TECHLABS Game Digest #5
07.02.2009 10:00
Автор: Константин Клищенко

Компания Electronic Arts просто-напросто доминировала на этой неделе, с неё и начнем. Третий квартал текущего финансового года для компании не задался. Самая яркая сумма в отчете о нем, это потери в $641 млн, что значительно больше, чем $33 млн прошлого года. Большая часть потерь, по словам издателя, объясняется расходами, связанными с ведением бизнеса. Доходы от продаж даже выросли на 10% по сравнению с третьим кварталом прошлого года (до $1.65 млрд), кроме того $88 млн принесли онлайновые игры. Впрочем, аналитики ожидали большего роста. После столь плачевных результатов, представитель компании объявил о том, что увольнениям подвергнется еще больше сотрудников. Теперь работы лишатся 11% (раньше говорилось о 10%) сотрудников или 1100 человек. Также это приведет к закрытию 12 (ранее 9) подразделений. Правда, дорогостоящим студиям удастся избежать проблем. Количество запланированных игр уменьшится на 30% (версии для разных систем подсчитывались отдельно).

EA. логотип

Издатель выпустит 50 игр (125 различных версий), в текущем финансовом году 149 версий. Игры, выпускаемые в рамках партнерской программы EA не учитывались. Реструктуризация должна уменьшить операционные расходы на $500 млн. Результаты рождественского периода генеральный директор компании назвал разочаровывающими. Были и позитивные моменты. Игры компании стали качественнее. 13 игр в 2008 году набрали больше 80 балов из 100 на аккумулирующих рецензии сайтах. В 2007 было 7. Самыми успешными проектами стали FIFA 09, Rock Band 2, Need for Speed Undercover,  Rock Band, Left 4 Dead, Dead Space, Madden NFL 09, Littlest Pet Shop, NBA Live 09, Mirror's Edge. Лучше всех показала себя FIFA 09 с 7.8 млн копий. Need For Speed: Undercover, которая не слишком успешна в США, по всему миру разошлась тиражом 5.2 млн копий. Число подписчиков Warhammer Online сейчас составляет 300000 игроков, что ниже ожидавшегося значения. Приятен успех новых IP: и Dead Space, и Mirror's Edge разошлись тиражом более миллиона экземпляров. Обе игры должны обзавестись сиквелами.

Такие результаты не могли не отразиться на некоторых планах компании. RPG Dragon Age Origins должна была выйти на PC весной этого года, а на консолях осенью. Теперь и версия для PC передвинута на вторую половину года. Представитель Bioware сказал, что дополнительное время требуется на доработку проекта. Но, учитывая текущее финансовое положение дел, скорее стоит говорить о попытке заработать на консольной версии, поскольку очевидно, что ранний выпуск варианта для PC может сильно уменьшить число проданных копий. Рассказала компания и о еще одной ожидаемой ролевой игре. Mass Effect 2 должна появиться в продаже в период январь-март 2010 года (на нескольких платформах). 
 
А раз NFS продается хорошо, то можно не обращать внимания на невысокие оценки Undercover, то можно позволить себе анонс сразу трех игр: MMOG NFS World Online, NFS: Nitro (Wii и DS) и NFS: Shift для Xbox 360, PS3 и PC. Компания уверена, что покупатели требуют игру NFS каждый год и не намерена изменять график релизов.
 
Для начала поговорим о непосредственном продолжении серии – Shift. Авторы утверждают, что это будет хардкорный проект, который сейчас создается несколькими британскими разработчиками. Основная работа будет выполнена Slightly Mad Studios (GT Legends и GTR 2). Над Shift работают люди, связанные с авто и мотоспортом (конкретные имена назовут позже). Игра будет серьезным симулятором. Детально будут переданы не только различные аспекты поведения автомобиля, но и стили вождения. В игре будет новый физический движок. В Shift большое внимание будет уделено столкновениям и повреждениям. В отличие от Prostreet в Shift мир не будет открытым, хотя некоторые элементы будут присутствовать. В игре будет более 15 гоночных локаций, среди которых улицы Лондона и трек Брэндс Хэтч. Игровые режимы не раскрываются. 
 
Shift
 
Need for Speed Nitro будет аркадным гоночными симулятором с уникальным визуальным стилем. Как и в Shift в Nitro будет огромное количество лицензированных машин и запчастей. Игра будет создаваться командой, отвечавшей за серию Boogie. Опыт работы с контроллерами Wii пригодится при создании Nitro. Игра будет существенно отличаться от Shift, разработчики не собираются создавать NFS Lite. Уровни в Nitro будут отличаться от предлагаемых в Shift. 
 
Nitro
 
Что касается Need for Speed World Online, то это вторая попытка EA создать MMOR. Первая Motor City Online была закрыта 6 лет назад. Игра создается Black Box и EA Shanghai. Игра будет бесплатной и стартует летом этого года в Азии, а в Северной Америке в конце года. Будет несколько смещен акцент по сравнению с Motor City Online, которая была классической MMO. Хотя бы в плане оплаты. К тому же автомобили в игре будут более современными. Детали пока не раскрываются. Зато точно известно, что именно этот проект сможет похвастаться наибольшим числом лицензированных автомобилей и запчастей в истории серии.
 
World Online
 
Но и это еще не все. Black Box не только помогает создавать Need for Speed Shift и Need for Speed World Online, но и готовит секретный проект, который сорвет крышу всем любителям аркадных симуляторов. Тех, кто беспокоится о качестве проектов, EA пытается успокоить. Представитель компании рассказал о том, что эти проекты разрабатываются уже давно, и дело не в числе, а в создании игр для различных аудиторий.
 
Но и это не все анонсы компании. На сей раз, из серии Battlefield. Во-первых, это Bad Company 2. Игра будет полноценным сиквелом популярного шутера. Сюжет проекта начнется там, где завершилась первая часть. Движок игры останется прежним (Frostbite), а значит, нас ждут солидные открытые пространства и разрушаемые объекты. "Bad Company 2 сможет похвастаться всем, что было в первой игре, но и добавит много нового. Больше транспортных средств, больше разрушений, больше командной игры".  Звучит скорее как дополнение, но главное, чтобы игра осталась столь же веселой.
 
Вторая игра, которую представила EA, называется Battlefield 1943. По имеющимся пока сведениям, это будет своеобразный ремейк Battlefield 1942 на движке Frostbite. Более того, будут воссозданы три карты из оригинальной игры (Guadalcanal, Wake Island, Iwo Jima). О том, что же кроме разрушений будет нового в игре, пока неизвестно. Есть только неприятное известие. Максимальное число игроков в многопользовательской сессии уменьшено до 24 (до этого было 64). Является ли причиной новый движок или то, что обе игры выходят на Xbox 360, PS3 и PC, неизвестно. Battlefield 1943 будет доступна как в коробочной, так и в скачиваемой версиях. 
 
BF1943
 
Также издатель сообщил о том, что лицензия главного конкурента Бонда (Джейсона Борна) недолго оставалась без хозяина. Заключено многолетнее соглашение с правообладателями на создание нескольких игр, и теперь Electronic Arts будет издателем проектов. Разработчиком первой игры станет студия Starbreeze Studios известная по игре The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay. Ни платформы, ни сроки выхода не уточняются. Стоит отметить, что компании уже сотрудничают. Студия создает игру по какой-то "популярной ранее" франшизе EA.
 
Раз мы начали с компании, которая провела конец календарного 2008 года неудачно, продолжим такими же неудачниками. Настала очередь THQ. Третий квартал текущего финансового года не задался и для этой компании. Потери составили $191.8 млн, а доходы от продаж упали на 30% (до $375.3 млн). Самыми удачными играми этого периода стали Saints Row 2 (2.6 млн копий), WWE SmackDown vs. Raw 2009 (более 4 млн), De Blob (700000), Drawn to Life (1.5 млн) и Big Beach Sports (1.2 млн). До сих пор неплохо продается Warhammer 40,000: Dawn of War (суммарный тираж игры вместе с дополнениями составил 4 млн). Поэтому в четвертом квартале компания очень рассчитывает на Dawn of War II. Компания намерена сосредоточиться на меньшем числе более высококачественных проектов (речь идет о хардкорных играх, казуальные программы будут выпускаться по старому графику). Низкие финансовые показатели привели к увеличению числа увольняемых сотрудников. Ранее говорилось о 250 работниках, теперь же увольнению будут подвергнуто 600 человек или 24% компании. Компания рассчитывает, что сэкономит до $100 млн. Уже стало известно, что 100 человек из озвученных 600 занимались созданием игр для мобильных телефонов. Теперь компания займется исключительно проектами для смартфонов. Так что вариантов проектов THQ для более дешевых сотовых мы не увидим. 
 
Проблемы есть и у мелких издателей, причем проблемы далеко не так мелки. Игра World of Goo собирала отличные и превосходные оценки в прессе, разработчики говорили о неплохих продажах, но это не спасло издателя проекта Brighter Minds от банкротства (пока еще не подтвержденного, у компании есть право вести дела, пока она реорганизовывается). Вполне вероятно, что без World of Goo компания разорилась бы быстрее, но неприятное соседство одного из двух самых успешных независимых проектов прошлого года и обанкротившейся компании не внушает оптимизма. Сами разработчики не выказывают признаков паники.
 
Некоторые компании даже после смерти говорят и заставляют чувствовать себя неудачниками (поскольку интересных проектов, которые создавались в их недрах, мы не увидим). После закрытия Ensemble Studios было объявлено еще о некоторых проектах, создававшихся студией. Одна из них должна была называться Sorcerer и была фэнтезийной RPG, также готовилась Nova - "Diablo в космосе", еще одна вариация на тему Diablo (в пиратской стилистике), игра Wrench и платформер Bam в стиле Ratchet & Clank. Об одной игре было известно чуть больше. Она называлась Agent и источником вдохновения для художников стала анимация The Incredibles, а геймплей напоминал Tomb Raider. Не забыла студия и о своем хлебе – стратегиях реального времени. В Graeme Devine's Phoenix земляне сражались с марсианами, именно эта игра и стала в итоге Halo Wars.


Но не все компании даже в пучине кризиса чувствуют себя неудачниками. Компания Konami присоединилась к списку тех, кто отлично справляется с тяжелой экономической ситуацией в мире. Японский издатель сообщи о том, что за первые девять месяцев текущего финансового года его продажи выросли на 5.1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили $2.56 млрд. Что касается такого важного показателя как чистая прибыль, то она составила $195 млн, что на 17.3% лучше, чем ранее. Основной вклад, конечно же, на совести Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots, которая с июня 2008 года разошлась тиражом 4.5 млн копий. То есть за октябрь-декабрь разошлось 500000 копий. Всего игр компании было продано 22.35 млн копий. Кроме MGS немалые деньги принес футбольный симулятор Pro Evolution Soccer, различные версии игр за этот период разошлись суммарным тиражом 7.41 млн копий. Также успешными были Castlevania: Order of Ecclesia и новые версии Dance Dance Revolution. Но даже, несмотря на такие результаты, компания предупредила инвесторов, что доходы за год в целом будут несколько ниже, чем ожидалось.

konami

Free Radical, на которой многие поставили крест, фактически восстала из пепла. Один из работников студии, испытывающей серьезные трудности, сообщил, что компания была приобретена германской студией Crytek. Источником стал один из сценаристов Free Radical. Вряд ли, даже если информация подтвердится, на работу вернутся все 140 сотрудников. Но люди, которые пока сидят без работы, полны энтузиазма и считают, что покупка Crytek отличный вариант. В ближайшие недели ситуация должна проясниться.
 
Компания Stardock, создавшая Sins of a Solar Empire, заработала достаточно денег, чтобы позволить себе открыть новую студию. Место выбрано не совсем обычное. Мичиган нельзя назвать Меккой игропрома, но и там наверняка есть талантливые люди. Подразделение рассчитано на 50 человек, которые будут трудиться над неизвестным проектом. Возможно, часть из них будет помогать создавать RPG, о которой представитель компании не так давно упоминал. Кстати, в Мичигане довольно дорого проводить операции, но студия смогла добиться послабления в налогах, чтобы разместить второе подразделение в том же штате, в котором базируется и штаб-квартира. 
 
Ubisoft продолжает собирать небольшие студии и приспосабливать их под свои нужды. Настала очередь одного из самых благоприятных для игр регионов – Канады. Конкретнее Ванкувера, где базируется студия Action Pants. Данная компания основана в 2006 году и в 2008 и 2009 годах попадала в список 50 лучших нанимателей Британской Колубмии. Сейчас в компании работает более 110 человек. Ubisoft не раскрыла условия сделки. Представитель издателя рассказал, что его компания давно присматривалась к этому региону. И выбор пал на Action Pants. Сейчас студия работает над спортивной игрой для Wii, которую Ubisoft планирует выпустить уже в этом году. Также Action Pants ищет сотрудников для создания неанонсированного проекта для Xbox 360 и PS3.
 
ubisoft
 
Дабы французы не чувствовали себя одиноко, компания Warner Bros. решила также кое что прикупить. Это будет студия Snowblind Studios, создавшая Champions of Norrath, Baulder's Gate Dark Alliance и Death Tank. Таким образом Warner осуществляет план по более активному проникновению на игровой рынок. Ранее обсуждалось возможное приобретение Eidos, но пока результаты переговоров издателя Hitman и Deus Ex с неизвестным покупателем не разглашаются. Покупка Snowblind Studios выгодна обеим компаниям. Издатель получает неплохого разработчика, а студия издательские и "распространительские" мощности Warner. О первом совместном проекте компаний (помимо Death Tank, которую вот-вот должны выпустить) пока не сообщается. 
 
Теперь к анонсам, коих и вне EA было немало. Игру Bioshock 2 создает не 2K Boston, и потому внимание публики перенеслось на другие студии Take-Two. И вот новые сведения о студии. Похоже, следующий проект компании точно будет обладать многопользовательской частью. В списке вакансий на сайте Gamasutra просматривается заинтересованность студии в ведущих дизайнере и инженере, специализирующихся на мультиплеере. Они должны будут настроить "однопользовательскую команду" на понимание требований мультиплеера, а затем собрать команду, которая будет непосредственно работать над многопользовательской частью. При этом все работники должны иметь опыт создания шутеров. Предпочтительно иметь опыт создания MMO проектов. Игра будет создаваться на Unreal Engine 3. Игра, скорее всего, появится на Xbox 360 и PS3 (про PC пока неизвестно). 
 
Rockstar объявила о том, что собирается выпустить сиквел "GTA в стиле вестерн". Игра Red Dead Redemption, которая создается для PS3 и Xbox 360, является продолжением Red Dead Revolver, выпущенной в 2004 году на PS2 и Xbox. Вновь открытый мир, на сей раз Дикий Запад. Вновь RAGE в качестве движка, о применении euphoria пока ничего не говорится. Вы влезете в шкуру бывшего преступника Джона Марстона (John Marston). Он путешествует по городкам и окружающей их местности в поисках… предмет поиска пока не называется. Нам обещают перестрелки и огромное число различных помех. Напомним, что оригинальная игра была вдохновлена работами Серджио Леоне (For a Few Dollars More, The Good, the Bad and the Ugly). Во время классических ковбойских перестрелок время замедлялось. Стоит ожидать, что эта "находка" останется и во второй части.
 
Red Dead Redemption
 
Sega анонсировала сразу две спортивные игры. Она отвечала за игровую версию игр в Пекине. Оценки проекта были немногим выше среднего, но компания утверждает, что игра "невероятно успешна". Потому ничего удивительного в том, что издатель постарался заполучить права на программу, посвященную Зимним Олимпийским Играм 2010. Ему это удалось. Вероятнее всего, игра будет создаваться для множества систем, и в ней мы увидим бобслей, горнолыжный спорт и прыжки на лыжах. Фактически, кроме хоккея любой из зимних видов может быть реализован в подобной игре.
 
Также компания представила развитие более удачной серии - Virtua Tennis. Следующий проект будет носить вполне логичное название Virtua Tennis 2009. Компания подписала соглашение с рядом ведущих теннисистов, и среди игроков будут такие звезды как Рафаэль Надаль (Rafael Nadal), Мария Шарапова, Венус Вильямс (Venus Williams), Роджер Федерер (Roger Federer), к которым присоединятся Энди Мюррэй (Andy  Murray) и Анна Иванович (Ana Ivanovic). Будет улучшено поведение сетки, подача и игра у сетки, также добавится "спотыкание" игроков. Помимо стандартных режимов в игру будет добавлен Кубок Дэвиса. Кроме того, появятся некие оригинальные корты. Игра выйдет в мае этого года. Стоит отметить, что предыдущая версия игры получила довольно высокие оценки. 
 
А вот от еще одной игры, представленной Sega много ждать не приходится. Игра Iron Man, в отличие от фильма, не смогла похвастаться кассовыми сборами. Более того, оценки различных версий программы колебались от средних до чрезвычайно низких. Но это не остановило компанию Sega, и она анонсировала игру Iron Man 2. Новая игра будет привязана к следующему фильму и выйдет в 2010 году в неделе или двух от фильма. Надеемся, что полтора года хватит на создание вменяемой игры.
 
Iron Man
 
Также настала время представить продолжение Transformers. Как и в случае Iron Man, первая игра была весьма спорных достоинств и была низко оценена прессой. Но сила франшизы такова, что игра разошлась солидным тиражом не благодаря, а не вопреки. Новая игра будет называться так же, как и второй фильм - Transformers: Revenge of the Fallen. Проект выйдет на множестве платформ: Wii, PS2, PSP, DS, PC, Xbox 360 и PS3. За версии для консолей Sony и Microsoft будет отвечать студия Luxoflux (True Crime, Vigilante 8). В игре будет больше играбельных персонажей. Среди локаций точно будут Каир и Шанхай. 
 
Немного о делах судебных. Продолжаются разбирательства по делу Glider (программе автоматизирующей многие процессы в World of Warcraft). Компания Blizzard решила не ограничиваться денежной компенсацией из-за нарушения пользовательского соглашения. Суд признал, что бот нарушает авторские права Blizzard. Специалисты Ars Technica полагают, что это создает опасный прецедент. Дело в том, что суд принял аргументы Blizzard в пользу того, что нарушается "неписанные элементы" World of Warcraft. То есть Warden (система защиты игры) защищает не данные, хранимые на дисках, а весьма условную конструкцию – личный опыт пользователя, его переживания. Ars Technica полагает, что этот случай может привести к непредсказуемым последствиям. Ведь Blizzard удалось защитить не просто игру, а сетевой сервис и утвердить свое право контролировать доступ к нему, даже если не совершена кража (Glider работает исключительно с легальными копиями). Специалисты известного сайта полагают, что это может серьезно отразиться на open-source программах. Автор Glider подал апелляцию, которая будет рассматриваться ближе к лету.
 
С MMO могут возникнуть проблемы и в Австралии. Хотя совсем иного рода. По австралийским законам, все игры должны иметь рейтинг, чтобы продаваться в стране, по недогляду у многих программ подобного рейтинга. За каждую программу полагается штраф в 27 тысяч австралийских долларов или тюремное заключение сроком до двух лет. За массовые продажи подобных программ предусмотрены дополнительные наказания. В том числе подпадает под закон и вся продукция, связанная с играми. А значит можно пострадать из-за бесплатной игры.
 
От проблем с законом очень легко перейти к freak show. Тем более что одним из участников является гениальный бузотер Джек Томпсон. Он лишен адвокатского звания, но не лишен силы. Как и положено недобитому врагу, он возвращается в новой форме и заключив альянс с некими тайными силами. На сей раз, Джек решил появиться в штате мормонов. Он якобы предложил законопроект, который, впрочем, не удалось пока обнаружить. Но Deseret News предоставила Джеку колонку, и он рассказал подробнее о законе. Во-первых, этот проект существует. Джек решил поступить хитрее, чем обычно. "Закон не определяет, какой контент "вреден детям", так что мы избежим ссылок на Первую Поправку, столь любимую индустрией. В проекте просто говорится, что, если ты обещаешь публике, что не будешь продавать взрослые программы детям, тебе лучше говорить правду. Потому что, если родитель словит тебя на продаже подобных программ детям, тебя обвинят по закону о Правдивости в Рекламе". Помимо магазинов и компаний (особенно упомянуты EA и Rockstar) Джек обвиняет ESA, которая выделила $4.2 млн на лоббирование интересов некоторых политиков. Впрочем, тут Джек весьма лицемерен, ведь на антигеймерских политиков выделяется не меньше. Правда, указать, кто будет проводить закон и его точную формулировку, Джек отказался. "У меня есть проект и есть спонсор. Игровая индустрия в опасности". 
 
Джек наносит ответный удар
 
В Японии живут не только поклонники Resident Evil и трудоголики, но и реальные "фрики". Житель префектуры Канагава (Kanagawa Prefecture) был арестован полицией за угрозы взорвать офисы Hudson – японского разработчика игры Bomberman (взорвать авторов Bomberman, какая ирония). Начиная с октября 2008 подозреваемый 11 раз угрожал компании и требовал $895 млрд (Доктор Зло - ЛОХ). Причина? Он был не удовлетворен качеством игр. "Я сделал это, поскольку я опубликовал свои требования касательно игр, а они не стали лучше".