещает мысль: а не разнообразить ли игру специальным устройством для управления. Начинают-то все с клавиатуры, но если игра становится неотъемлемой частью жизни, то уже вполне естественно переключиться и на более специализированные устройства ввода информации. Для каждого жанра игр существуют свои девайсы (конечно, если не брать в расчет пасьянс "косынка"): "мутировавшие" клавиатуры, многокнопочные геймпады, сверхскоростные мышки, "навороченные" рули, разнообразные джойстики. Нынче к нам в руки попал именно джойстик - модель Logitech  Freedom 2.4. Вообще-то, по своей задумке джойстики созданы специально для перемещения по трехмерному пространству. То есть в первую очередь для всяческих "леталок" - авиасимуляторов и космических симуляторов. В принципе, для этих жанров игр управление с помощью джойстика является очень естественным и даже рекомендуемым. Так попросту удобнее, но если развить идею, то в первую очередь удобство заключается в более тонком управлении по осям X и Y, которое обеспечивается рукояткой. Ну а когда на этой рукоятке еще и удобно расположены все необходимые для управления кнопки, то это, безусловно, удобнее, чем разбросанные по клавиатуре команды.  В идеале джойстик для "леталок" должен содержать в себе не только рукоятку, но также отдельный блок для управления тягой, а также педали, и быть оснащенным множеством кнопок. Но это уже топовые наборы, которые покупать себе станет далеко не каждый. Поэтому наиболее востребованными являются джойстики, состоящие из ручки управления самолетом,  обладающей встроенным регулятором тяги и большим количеством кнопок.  Как вы догадались, Logitech  Freedom 2.4 представляет собой вариацию именно на эту тему. Из специфических его особенностей - джойстик беспроводной и работает на частоте 2.4 ГГц. Так что устраиваемся поудобнее в кабине пилота и полетели.

Комплект поставки и подключение 

Джойстики Logitech являются достаточно популярными. Причина в том, что они одновременно обладают довольно доступной ценой и при этом высокой функциональностью. Из всего ассортимента моделей данного производителя Freedom 2.4 примечателен, главным образом, тем, что он беспроводной. Ближе всего в модельном ряду к нему стоит Logitech Force 3D Pro, который отличается способом подключения, двумя кнопками и наличием обратной связи. Сходство джойстиков, даже не открывая коробки, видно по фотографии, а вот для того, чтобы судить обо всех остальных качествах Freedom 2.4, нужно вскрыть упаковку, пристально осмотреть его и испробовать в работе. Чем мы сейчас и займемся. 

Как и положено девайсам Logitech, джойстик заключен в глянцевую цветастую коробку, на этот раз боевых черно-красных цветов.  

Летать,

Внутри нее находится: 

  • джойстик;
  • принимающее устройство (этакая коробочка на проводе длиной 20 см с USB-штекером);
  • 3 батарейки АА;
  • разная бумажная мишура (с которой стоит обращаться побережнее - среди нее есть мануал, штука в хозяйстве полезная);
  • диск с ПО (он хитро запрятан в мануал). 

Летать,

Летать,

Летать,

Летать, 

Собственно остается только привести все это в рабочее состояние. Ничего замысловатого тут нет: вставляем батарейки в отсеки на нижней части джойстика, подключаем приемник в подходящий USB-порт, нажимаем на кнопку на коробочке ресивера - вот и все. Устройство работает, можно даже сразу проверить это в тест-программе. Конечно, есть еще и специальное ПО, которое надо бы установить, но пока что займемся самим девайсом.



Джойстик 

Итак, что мы имеем перед полетом? Стоит перед нами треножник с рукояткой управления посередине. Можно его даже "покрутить в руках" в видеообзоре. 

Летать,

Летать,

На основании с левой стороны 4 кнопки, а ближе к пользователю - переключатель тяги (throttle). Сама рукоятка достаточно удобной "анатомической" формы, с подставкой под кисть с правой стороны. Кисть на нее ложится уверенно, под указательным пальцем сразу же нащупывается курок (trigger), а под большой ложится 8-позиционный переключатель (в обиходе -  hat, или как его еще нежно-любовно называют "хатка"). Рядом с хат-ом еще 4 программируемые кнопки, да одна чуть пониже на рукоятке. Ассиметричное расположение кнопок, подставка для кисти - явно джойстик сделан для правшей. Ну, это если коротко.  

Если подробно, то начнем, пожалуй, с основания - базы. Оно имеет форму треугольника и опирается на стол ножками по углам. При этом поверхность у ножек резиновая, чтобы надежнее держаться на столе, и они оснащены прорезями (за которые, думается, можно прицепить при желании джойстик к столу намертво). 

Летать,

Сверху база выполнена из шероховатой пластмассы. На ней будет лежать левая рука игрока. При этом большой палец, скорее всего, поселится на "крутилке" тяги, а все остальные будут управлять четырьмя кнопками сбоку - расположение вполне удобное, да и кнопки можно задействовать сразу все. Клавиши низкие, но нажимаются достаточно жестко, четко и с кликом, так что играть с ними должно быть удобно.  

Летать,

Но если кнопки просто хорошие, то переключатель тяги (он же throttle, он же ручка управления двигателем), с помощью которого вы будете управлять скоростью, действительно замечательный. Он представляет собой валик с рукояткой, выполненный из металла, на боковой части его находится "ушко". Хорошее в нем то, что и расположен он удачно, и пользоваться им интуитивно очень удобно, и переключается сам по себе регулятор плавно. Опять-таки металл как материал внушает определенную уверенность в надежности. 

Летать,

Идем дальше. Посередине основания находится стальная область, от которой отходит сама ручка управления самолетом (РУС). Выполнена она из пластмассы, по форме очень эргономична - в руке лежит хорошо, удобно, есть подставка-упор под кисть, углубление под большой палец. Подойдет она для средней и большой руки в самый раз, а вот в детской будет тоже лежать удобно, но кисть уже не сможет хорошо лечь на упор. Сверху рукоятка уплощена и расширена. Там находятся высокая резиновая шляпка обзора и кнопки.  

Летать,

Летать,

Летать,

Рукоятка управления самим самолетом, как ни крути, является самым главным в джойстике. Отклонения от центрального положения (датчиками этих сигналов, как и в большинстве устройств управления, тут, скорее всего, служат переменные резисторы) предназначены для основного управления перемещением в игре. РУС отклоняется тут вперед-назад (ось X) на градусов 15 - так вы будете изменять тангаж, а, по сути, при этом осуществляется управление элеронами самолета. Влево-вправо (ось Y) рукоятка уходит примерно на 20 градусов - так регулируется крен, то есть происходит управление горизонтальным хвостовым оперением. В целом ход такой амплитуды считается достаточно ограниченным, но при данной жесткости руля его хватает, и он компенсируется удобством рукоятки. РУС центрируется, причем достаточно сильно, сам по себе тугой, что, в общем, должно быть хорошо для точности прицеливания.    

Кроме того, у этого джойстика есть очень приятная фишка: twist - вращение рукоятки вокруг своей оси (на градусов 15), к которому "прицеплена" ось Z. Хотя она есть не во всех манипуляторах, но для полноценной игры она просто необходима: с помощью твиста можно несильно отклонять самолет влево-вправо, то есть управлять вертикальным оперением. 

Шляпка, или хат, находящейся на верхней части РУС - это переключатель видов, причем он тут не 4-, а 8-позиционный, что само по себе очень хорошо. Если спустить большой палец от него чуть ниже, то нащупываются еще четыре резиновые кнопки, расположенные вокруг хата. Они расположены достаточно удобно для нажатия, да и жесткость у них в самый раз, чтобы и случайно не сработали, и в нужное время отреагировали. Слева на самой рукоятке, на выемке под большой палец, расположена еще одна кнопка, плоская и пластмассовая. Сначала возникли опасения, что она будет не очень удобной и станет нажиматься во время наклонения рукоятки, но оказалось, что место для нее выбрано вполне удачно. Все клавиши срабатывают четко и с информативным кликом. Под указательным пальцем расположился курок, или гашетка, он же триггер. Он выполнен из металла и выглядит вполне надежно, как и тяга. Под рукой курок лежит тоже удобно, по форме широкий, срабатывает четко. Правда, есть небольшой люфт этой кнопки из стороны в сторону, но это не так принципиально. 

Связь, питание 

Беспроводность нынче в моде, и выходить из нее она пока не собирается. Провода начинают мешать сильнее и сильнее, а если есть достаточно надежный способ их убрать, то почему бы и нет. Бесхвостых игровых устройств явно немного, поэтому Logitech Freedom 2.4 тут наверняка вне конкуренции. Что значит беспроводность применительно к джойстику? Тут есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, это отсутствие мешающих шнуров под руками, возможность управлять игрой практически откуда хочешь и без оглядки на длину провода. Связь тут достаточно надежная, устанавливается на частоте 2.4 ГГц и на расстоянии в метров 6 вполне устойчива, как показало тестирование. С другой - это необходимость иметь под рукой батарейки. Надо заметить, что производитель обещал работу на одном комплекте батареек до 50 часов, а в нерабочее время джойстик уходит в энергосберегающий режим. Хочется в это верить, потому что цифра получается достаточно большая, и она позволяет надолго забыть о питании. Но все же держать в запасе лишние батарейки для надежности не повредит. 

В игре 

Тестирование джойстика проводилось в классической игре "ИЛ-2 Штурмовик". Сначала мы добросовестно установили ПО, но так как все функции работают и без драйверов, а в играх всегда предусматривается выбор управления, то, наверное, особой необходимости в этом не было.  

Летать,

Итак, первым делом в игре заходим в опции и настраиваем управление. С осями X, Y, Z, U особых проблем нет, хат по умолчанию тоже имеет обычно функцию обзора, а вот запрограммировать дополнительные кнопки явно не помешает. Заодно мы порадовались большому количеству кнопок, потому как выбирать, какие же из команд прицепить на джойстик, было тяжело - слишком их много и все полезные. Ну и справившись с программированием кнопок, мы перешли к самой игре.  

Конечно, поначалу к управлению нужно немного привыкнуть. Самое главное при этом, пожалуй, освоиться с рукояткой и подстроиться под ее ход. Как только этот этап пройден, все сразу  становится проще. Кнопки у джойстика и выполнены, и расположены очень удобно, интуитивно понятно – форма РУС лежит в руке отлично, тяга радует тонкостью управления. При пилотировании, пожалуй, основная сложность заключается в том, чтобы привыкнуть к высокой чувствительности рукоятки при крене - амплитуда небольшая, а сам ход туговатый, и поначалу тяжело взять небольшие углы наклона. Впрочем, привыканием дело решается, а если нет, то можно попробовать заняться калибровкой. С тангажом все оказалось почему-то гораздо проще - почувствовался он сразу, и выбранная амплитуда позволяет достаточно быстро изменять его, что удобно для многих маневров. Во время игры заодно стал понятен тайный смысл беспроводности и почему у джойстика непривычное треугольное основание. Оказывается, играть, положив его на колени, гораздо удобнее, а небольшой вес базы и такое его распределение между тремя точками при этом гораздо комфортнее.  

Выводы   

Джойстик отлично подходит для развлекательных вылетов. Слишком серьезным его назвать, пожалуй, нельзя, но эргономичная и удобная ручка, хорошие и к месту расположенные кнопки, большое количество осей делают его определенно очень привлекательным решением, позволяющим полноценно использовать возможности управления. Определенно по соотношению функциональность/стоимость девайс представляет собой оптимальный выбор для многих любителей поиграть - цена не зашкаливает, а возможности за нее предлагаются очень даже широкие и приличные. Ну а беспроводность может сделать игру гораздо комфортнее – садись, где хочешь, провод не мешает и не ограничивает, связь при это держится отлично.  

Плюсы: 

  • удобная и эргономичная ручка управления;
  • наличие 8-позиционного хат-а;
  • 9 дополнительных кнопок (не считая курка, хат-а и тяги);
  • отличный переключатель тяги;
  • наличие твиста на РУС;
  • беспроводная связь;
  • удобен для наколенного использования;
  • доступная цена. 

Минусы: 

  • нужно не забывать о батарейках;
  • РУС все же туговат и с небольшой амплитудой - кому-то может не понравиться;
  • на столе съезжает - стоит слегка утяжелить или прикрепить.

Летать,

Фотографии выполнены в студии TECHLABS, фотограф Дмитрий Филатов