Последнее убежище. Обзор Metro 2033
20.04.2010 00:05
Автор: Мирослав Бабицкий
Заметили ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите CTRL+ENTER!
 
Название в оригинале
Metro 2033: Последнее убежище
Разработчик
4A Games
Издатель
Акелла
 THQ
Платформа
PC, Xbox 360
Минимальные системные требования
Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2.5 ГГц
1 GB памяти
GeForce 8800/Radeon HD 2900
7.5 GB на винчестере
Интернет-соединение
Рекомендуемые системные требования
Core 2 Quad/Phenom X4 3 ГГц
2 GB памяти
GeForce GTX 275/Radeon HD 5870
7.5 GB на винчестере
Интернет-соединение
 
Последнее убежище. Обзор Metro 2033
 
Страны под названием СССР не существует уже почти двадцать лет, а последнее поколение едва ли сколь-нибудь долго жило в ней в сознательном возрасте. Тем не менее, и стар и млад любят обо всем, что происходит на постсоветском пространстве, говорить "наше". Так и к вышедшему недавно продукту украинских разработчиков, игре Metro 2033 этот ярлык приклеился всерьез и надолго, а также довольно серьезно влиял на оценки проекта в русскоязычной прессе. Избавиться от субъективизма, оценивая детище близкой тебе культуры, действительно, очень сложно. То тут, то там видишь понятные, казалось бы, только нам, "выходцам из совка", намеки, приятно отмечаешь, что "славянский менталитет" не выродился в "исконно-посконно-кондовое" творение, рассматривать которое всерьез не получилось бы.
 
Последнее убежище. Обзор Metro 2033
 
Успех одноименной книги Дмитрия Глуховского не оставил игре ни малейшего шанса быть незамеченной. Именно по этой причине мы воздержимся от изложения сюжета, который легко может быть охарактеризован как "Fallout в локациях московского метро". Возникающими с серией Fallout реминисценциями создатели игры по праву гордятся. Даже несмотря на то, что классическая постъядерная серия была создана в рамках жанра RPG, в то время как Metro 2033 – классический линейный шутер типа Doom и Half-Life с крайне незначительными элементами "ролевки". Игровые ресурсы – патроны, оружие, аптечки, фильтры для противогазов – приобретаются у "барыг" на станциях метрополитена, сохранена аутентичная валюта из книги – старые армейские патроны, которые можно поменять в ближайшей будке STOP Exchange на боевые. Впрочем, стрелять можно и "деньгами", о чем красноречиво предупреждают в подсказках разработчики. На этих товарно-денежных отношениях отступление от канонов классического шутера и заканчивается. Боеприпасы в изобилии разбросаны по уровням, преимущественно в карманах трупов, и если с умом относиться к их расходованию, патовых ситуаций, которыми так изобиловал Dead Space, возникнуть у игрока не должно.
 
Последнее убежище. Обзор Metro 2033
 
Непосредственно перестрелки, а в книге их было, на удивление, мало, поэтому создателям игры пришлось активно фантазировать на эту тему, можно назвать самым слабым местом игры. В целях сохранения баланса и дабы избежать славы Serious Sam, монстры сделаны на редкость бронированными. Сложно с ходу сказать, сколько именно нужно всадить в каждого из них свинца, чтобы успокоить навек, но явно больше, чем того требует физиология млекопитающих. Люди в этом отношении выглядят несколько реалистичнее, для них хотя бы справедливо правило хедшота: одна пуля – один труп, чего не скажешь о "броневых" монстрах. С искусственным интеллектом тоже беда: иногда незадачливый мутант проползает мимо протагониста, ибо скриптом ему предписано атаковать напарника, а порой безо всяких приборов ночного видения фашист ловко палит в цель в кромешной темноте.
 
Последнее убежище. Обзор Metro 2033
 
Несмотря на эту "ложищу дегтя", геймплей не выглядит ни скучным, ни, тем более, лишенным драйва. Сцены, в которых нужно "гасить все живое", умело чередуются со "стелсом", поездками на дрезине, вылазками на поверхность, и вообще, для тоннельного мира они чрезвычайно разнообразны. Переход между свободным экшеном и скриптом сделан настолько бесшовным, что все моменты, когда герой по сюжету теряет сознание, сваливается с вагонетки или пребывает в галлюциногенном бреду, воспринимаются очень остро. К слову, кат-сцены сделаны в самых лучших традициях кинематографичности, они не только позволяют лучше понять сюжет (для тех, кто книгу не читал), но и добавляют глубины происходящему действу.
 
Последнее убежище. Обзор Metro 2033
 
С персонажами получилось весьма неоднозначно. С одной стороны, все первостепенные герои прописаны лучше, чем в ином фильме, – обилие реплик, шуток, диалогов. Даже молчание протагониста, которое прерывается для внутреннего монолога на загрузке уровней, несет в себе смысл. "Молчишь, Артем… я понимаю, можешь не отвечать…" С другой стороны, окружение получилось на редкость карикатурным. Одни и те же модели персонажей дублируются не просто на одной локации, но даже в одном кадре! Женщина в игре, такое чувство, только одна, чудесным образом выполняя роль матери на нескольких станциях одновременно. Дети все на одно лицо, но и это можно простить, если бы лицо это было бы оригинальным. Однако классический "ребенок" из метро являет собой перенос в игру образа "скримера" из одноименного фильма – такой же платочек крест-накрест, одноглазый медведь в руке и жалостливое выражение на лице. Брать такого себе на плечи, чтобы отнести матери, признаться, было страшновато.
 
Последнее убежище. Обзор Metro 2033
 
Как известно, над Metro 2033 трудилась часть команды создателей сериала S.T.A.L.K.E.R., поэтому волей-неволей в игре ищешь моменты сходства. Их, к счастью, немного. Например, во время посиделок около костра обитатели метро делятся местными легендами, полностью почерпнутыми из книги, а отсутствие каких-либо дедлайнов на изучение станций позволяет задержаться на несколько минут у каждой такой компании.


Последнее убежище. Обзор Metro 2033
 
Вообще, после 15 минут на станции можно легко забыть, что нужно двигаться вперед, в тоннель, косить пулеметными очередями упырей, надевать душный противогаз, продвигаясь через облака ядовитых газов, подниматься на поверхность, где враждебен каждый сантиметр земли, а небо несет еще большую опасность… На этом наивном контрасте, пожалуй, и держится костяк атмосферы игры. Меланхоличная прогулка по секретным тоннелям с настоящим волшебником и спринтерский бег на выживание разделены в игре всего парой переходов.
 
Последнее убежище. Обзор Metro 2033
 
Молчание протагониста, частые смерти его спутников, символичные кат-сцены из снов настраивают на философский лад. Игра, действительно, предполагает больше созерцания, чем действия, задает больше вопросов, чем дает ответов. Несмотря на линейность сюжета, у Metro 2033 две концовки. Обе они не похожи на книгу, но обе очень хорошо вытекают из игры. Большее количество гуманных поступков (отказы от награды, милостыня) склоняют игру к "хорошей" концовке, поэтому кому-то может захотеться пройти "метро" второй раз.
 
Последнее убежище. Обзор Metro 2033
 
Мы специально не заостряем внимание на графической составляющей Metro 2033, так как этому вопросу посвящена отдельная статья. Там же можно прочесть о требованиях игры к "железу". Здесь лишь отметим, что "рекомендуемые требования" – отнюдь не шутки, и, действительно, во всей красе графика предстает только перед обладателями GeForce GTX470/480 и Radeon HD 5870/5970 и соответствующей системы. Это не значит, что на картах мейнстрим-класса не будет видно красот достаточно гибкого движка 4A, стоит вспомнить, например, что игра также портирована для Xbox 360, в основе которого вообще лежит чип, аналогичный Radeon HD 2900. Просто самые последние "фишки" из мира графических технологий пока доступны наиболее обеспеченным игрокам, что, впрочем, не является чем-то из ряда вон выходящим. Однако и опускаться ниже мейнстрим-класса с поддержкой DX10 (Radeon HD 4850 / GeForce GTS250) мы не советуем, ведь основная прелесть нового движка – потрясающая игра света и тени, реалистичные системы частиц, динамическое освещение – реализованы именно на этом API. 
 
Последнее убежище. Обзор Metro 2033
 
Так получилось, что о звуке в игре выйдет отдельная статья, а именно: интервью с проектом Anthesteria, автором значительной части музыки в игре. Если к музыкальной составляющей вопросов у нас нет – dark ambient с вплетениями индастриэла и некодассики идеально подходит для такой атмосферной игры, как Metro 2033, то озвучка персонажей, звуки оружия и эффекты могли быть на несколько более высоком уровне. Звуки, издаваемые монстрами, авторам особенно удались, и жаль, что столь же сочными и реалистичными не получились выстрелы, передергивания затвора и стук колес вагонов. С озвучкой вышло ровно то же самое, что было сказано про персонажей, – герои первого плана озвучены отлично, в то время как второстепенные несколько страдают от недостатка актерского мастерства.
 
Последнее убежище. Обзор Metro 2033
 
Монстров в игре немного. Едва ли наберется десяток. Однако для остроты ощущений их более чем достаточно. Да, игра не телепортирует их тебе за спину, и появление всегда можно предсказать по характерным звукам, которые слышны за несколько сотен метров, но от этого ожидание встречи с продуктом мутации невинных грызунов и приматов становится не менее волнующим. Приятно, что в игре сохранена логика – например, бросив гранату в нору, откуда появляются чудовища, можно отсечь часть их потока. И если бы не повышенная неуязвимость и отсутствие слабых мест у чудовищ – за хореографию монстров можно было бы ставить "отлично".
  
Последнее убежище. Обзор Metro 2033
 
Подойдя к концу статьи, у вас могло сформироваться негативное мнение об игре. Однако это было бы неправильным, ведь описанные недостатки потому так сильно и бросались в глаза, что уровень игры в целом превосходный. Чудесная атмосфера, философский уклон сюжета, абсолютно фантастическая графика и дизайн уровней, сочетание эсхатологической обреченности и надежды – вот ключевые моменты, которые могут позволить попасть игре в ТОП по итогам года. Прощать или не прощать огрехи геймплея ради этих достоинств – геймерам решать в индивидуальном порядке. Но попробовать пройти игру хотя бы на треть однозначно стоит.
 
Оценка: 9.5/10.
 
 
Our choice
 
 
Мнение. Игорь Дульский, обозреватель: Несмотря на то, что основной фактор успеха этой игры – отличная графика, проектом года Метро 2033 не стать, потому что далеко не каждый геймер может позволить себе хотя бы 8 GB оперативной памяти (на самом деле и с 4 GB никаких проблем в игре не наблюдается, проверено, - примеч. М.Б.) для создания "бесшовного мира" без бесконечных подзагрузок, не говоря уже о видеокартах класса GeForce GTX470/480 и Radeon HD 5870/5970. О счастливых обладателях консолей можно и вовсе промолчать – на DirectX 9c графика смотрится весьма посредственно, лучше "погонять" в CoD: Modern Warfare 2 или новый Battlefield Bad Company. С DirectX 10 дела обстоят не лучше – видали и красивее. Однако не в графике счастье.
 
Те, кто читал книгу (естественно, проводя параллели с оригиналом) удивятся обилию народа в метро: тут тебе и бомжи с автоматами на каждом повороте, и толпы монстров, потоками льющиеся откуда попало: всего этого не было в книге, там была тоска одиночества и ощущение гибели человечества с началом расцвета новых форм жизни где-то наверху. Тут же чуть ли не с самого начала дают в зубы кучу оружия с боезапасом и начинается отстрел всего, что в тебя стреляет, рычит или движется не на двух ногах. Многочисленные кат-сцены (реверанс в сторону книги) погоды не делают – графика, драйв, пальба, многочисленные персонажи – вот основная составляющая игры. В принципе, для людей, не знакомых с оригиналом, оно будет и хорошо – не нужно "заморачиваться" на сравнениях. Благо, антураж сделан на все 100%, все мрачные станции и зловещие тоннели вполне мрачны и зловещи, дядьки суровы, монстры злобны, но все опять упирается в глупый AI, который рубит на корню все удовольствие от перестрелок. Хотя игра и подразумевает принятие неких решений, все же она линейна, однако, это один из примеров, когда линейность идет на пользу.
 
Из плюсов нетехнического плана можно выделить имитацию жизни на станциях, байки у костра, как ни странно, боезапас (ожидалось "побиралово" а-ля Resident Evil, а тут, стреляй – не хочу), разношерстность персонажей, а также, разумеется, параллели с книгой, по которой, по слухам, Голливуд будет снимать фильм. Если не придираться, это игра, в которую стоит поиграть, но два раза пройти терпения хватит не у всякого.
 
Оценка: 8/10.