Обзор Mass Effect
06.06.2008 00:05
Автор: TECHLABS Team

Всякое новое слово звучит непривычно, и только время покажет, приживется оно или нет. Игру Mass Effect стоит назвать новым словом в жанре ролевых игр. С данной точкой зрения можно долго спорить, но не заметить, что проект пытается изменить представление о жанре в целом, сложно.

Обзор

Начнем с того, что мы имеем дело с самой синематографичной ролевой игрой. Подача материала в стиле Голливуда не новость для других жанров, но ролевые игры всегда стояли немного в стороне от остальных видов развлечений в силу своей "элитарности" и происхождения.

Обзор

Если пошаговые стратегии на компьютере обрели более богатую жизнь, чем на столе (в силу способности компьютера избавить человека от множества подсчетов), то ролевые игры при переходе на компьютеры потеряли человеческий фактор ведущего игры, а значит, и гибкость. Потому проекты этого жанра всегда пытались изобрести нечто, компенсирующее отсутствие живого общения.

Обзор

Mass Effect удалось отличиться сюжетом и вселенной. Bioware удалось создать яркую запоминающуюся Галактику, Млечный Путь, в них не только начинаешь верить, но и хочешь это сделать сам. Главная сюжетная линия такова, что за ней следишь и стремишься узнать, что же дальше, и не потому, что надо пройти игру, и не потому, что просто больше нечего делать, а потому, что осознаешь, если не ты, то больше никто не в состоянии помочь всем расам, населяющим окрестный космос.

Обзор

Человечество совсем недавно вошло в контакт с галактическим сообществом, и нельзя сказать, что нас здесь обожают. Более того, некоторые расы смотрят на розовых безволосых обезьян с недоверием, а то и с опаской. Слишком уж быстро наши соотечественники завоевали себе место вблизи главного правящего органа Галактики - Совета (Council).

Обзор

Нас не слишком уважают как те, кто не смог за долгие годы отрядить своего представителя в Совете, так и некоторые члены правительства. К тому же даже посол Земли не всегда поддерживает ваши действия. Нельзя сказать, что все настроены против главного героя (фамилия его, кстати, Шепард, и поменять ее невозможно), но режим наибольшего благоприятствования Галактика ради вас не включит. Потому действовать Шепарду приходится жестко, а подчас и жестоко. Вам не раз придется принимать нелегкие решения, эффект которых не столь затянут, как в Ведьмаке, но выбирать легче не становится. Сценарий игры забросит вас в разные районы Галактики, на планеты, радикально отличающиеся друг от друга.

Обзор

Возможно, вам бы никогда не удалось пройти эту игру, если бы не напарники. Далеко не все они патриоты Земли и присоединяются к вам не только из-за цвета ваших глаз, но на боевые качества это не влияет. Чего у них не отнять, и это радует почти так же, как основная сюжетная линия, так это яркой индивидуальности. Герои получились проработанные и глубокие, с ними интересно беседовать, их истории могут заставить кусать локти, что в этой части игры вы не сможете увидеть все, а жизнью партнеров начинаешь дорожить. Даже антагонисты получились не опереточными, их точку зрения можно понять, а главному сопернику даже сопереживать, поскольку его роль также неоднозначна.

Обзор

Здесь вернемся к синематографичности, во многом оживляет персонажей не только работа сценаристов, но и труд, проделанный аниматорами. Не знаем, сколько заплатила Bioware за трехмерное сканирование лиц, но каждый цент окупился стократно.

Обзор

Лицевая анимация великолепна, а некоторые инопланетные расы выглядят даже естественнее, чем люди. Правда, здесь уместно вспомнить притчу о китайском художнике, который говорил о том, что рисовать петуха сложнее, чем Бога, поскольку первого все видели, а второго не видел никто. Сравнение, может, и уместно, но инопланетяне выглядят действительно хорошо. Неплохо смотрится игра и не только во время заставок. Unreal Engine 3 великолепно справляется с работой и в остальное время.

Обзор



Главная нагрузка на движок ложится, естественно, в процессе сражений с врагами. Во время перестрелок становится понятно, почему в жанре можно добавить слово "action". Более того, если бы от вас требовалось еще более точное прицеливание и навыки персонажа меньше влияли на результат выстрела, то Mass Effect стала бы новым словом в жанре action (в том, что касается вселенной и подачи материала).

Обзор

Любителям размеренных схваток поначалу не поздоровится, но затем привыкаешь. К тому же вам не обязательно становится элитным стрелком, боевая система игры демократична и по отношению к "магам" (адептам и инженерам), впрочем, о ролевой системе попозже. Перестрелки верно следуют заветам Gears of War. Укрытиями придется пользоваться постоянно, иногда подкрепляя "пулю" каким-нибудь "магическим" приемом. Комбинирование воздействий посредством масс-эффекта на более привычные физические поля позволяет серьезно расширить возможности по уничтожению врагов (можно поднять врага в воздух на несколько секунд и там благополучно расстрелять).

Обзор

Удачно решена и проблема патронов. Каждое оружие имеет свой темп перегрева, который и определяет частоту его использования. Благо с улучшением навыков персонажа точность выстрелов повышается, а темп перегрева падает, к тому же на любую броню или "пушку" можно "повесить" несколько модулей, которые серьезно изменяют характеристики снаряжения, позволяя подстраивать его не только под свои вкусы, но и под требования каждой миссии. Немалую помощь окажут и ваши партнеры, характер помощи определяется выбором напарников на миссию, а также тем, как вы их прокачивали.

Обзор

Не все задания потребуют применения грубой силы. Шепард любит поговорить. И здесь нельзя не отметить "нововведение" в диалоговой системе. То есть на самом деле ничего нового вы не увидите, в приключениях обозначение настроения фразы уже давно не новость, но именно Mass Effect принесла данную модернизацию в RPG.

Обзор

Вы теперь не выбираете фразу целиком, а обозначаете общий смысл и направленность ваших слов. Стоит признать, что чаще всего сокращенный вариант полностью соответствует тому, что вы затем услышите. Для общей эрудиции сообщаем, что для диалогов и справочных материалов о мире Mass Effect было написано и озвучено около 1500000 слов.

Обзор

Казалось бы, есть, где разболтаться, но не тут-то было. Многие из этих слов потрачены на побочные задания, которые Bioware не слишком удались. Лишь некоторые из них действительно интересны и заставляют поаплодировать работникам Bioware (визит на Луну и взгляд на Землю из Космоса вынесем в скобки, поскольку здесь роль ностальгии нельзя переоценить). Причем чаще всего львиная доля притягательности ложится на плечи сценаристов, которые придумывают отличные завязки, выливающиеся в однотипные завершения, общую схематику которых можно описать примерно так: высадился на планету, зачистил местность с помощью "машинки", затем зачистил базу.

Обзор

Те, кого копание в банальностях не утомляет, могут отыскать редкие бриллианты. Кстати, эта самая машинка (M35 Mako) и является главной неудачей игры. Если вы захотите выполнить несколько дополнительных заданий, то вам она смертельно надоест. На ней приходится ездить и по ходу основной сюжетной линии, и в большей части дополнительных заданий. Это неудобное в управлении транспортное средство "чихало" на ваши навыки и уровень и полагается лишь на аркадные навыки каждого отдельно взятого игрока. А поскольку сложность перестрелок на поверхности планеты лишь растет (враги строят все лучшие укрепления и оставляют лишь самую убойную технику), а сила вооружения Мако не меняется, вы еще не раз проклянете Канаду, Bioware и того, кому показалось, что вам очень понравится кататься на Мако.

Обзор

Нельзя не упомянуть ролевую систему игры. Она утилитарна, три социальных навыка (причем альтернативных, умение убеждать и угрожать одновременно большого смысла не имеет) дополняют букет из разнообразных боевых. При достижении определенного уровня в каждом навыке открываются специальные качества (например, специалист по пистолетам получает возможность некоторое время стрелять в бешеном темпе без перегрева, а мастер дешифровки делает бесполезным вражеское оружие). При всей утилитарности ролевая система все-таки не выглядит ненужным атавизмом, и умение целиться в голову не станет для вас жизненно необходимым.

Обзор

Если подвести итог первой игре трилогии, то мы получим интересную проработанную вселенную, в которой множество оборванных нитей оставлены для двух продолжений. У этой вселенной лишь один минус, она слабо заселена и не слишком хорошо растет вдалеке от ствола сюжета (впрочем, этот недостаток обещали исправить уже ко второй части). Игра может похвастаться отличным сюжетом и яркими персонажами. Бой динамичен и держит в напряжении, но только когда вы управляете главным героем, Мако быстро надоедает. Наработки Mass Effect уже хотят использовать создатели других ролевых игр, а значит, игре удалось оставить свой след. Причем, вполне вероятно, что игра действительно поменяет отношение к сюжетной составляющей action, а также на жанр action-RPG в целом. 

Оценка 8 из 10.

Плюсы:

  • глубоко проработанная вселенная;
  • грамотная работа сценаристов;
  • яркие персонажи;
  • интересная боевая система. 

Минусы:

  • слабо проработаны дополнительные задания;
  • мало заселенных планет Галактики;
  • неудачная аркадная вставка M35 Mako.

 Обзор